Дело № 2-2682/2021
УИД 79RS0002-01-2021-007456-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
при помощнике судьи Саргсян Г.А., секретаре Щербаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и его отмене,
У С ТА Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и его отмене, указав, что он проходит службу в должности начальника первого боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО. 25.08.2021 в отношении него был вынесен приказ № 316 ДСП, которым он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении п. 12 Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, утверждённого приказом Росгвардии от 28.11.2018 № 601, а также пункта 10.32 должностного регламента начальника 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по ЕАО в части неразработки должностного регламента и неознакомления с должностным регламентом подчинённого сотрудника. Он согласно своему должностному регламенту разработал должностной регламент (должностную инструкцию) на старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО капитана полиции ФИО1, который был назначен на должность 09 января 2020 года, данный должностной регламент был передан для согласования вышестоящему руководителю для согласования, а затем последний был ознакомлен под роспись. Пункт 10.32. должностного регламента (должностной инструкции) ФИО4 не нарушал, в данном пункте говорится, что он должен проводить инструктаж по технике безопасности при производстве хозяйственных работ…, ссылка на нарушение данного пункта в приказе является необоснованной и незаконной. Пункт 12 Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, утверждённого приказом Росгвардии от 28.11.2018 № 601, для ФИО4 не применим, т.к. в пунктах с 11 по 11.2 указаны руководители, на которых распространяются действия данного приказа, должности ФИО4 в этом списке нет. Просит признать приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания № 316 ДСП от 25.08.2021 незаконным и отменить его.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме по доводам иска. Дополнительно суду пояснил, что ФИО4 согласно своему должностному регламенту разработал должностной регламент (должностную инструкцию) на старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Еврейской автономной области капитана полиции ФИО1, который был назначен на должность 9 января 2020 года. ФИО6 был ознакомлен под роспись с должностным регламентом, затем регламент был передан для согласования вышестоящему руководителю, в частности ФИО5. Кроме того, взыскание вынесено за пределами шести месячного срока со дня совершения проступка, поскольку фактически проступок был совершен в январе 2020 года. При таких обстоятельствах приказ № 316 ДСП от 25.08.2021 года о привлечении дисциплинарного взыскания ФИО4 является незаконным.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объёме. По существу поддержала доводы возражений на исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что срок привлечения к дисциплинарной ответственности не пропущен, работодатель считает данный срок с момента обнаружения дисциплинарного проступка, т.е. с 16.07.2021. На реализацию приказа о проведении служебной проверки и объявления взыскания имеется один месяц.
Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», пункту 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии и для выполнения возложенных на них задач и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; организации войск национальной гвардии (пункт 1 Положения) и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии, а также руководит деятельностью организаций, созданных в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке для выполнения задач в установленных сферах деятельности (пункт 5 Положения).
Из материалов дела следует, что ФИО4 проходит службу в Управлении Росгвардии по Еврейской автономной области с 2016 года, в должности начальника первого боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Еврейской автономной области - с апреля 2018 года, назначен на должность приказом начальника Управления Росгвардии по Еврейской автономной области от 24.04.2018 № 45дсп л/с.
Приказом начальника Управления Росгвардии по ЕАО от 25.08.2021 № 316 дсп ФИО4 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении пункта 12 Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, утверждённого приказом Росгвардии от 28.11.2018 № 601, а также пункта 10.32 должностного регламента (должностной инструкции) начальника 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по ЕАО в части неразработки должностного регламента и неознакомления с должностным регламентом подчинённого сотрудника.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в войска национальной гвардии, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности; выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания.
Из приведенных выше правовых норм следует, что дисциплинарное взыскание может быть применено к сотруднику за совершение им дисциплинарного проступка, которым является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него конкретных служебных обязанностей (нарушение требований законодательства, должностных инструкций, положений, приказов МВД РФ и т.п.). Не может рассматриваться как дисциплинарный проступок неисполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, которые не были вменены сотруднику в обязанность.
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО4, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлись следующие обстоятельства: когда имело место нарушение служебной дисциплины ФИО4, послужившее поводом для проведения служебной проверки и привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде замечания, допущены ли ФИО4 нарушения служебной дисциплины, явившиеся поводом для его наказания; соблюдены ли работодателем процедура и сроки применения дисциплинарного взыскания, предусмотренные частью 7 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Во исполнение данной части ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации принят приказ от 30.01.2018 г. N 25 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Порядок).
