ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2683/18 от 09.10.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-2683/18

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 октября 2018 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего - судьи Говоруха Л.Л.,

при секретаре - Шеиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска», администрации г. Южно-Сахалинска о возложении обязанности включить в список участников программы на 2010-2015 годы, выдать сертификат на приобретение жилого помещения по программе молодая семья, признании незаконным решения администрации г. Южно-Сахалинска от 12 февраля 2018 года об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

ус т а н о в и л :

21.02.2018 года ФИО1 обратилась в суд с данным иском, в обоснование указывая что истца с двумя несовершеннолетними детьми на основании заявления от 07.08.2014 года были включены в список участников программы Обеспечение жильем жителей Сахалинской области как неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и двух детей. С 01.03.2017 года по 01.12.2017 года на семью был оформлен жилищный сертификат, который истец не получала. После рождения третьего ребенка истец обратилась в органы социальной поддержки за получением единовременной социальной выплаты многодетной семье на приобретение жилого помещения или расходов на его строительство, она была включена в соответствующую программу. В связи с вступлением в эту программу сотрудники УЖП, введя истца в заблуждение, попросили ее написать заявление об отказе от участия в программе Обеспечение населения г. Южно-Сахалинска качественным жильем на 2010-2015 годы, что истцом и было сделано. Впоследствии она обращалась в УЖП с заявлением о восстановлении в программе молодая семья и выдачи сертификата, но эти обращения результатов не дали. В иске поставлены требования о включении семьи истца в список участников программы на 2010-2015 годы и возврате ранее выданного сертификата на приобретение жилья по программе молодая семья.

Протокольным определением от 08.05.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Южно-Сахалинска, в качестве третьего лица – ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

В судебное заседание 19.07.2018 года истцом представлено уточнение к исковому заявлению, в котором она просит признать незаконным решение администрации г. Южно-Сахалинска от 12.02.2018 года об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании ФИО1 на заявленных требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений. Пояснила, что была включена в список участников программы Обеспечение жильем жителей Сахалинской области как неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и двух детей. В 2017 году родила третьего ребенка и обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» за получением единовременной социальной выплаты. Так как на момент написания заявления о получении социальной выплаты был оформлен сертификат по программе, в которую она вступила ранее, ей было разъяснено, что необходимо отказаться от получения сертификата. Что она и сделала, написав 27 марта 2017 года заявление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Позже, уже после получения единой социальной выплаты узнала, что имела право на получение социальной выплаты независимо от получения сертификата. В связи с чем, обратилась в МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» с заявлением о включении в программу из которой ранее выбыла и возврате сертификата, от которого ранее отказалась. Решением от 12.02.2018 года ей было в удовлетворении её заявления. Просила признать это решение незаконным и обязать ответчиков включить в список участников программы на 2010-2015 годы, выдать сертификат на приобретение жилого помещения по программе обеспечения жильем жителей Сахалинской области, который ею был сдан.

Представитель МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» и администрации г. Южно-Сахалинска – ФИО2, действующий на основании доверенностей, с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что истица добровольно отказалась от получения жилищного сертификата по программе молодая семья, написав соответствующее заявление. В настоящее время включение ее обратно в программу по обеспечению жильем на 2010-2015 годы не представляется возможным, так как она выбыла из участия в программе, отказавшись от сертификата, который был перераспределен другим участникам программы. Полагает, что при новом обращении ФИО1 о включении её в программу по обеспечению жильем ей будет отказано, так как правом на улучшение жилищных условий истец уже воспользовалась, получив социальную выплату как многодетная семья.

Представитель ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без участия представителя.

В материалах дела имеется письменный отзыв ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области», в котором разрешение спора оставили на усмотрение суда с учетом всех обстоятельств.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Статья 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 года N 428 утверждена государственная программа Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы".

В целях реализации государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы" постановлением Правительства Сахалинской области от 09.04.2014 года N 150 утвержден Порядок формирования списка участников мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем" подпрограммы "Стимулирование жилищного строительства" государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы".

В силу п.1.1. указанного Порядка формирование общего списка граждан должно быть завершено до 01 ноября года, предшествующего планируемому.

Общий список лиц, желающих участвовать в мероприятии, состоит из граждан, желающих участвовать в мероприятии, и формируется по дате и времени подачи документов (п. 1.8 Порядка).

Система мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей, установлена Законом Сахалинской области от 06.12.2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области».

На основании п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 4 Закона одним из видов социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям является единовременная социальная выплата в размере 50 процентов стоимости приобретенного жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2 000 000 рублей, при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области.

Судом установлено, что 07.08.2014 года ФИО1 обратилась в администрацию г. Южно-Сахалинска с заявлением о включении ее семьи в 2015 году в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем жителей Сахалинской области» долгосрочной целевой программы Сахалинской области «Строительство жилья в Сахалинской области на 2010-2015 годы» и в подпрограмме «Обеспечение жильем» муниципальной целевой программы «Строительство жилья в ГО «город Южно-Сахалинск» на 2010-2015 годы».

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 02.11.2016 года № 3300 утвержден Список претендентов и его резерв с указанием размеров социальных выплат участников мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы».

Семья ФИО1 в составе трех человек вошла в основной состав указанного списка по категории «молодая семья».

