ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2683/2013 от 09.10.2013 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-2683/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2013 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Калинкиной И.В.,

при секретаре Курцевич И.А.,

с участием старшего помощника военного прокурора Красноярского гарнизона Садкеева Д.П., представителя войсковой части 58661-75 Орлова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министру обороны Российской Федерации, командующему войсками Центрального военного округа Министерства обороны РФ, командованию базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского флота, 1 разряда) в/части 58661-75 о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить воинскую часть пожарно-техническим имуществом,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министру обороны Российской Федерации, командующему войсками Центрального военного округа, командованию базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского флота, 1 разряда) в/части 58661-75 о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить воинскую часть пожарно-техническим имуществом, провести работы по введению в эксплуатацию пожарно-технической продукции, мотивируя свои требования тем, что военной прокуратурой Красноярского гарнизона проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами войсковой части 58661-75 действующего законодательства, направленного на пресечение и предупреждение незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, соблюдения правил их безопасного хранения, использования и утилизации, обеспечения пожарной безопасности на объектах хранения боеприпасов.

Военной прокуратурой Красноярского гарнизона неоднократно проводились проверки соблюдения требований законодательства о пожаровзрывобезопасности в в/части 58661-75, по результатам которых в адрес правомочного командования вносились представления об устранении нарушений законов, однако, действенных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в в/части 58661-75 до настоящего времени не принято. По результатам проведенной в июне 2013 г. контрольной проверки установлено, что требования пожарной безопасности в в/части 58661-75 до настоящего времени не соблюдаются, меры к обеспечении пожарной безопасности не принимаются, требования законов не соблюдаются.

Для обеспечения требований пожарной безопасности в/части 58661-75 требуется следующее пожарно-техническое имущество: мотопомпа МП-1600 - 4шт., мотопомпа-800 - 1 шт., каска пожарного - 42 шт., пояс спасательный пожарный - 42 шт., карабин пожарный - 42 шт., костюм теплоотражательный (теплозащитный экран) - 4 шт., рукава напорные d-51 мм. - 18 шт., рукава напорные d-77 мм. - 30 шт., 808 огнетушителей, 500 кг. пенообразователя на 1 пожарный автомобиль (по штату 4 автомобиля итого 2000 кг.), 64 автоматических пожарных сигнализаций.

Командованием в/части 58661-75 неоднократно направлялись заявки на вышеуказанное пожарно-техническое имущество в довольствующие органы. Ни одна из заявок в/части 58661-75 на обеспечение пожарным имуществом командованием ЦВО не удовлетворена, ответы на заявки в воинскую часть не поступали.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, так как войсковая часть 58661-75 осуществляет хранение боеприпасов, в связи с чем, не соблюдение требований пожарной безопасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь наступление тяжких последствий не только в границах войсковой части 58661-75, но и для граждан, проживающих в г. Канске Красноярского края, на территории которого находится войсковая часть 58661-75, что нарушает их права на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

В связи с чем военный прокурор Красноярского края просит признать незаконным бездействие ответчиков, связанное с ненадлежащим обеспечением требований пожарной безопасности в в/части 58661-75 и обязать их устранить допущенные нарушения, для чего возложить обязанность по обеспечению объектов в/части 58661-75 следующим пожарно-техническим имуществом: мотопомпа МП-1600 - 4шт., мотопомпа-800 - 1 шт., каска пожарного - 42 шт., пояс спасательный пожарный - 42 шт., карабин пожарный - 42 шт., костюм теплоотражательный (теплозащитный экран) - 4 шт., рукава напорные d-51 мм. - 18 шт., рукава напорные d-77 мм. - 30 шт., 808 огнетушителей, 500 кг. пенообразователя на 1 пожарный автомобиль (по штату 4 автомобиля итого 2000 кг.), 64 автоматических пожарных сигнализаций.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Красноярского гарнизона ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков Министра обороны РФ, командующего войсками Центрального военного округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым требования военного прокурора не признал в полном объеме, мотивируя тем, что у военного прокурора отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за соблюдением должностными лицами, в частности должностными лицами войсковой части 58661-75, требований пожарной безопасности. В исковом заявлении не указано, требования какого нормативного документа по пожарной безопасности нарушено должностными лицами военного ведомства, а также не представлено соответствующих доказательств. Исковое заявление не соответствует требованиям ст. 131 ГПК РФ, поскольку в качестве ответчиков указаны должностные лица. Ссылка военного прокурора на нарушение требований приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ» основана на неправильном толковании норм материального права, поскольку данный приказ был издан в целях поддержания боеспособности войск и не имеет отношения к пожарной безопасности воинских частей. Военным прокурором не учтены требования Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны РФ», из которого следует, что Министерство обороны РФ не имеет своих личных денежных средств, а использует денежные средства федерального бюджета на свое содержание и реализацию возложенных на него полномочий.