Служебная проверка проводится по решению директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, первых заместителей директора, заместителей директора, статс-секретаря - заместителя директора, начальника (руководителя) структурного подразделения Росгвардии, командующего округом войск национальной гвардии, начальника территориального органа Росгвардии, заместителя начальника территориального органа Росгвардии, а также командира (начальника) подразделения (организации) войск национальной гвардии, имеющего в непосредственном подчинении кадровый орган (п. 3 Порядка).
В силу п. 9 Порядка Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, а также заявление сотрудника.
По результатам служебной проверки на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных составляется заключение, которое состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
В вводной части указываются: 1) должность, специальное (воинское) звание, инициалы, фамилия должностного лица (или состав комиссии), проводившего служебную проверку; 2) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения о его образовании, времени службы в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Описательная часть должна содержать: 1) основания проведения служебной проверки; 2) объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; 3) факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 4) обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 5) наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ; 6) факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника; 7) материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; 8) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 9) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка (если он имеется).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: 1) вывод о завершении служебной проверки и наличии или отсутствии вины в действиях сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; 2) предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности; 3) выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ; 4) выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, подавшего заявление о проведении служебной проверки; 5) предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения; 6) рекомендации об оказании сотруднику правовой, а также социальной и (или) психологической помощи; 7) предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ; 8) рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства; 9) рекомендации профилактического характера.
Как следует из материалов дела, основанием применения к истцу названного выше дисциплинарного взыскания послужило заключение служебной проверки, проведенной в период с 26.07.2021 по 11.08.2021, проведенной Врио командира СОБР Управления Росгваордии по ЕАО, подполковником полиции ФИО10
Из материалов служебной проверки, проводимой в отношении ФИО4, следует, что 16.07.2021 в ходе проверки организации служебно-боевой деятельности СОБР был выявлен факт отсутствия должностного регламента (должностной инструкции) старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 боевого отделения СОБР Управления Росгвардии по ЕАО ФИО1
Согласно объяснениям ФИО4 он, находясь в очередном отпуске, прибыл в подразделение, где разработал должностную инструкцию старшего оперуполномоченного ФИО1 Должностная инструкция была распечатана в 2-х экземплярах, им подписана и передана командиру отряда для утверждения. Какова дальнейшая судьба должностной инструкции ему неизвестно.
Согласно объяснениям младшего инспектора НД и Р СОБР ФИО8 за период службы в подразделении должностной регламент старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 боевого отделения СОБР Управления Росгвардии по ЕАО ФИО1 на подшивку в номенклатурное дело и дальнейшего хранения не поступал.
По результатам проведенной проверки в отношении ФИО4 был вынесен оспариваемый приказ.
В обоснование заявленных требований истец ФИО4 ссылался на то, что нарушения служебной дисциплины не допускал, в связи с чем, к нему неправомерно применено дисциплинарное взыскание.
Служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и их примерной формы, утверждён Приказом Росгвардии от 28.11.2018 № 601.
Согласно п. 3 указанного Порядка должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность, непосредственным командиром (начальником) по примерной форме. Права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность командиров (начальников) подразделений (организаций) устанавливаются положениями, уставами подразделений (организаций) без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).
Должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются: директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации, его первым заместителем (заместителями), командирами (начальниками) подразделений (организаций) войск национальной гвардии; иными руководителями, командирами (начальниками), которым директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации, его первым заместителем (заместителями), начальниками организаций, командирами (начальниками) подразделений (организаций) войск национальной гвардии предоставлено соответствующее право (п. 11 Порядка).
Должностной регламент (должностная инструкция) составляется в двух экземплярах. Непосредственный командир (начальник) ознакомляет сотрудника с обоими экземплярами должностного регламента (должностной инструкции) под расписку. Первый экземпляр передается сотруднику, второй экземпляр хранится в подразделении делопроизводства и режима подразделения (организации) войск национальной гвардии (п. 12 Порядка).
Основные требования, обязательные для военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии, и единые нормы и правила по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности войск национальной гвардии документов, а также порядок организации делопроизводства определены Инструкцией по делопроизводству в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённой Приказом Росгвардии от 06.06.2017 № 160.
Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами, в том числе с документами в электронной форме, включая их подготовку, обработку, использование и хранение.
Организация и ведение делопроизводства, в том числе с использованием современных информационных технологий в работе с документами в войсках национальной гвардии, обеспечиваются Управлением делопроизводства и режима Росгвардии, отделами, отделениями, группами, направлениями делопроизводства и режима, секретариатами, секретно-картографическими (секретными) отделениями, группами секретного делопроизводства, секретными частями, канцеляриями и иными подразделениями, предназначенными для ведения делопроизводства, а также лицами, ответственными за ведение делопроизводства.
Подразделение делопроизводства и режима является самостоятельным структурным подразделением воинской части (организации) и подчиняется непосредственно командиру (начальнику)
На подразделения делопроизводства и режима возлагается выполнение, в том числе следующих основных задач: прием, регистрация и распределение входящих (поступающих) документов; передача документов на рассмотрение командиру (начальнику) (или лицу, его замещающему) и исполнителям. Лица, ответственные за исполнение документа, получают его лично в подразделении делопроизводства и режима воинской части (организации), за исключением структурных подразделений Росгвардии; контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись командиру (начальнику) воинской части (организации) или лицу, его замещающему; формирование дел в соответствии с номенклатурой дел, обеспечение их сохранности.
Согласно п. 10.32 должностного регламента начальника 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по ЕАО ФИО4, утверждённого Врио командира СОБР Управления Росгвардии по ЕАО 16.02.2021, ссылка на который имеется в оспариваемом приказе, начальник 1 БО СОБР ФИО4 обязан разрабатывать должностные регламенты (должностные инструкции) подчинённых сотрудников для их утверждения, своевременно вносить в них изменения и дополнения, а также организовывать своевременное ознакомление подчинённых сотрудников с утверждёнными должностными регламентами (должностными инструкциями), внесёнными в них изменениями, дополнениями.
Также суду представлен должностной регламент начальника 1 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по ЕАО ФИО4, утверждённый Врио командира СОБР Управления Росгвардии по ЕАО 16.07.2021, в котором обязанность по разработке должностных регламентов (должностных инструкций) регламентирована в пункте 10.38.
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1БО СОБР Управления Росгвардии по ЕАО в январе 2020. После назначения на должность его пригласил к себе начальник отдела планирования ФИО9 и сказал, чтобы он расписался в должностной инструкции. Она была именная. В этой инструкции уже имелась подпись ФИО4, но она не была ещё утверждена командиром. Копию должностного регламента он не получил. ФИО4 не ознакамливал его с должностным регламентом, это сделал ФИО9 В отдел делопроизводства его не приглашали. Между ФИО10 и ФИО4 отношения не сложились. ФИО10 испытывает к истцу личную неприязнь.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что с 2017 года работает начальником отдела планирования и взаимодействия с правоохранительными органами при проведений спецопераций СОБР Управления Росгвардии по ЕАО. Иногда он помогает в разработке документации для сотрудников СОБРа. Вместе с тем, он не знакомил ФИО1 с его должностным регламентом. Он знакомил ФИО1 до его аттестации с типовым должностным регламентом. Ведомственными правовыми актами предусмотрено, что должностные регламенты должны проходить через отдел делопроизводства и режима, который проверяет правильность оформления и наличие технических и грамматических ошибок, поскольку это важные документы. Напрямую передавать проекты должностных регламентов вышестоящему руководителю нельзя. В разработке должностной инструкции ФИО1 он не принимал участие.
Свидетель ФИО8 пояснила, что с мая 2019 года работает младшим инспектором отдела делопроизводства СОБР Управления Росгвардии по ЕАО. Должностные регламенты разрабатывают начальники боевых отделений, начальники планирования, начальники обеспечения специальных операций. Они разрабатывают регламенты только в отношении своих сотрудников. Разработкой регламента занимается только командир отряда, знакомит сотрудников командир или она. Данная обязанность у неё не предусмотрена, она может выполнить её по просьбе командира. ФИО4 был в отпуске, когда ФИО16 прошел аттестацию. ФИО4 вышел из отпуска, разработал регламент, ФИО16 ознакомился. Об этом ей стало известно, когда проводилась служенная проверка в отношении ФИО4 Однако должностной регламент ФИО16 она не видела, в отдел делопроизводства он не поступал. ФИО4 сам мог пройти к руководителю и подписать должностной регламент ФИО16. ФИО16 по факту отсутствия его должностного регламента к ней не обращался. Сроков по разработке должностного регламента нет. Он должен быть готов в кратчайшие сроки, чтобы не было нарушений. Контроль за изготовлением регламента осуществляет руководитель командиров подразделений, а контролируют командиры подразделения.