На основании указанного постановления был выписан сертификат о праве на получение социальной выплаты на строительство жилья в составе жилищно-строительных кооперативов, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома или на строительство индивидуального жилого дома, сроком действия на 9 месяцев (с 01.03.2017 года по 01.11.2017 года).

Из материалов дела также следует, что после рождения третьего ребенка, 09.03.2017 года ФИО1 обратилась в ГКУ ЦСПСО с заявлением о предоставлении ЕСВ многодетным семьям на приобретение жилого помещения с приложением пакета документов.

Решением ГКУ ЦСПСО от 02.05.2017г. истцу предоставлена единовременная социальная выплата многодетным семьям на приобретение жилого помещения в размере 2 000 000 руб.

Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что ФИО1 была получена указанная денежная сумма в размере 2 000 000 руб., денежные средства пошли на приобретение квартиры по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <адрес>

В связи с обращением в органы соцзащиты за получением единовременной социальной выплаты многодетной семье, 27.03.2017 года ФИО1 представила в рабочую группу по формированию списков участников подпрограммы заявление об исключении ее (ее семьи) из списков участников подпрограммы «Строительство жилья в ГО «город Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы» муниципальной программы «Обеспечение населения ГО «город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2020 годы» по категории «молодая семья».

Из пояснений истицы, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что сотрудниками Управления жилищной политики была дана неверная информация о том, что для получения социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой многодетным семьям, ей необходимо отказаться от жилищного сертификата, предоставленного по программе «молодая семья», поскольку предоставление социальных выплат сразу по двум программам невозможно.

Согласно протоколу заседания рабочей группы по формированию списков участников подпрограммы от 06.04.2017 года указанное выше заявление ФИО1 было рассмотрено и принято единогласное решение об исключении семьи истца из списка претендентов (постановление администрации г. Южно-Сахалинска от 26.05.2017 года № 1434-па).

24.07.2017 года ФИО1 вновь обратилась в администрацию г. Южно-Сахалинска с заявлением о включении ее (ее семьи) в список участников подпрограммы «Строительство жилья в ГО «город Южно-Сахалинск» на 2015-2020 годы» муниципальной программы «Обеспечение населения ГО «город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2020 годы» по категории «молодая семья».

Письмом МКУ «УЖП г. Южно-Сахалинска» о 24.08.217 года истице отказано во включении в список по той причине, что ею уже получена единовременная социальная выплата и приобретено жилое помещение, тогда как право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств бюджетов предоставляется участнику подпрограммы один раз.

Согласно протоколу заседания рабочей группы по внесению изменений в Список претендентов и его резерв с указанием размеров социальных выплат участников мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» от 12.02.2018 года, на повестке дня стояло рассмотрение заявления ФИО1 о необоснованном исключении из участников подпрограммы.

В ходе заседания было установлено, что ФИО1 была исключена из соответствующего списка на основании ее заявления о добровольном выходе из подпрограммы, при этом, улучшила свои жилищные условия, воспользовавшись правом на получение единовременной социальной выплаты в сумме 2 000 000 руб. и приобретя в собственность жилое помещение. По итогам заседания рабочей группы принято решение отказать в удовлетворении заявления ФИО1 ввиду отсутствия оснований.

В ст. 12 Закона № 112-ЗО установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении денежных выплат.

Так, в силу пп.2 п. 1-1 ст. 12 Закона № 112-ЗО основанием для отказа в назначении денежных выплат является предоставление социальных выплат либо материальной помощи на строительство либо приобретение жилья (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на улучшение жилищных условий, единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, либо социальных выплат на приобретение или строительство жилья в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ Сахалинской области, муниципальных программ, утвержденных местными администрациями муниципальных образований Сахалинской области) за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Сахалинской области или местных бюджетов муниципальных образований.

Таким образом, получение социальной выплаты в виде жилищного сертификата в рамках утвержденной муниципальной программы, не лишало бы истицу права на получение единовременной социальной выплаты в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области.

Согласно мероприятию 3.1 «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» постановления Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 года N 428 утверждена государственная программа Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы" право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств областного бюджета предоставляется гражданину участнику мероприятия один раз.

В соответствии с п. 1.16 Порядка формирования списка участников мероприятия "Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем" в случае установления фактов ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии, социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного или местного бюджетов, принимается решение о возврате лицу документов.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 добровольно вышла из программы по предоставлению социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем. Доказательств тому, что ФИО1 принудили к написанию заявления о выходе из программы суду не представлено.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения истца в список участников программы на получение жилья по категории «молодая семья» и выдачи жилищного сертификата не имеется.

Оспаривая решение администрации г. Южно-Сахалинска от 12.02.2018 года, оформленного протоколом заседания рабочей группы, истица указывает, что данным решением ей было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Между тем, как следует из материалов дела, на данном заседании вопрос о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не обсуждался, рассматривалось только заявление ФИО1 о необоснованном исключении из списка участников подпрограммы. Исключение ее из указанного списка признано правомерным по указанным выше основаниям.

С учетом всех обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, суд не находит оснований для признания решения администрации г. Южно-Сахалинска от 12.02.2018 года незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска», администрации г. Южно-Сахалинска о возложении обязанности включить в список участников программы на 2010-2015 годы, выдать сертификат на приобретение жилого помещения по программе молодая семья, признании незаконным решения администрации г. Южно-Сахалинска от 12 февраля 2018 года об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательном виде.

Председательствующий судья Л.Л. Говоруха

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья Л.Л. Говоруха