Представитель войсковой части в/части 58661-75 ФИО3 по существу заявленных требований пояснил, что действительно до настоящего времени их заявки об обеспечении недостающим пожарно-техническим имуществом в рамках предъявленного иска Центральным военным округом не исполнены.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности установлена ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой организации (независимо от форм собственности) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

По делу было установлено, что в соответствии с указаниями командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № 11/20/1/30/2962, изданных в соответствии с директивой Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № Д-037 и указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ 7081 техническая база вооружения (минно-торпедная, флота, 1 разряда) (войсковая часть 81272) подлежала переформированию (п. 3 указаний), при этом, командирам воинских частей, в том числе командиру в/части 81272 (в настоящее время в/часть 58661-75), дано указание (п. 28 указаний) при проведении организационно-штатных мероприятий руководствоваться приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ» не допустить снижения боевой и мобилизационной готовности. (л.д. 52-57).

Обеспечение в/части 58661-75 пожарным имуществом осуществляется на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом».

Согласно раздела 2 вышеуказанной инструкции установлено, что для обеспечения плановой (текущей) потребности воинских частей в пожарно-технической продукции довольствующие органы военного управления выполняют следующие мероприятия: производят с участием Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Минобороны России распределение приобретаемой пожарно-технической продукции между военными округами, а также осуществляют снабжение воинских частей пожарно-технической продукцией. При этом, данным разделом инструкции предусмотрено, что заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями на предстоящий (планируемый год) и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Указанным же разделом инструкции установлено, что комплектование воинских частей (организаций) пожарно-технической продукцией осуществляется в соответствии с установленными нормами, штатами и сроками службы этой продукции.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией пожарного надзора по Центральному военному округу Министерства обороны РФ проведена проверка организации и состояния противопожарной охраны базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского Флота, 1 разряда) войсковой части 58661, в ходе которой установлено, что недостает автоматической пожарной сигнализации 64 штук, огнетушителей -718 штук, не обработано огнезащитной обработкой 13 зданий, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 23).

В апреле 2013 года военной прокуратурой Красноярского гарнизона с привлечением специалистов пожарного надзора по Центральному военному округу была проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами войсковой части 58661-75 требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой было установлено, что войсковая часть обеспечена первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) с истекшим сроком годности (718 огнетушителей требуют замены на новые), 19 из 515 молниезащитных устройств исправны, но требуют среднего ремонта, не достает 64 автоматических пожарных сигнализаций, из 196 хранилищ 34 здания находятся в аварийном состоянии.

Начальнику базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского Флота, 1 разряда) войсковой части 58661 вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 84).

По итогам рассмотрения указанного представления начальником базы ДД.ММ.ГГГГ сообщено о принятых мерах по устранению нарушений закона о пожарной безопасности, а именно, о направлении заявок в довольствующие службы о выделении материальных средств на доукомплектование пожарным вооружением и оборудованием. (л.д. 86).

Требования пожарной безопасности в в/части 58661-75 до настоящего времени не соблюдаются, меры к обеспечении пожарной безопасности не принимаются, о причинах непринятия указанных мер ответчики суду не сообщили.

Для обеспечения требований пожарной безопасности в/части 58661-75 требуется следующее пожарно-техническое имущество: мотопомпа МП-1600 - 4шт., мотопомпа-800 - 1 шт., каска пожарного - 42 шт., пояс спасательный пожарный - 42 шт., карабин пожарный - 42 шт.,костюм теплоотражательный (теплозащитный экран) - 4 шт., рукава напорные d-51 мм. - 18 шт., рукава напорные d-77 мм. - 30 шт., 808 огнетушителей, 500 кг. пенообразователя на 1 пожарный автомобиль (по штату 4 автомобиля итого 2000 кг.), 64 автоматических пожарных сигнализаций. Данный перечень ответчиками не оспаривался.

Командованием в/части 58661-75 неоднократно направлялись заявки на вышеуказанное пожарно-техническое имущество в довольствующие органы, заявки в/части 58661-75 на обеспечение пожарным имуществом остались нереализованными, ответы на заявки в воинскую часть не поступали. (л.д. 35-50).

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, принимая во внимание, что реальные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности не приняты до настоящего времени, в результате чего создается реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих как в границах войсковой части 58661-75, так и граждан, проживающих в г. Канске Красноярского края, на территории которого находится войсковая часть 58661-75, требования военного прокурора Красноярского гарнизона являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Возражения представителя ответчиков, изложенные в письменном отзыве, не принимаются судом во внимание, поскольку являются необоснованными. Вопросы финансирования не являются компетенцией суда и в их обсуждение суд не входит.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие командующего войсками Центрального военного округа, Министра обороны РФ, связанное с ненадлежащим обеспечением требований пожарной безопасности в войсковой части 58661-75, обязав устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности на объектах в/части 58661-75, для чего обеспечить следующим пожарно-техническим имуществом: мотопомпа МП-1600 - 4шт., мотопомпа-800 - 1 шт., каска пожарного - 42 шт., пояс спасательный пожарный - 42 шт., карабин пожарный - 42 шт., костюм теплоотражательный (теплозащитный экран) - 4 шт., рукава напорные d-51 мм. - 18 шт., рукава напорные d-77 мм. - 30 шт., 808 огнетушителей, 500 кг. пенообразователя на 1 пожарный автомобиль (по штату 4 автомобиля итого 2000 кг.), 64 автоматических пожарных сигнализаций.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения.

Судья Калинкина И.В.