Свидетель ФИО11 суду пояснил, что с декабря с 2017 года по март 2021 года занимал должность командира специального отряда быстрого реагирования Управления Россгвардии по ЕАО. В его должностные обязанности входило руководство и контроль за выполнением работы отделений СОБР. Им осуществлялся контроль только за командирами отделений. На момент аттестации ФИО16 для ознакомления предоставлялась «типовая» должностная инструкция. После прохождения им аттестации был подготовлен основной должностной регламент и предоставлен ему на подпись. В дальнейшем регламент подшит в личное дело и сдан в отдел делопроизводства. Разработана должностная инструкция начальником отделения планирования ФИО7. ФИО4 должностную инструкцию ФИО16 не разрабатывал, её разработал Сергеев, которому он лично дал поручение это сделать. Когда новый сотрудник приступает к своим должностным обязанностям, ему сразу предоставляется должностной регламент для ознакомления.
Свидетель ФИО12 пояснила, что работает ответственным исполнителем делопроизводства и режима Управления Россгвардии по ЕАО. Она осуществляет контроль за секретным делопроизводством, проводит проверки в отношении Управления Россгвардии и СОБР. Должностные регламенты сотрудников они не проверяют. Если документы для срочного ознакомления, то в течение 3 дней необходимо ознакомить сотрудника, с некоторыми документами нужно ознакомить в течение 10 дней. Сроки разработки должностного регламента нормативно не установлены. Пришел новый сотрудник, необходимо сделать должностную инструкцию для него. Сотрудник не должен осуществлять свои обязанности без должностной инструкции.
Свидетель ФИО13 суду пояснила, что с мая 2019 года работает начальником группы делопроизводства и режима Управления Россгвардии по ЕАО, занимается ведением секретного и несекретного делопроизводства, контроль делопроизводства, соблюдение режима секретности в управлении и подразделениях. При проверке они просматривают номенклатуру дел, должностные регламенты с личным составом не сверяют. Когда приходит новый сотрудник, необходимо разработать должностную инструкцию. После утверждения регламента командиром, сотрудник должен ознакомиться с ним.
Проанализировав пояснения сторон, свидетелей, а также письменные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом были допущены нарушения Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, поскольку ФИО1 знакомился с должностным регламентом, не утвержденным уполномоченным руководителем, ФИО4 не ознакомил, как непосредственный командир (начальник), сотрудника с обоими экземплярами должностного регламента (должностной инструкции) под подпись, не передал первый экземпляр сотруднику, а второй экземпляр в подразделение делопроизводства и режима.
Вместе с тем, суд находит заслужившими внимания доводы истца о пропуске ответчиком срока наложения дисциплинарного взыскания.
Как указывалось выше, порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлен статьей 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
В частности, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 6 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Поводом для издания обжалуемого приказа явилось вменяемое истцу нарушение служебной дисциплины, выразившееся в не разработке должностного регламента (должностной инструкции) и не ознакомления с должностным регламентом (должностной инструкцией) подчиненного сотрудника – капитана полиции ФИО1, который был назначен на должность 09.01.2020. Иных дат совершения ФИО4 нарушений служебной дисциплины, требований должностной инструкции заключение служебной проверки, приказ не содержат.
Довод стороны ответчика, что проступок, совершенный ФИО4, является длящимся, является неверным и противоречит закону.
При этом, из заключения служебной проверки следует, что факт подготовки проекта должностного регламента (должностной инструкции) старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 боевого отделения СОБР Управления Росгвардии по Еврейской автономной области ФИО1 истцом ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО4 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и его отмене удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЕАО от 25.08.2021 № 316 «О привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника Управления Росгвардии по Еврейской автономной области» и возложить обязанность на ответчика по его отмене.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2021.