ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2683/2014 от 14.04.2014 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                                       Дело №2-2683/2014

                                         Копия

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 14 апреля 2014 года                                    г.Красноярск

 Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

 Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

 При секретаре                Бобриневой Н.А.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «ЕРП» о признании незаконным установления тарифов в прейскурантах на перевозку техники и грузов на паромной переправе <адрес> исходя из условной массы перевозимого груза, возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

 Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «ЕРП», требования которого мотивирует тем, что ответчик осуществляет паромное сообщение по маршруту <адрес>, в 2013г. паромное сообщение осуществлялось в 15 мая по 15 ноября, до ледостава. Руководителем Подтесовской РЭБ флота- филиала ОАО «ЕРП», ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были утверждены прейскуранты на перевозку техники и грузов на указанной паромной переправе на летний и осенний период 2013года соответственно. Согласно данных прейскурантов, масса перевозимого автотранспорта, машин и механизмов исчислялась условно, исходя из грузоподъемности, объема цистерны, грузоподъемности крановой установки, мощности двигателя, емкости ковша, количества осей прицепов. Так, масса автомобиля грузового грузоподъемностью от 15 до 24 тонн установлена в 24 тонны, масса цистерны для перевозки жидкостей вместимостью от 4 до 8 тыс. литров установлена в 9 тонн, масса экскаваторов с объемом ковша от 0,5 до 0,75 куб.м. установлена в 24 тонны, масса прицепа двуосного установлена в 11,5 тонн,

 В основу исчисления условной массы автотранспорта, машин и механизмов положено Приложение 5 Прейскуранта №14-01 «Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство 1-Р», утв. Постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 №273 во исполнение Совмина СССР от 15.06.1988 №741 «О пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности и других отраслях народного хозяйства».

 Между тем, установление тарифов на перевозку техники и грузов исходя из условной массы произведено ответчиком в нарушение требований действующего законодательства, которым установлено, что тарифы на перевозки пассажиров, грузов и багажа морским, речным и воздушным транспортом в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат государственному регулированию, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ. Приказом Министерства транспорта Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № установлены предельные тарифы на указанные услуги исходя из массы груза в тоннах.

 Частью 1 ст.70 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что масса груза, предъявляемого к перевозке, определяется согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания.

 Масса транспортных средств, самоходных машин и прицепов определяется исходя из паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники, а так же свидетельств о государственной регистрации, и является конкретной для каждой единицы техники вне зависимости от ее функционального назначения. Масса перевозимого автотранспортом груза так же в каждом конкретном случае является определенной и фиксируется в сопроводительных документах на груз.

 Установление ответчиком тарифов на перевозку грузов (техники) на паромной переправе исходя из условной, а не фактической массы, определенной недействующим нормативным документом, является нарушением порядка ценообразования на регулируемые государством тарифы, влечет нарушение прав граждан и хозяйствующих субъектов, пользующихся услугами паромной переправы, которая в условиях Крайнего Севера является единственным средством сообщения. Установление иных критериев формировании цены перевозки кроме фактической массы перевозимого груза является вмешательством в сферу государственного регулирования порядка ценообразования.

 Просит признать незаконным установление ОАО «Енисейское речное пароходство» тарифов на перевозку грузов в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе <адрес> на летний и осенний периоды 2013 года, обязать ответчика установить тарифы на перевозку техники и груза на паромной переправе <адрес> в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <адрес>» исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 В судебном заседании представитель истца заместитель Енисейского транспортного прокурора Южаков М.В. действующий на основании служебного удостоверения ТО № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что установление в прейскуранте условной массы автотранспортных средств, машин и механизмов, из которых следует исчислять стоимость провоза груза, фактически является формированием тарифов, на что правомочия у ответчика отсутствуют. При этом, поскольку значительная часть моделей автомобилей в прейскуранте не указана, масса груза устанавливается приблизительно, руководствуясь условной массой сходного автомобиля, указанного в прейскуранте, что приводит к взиманию излишней оплаты. Период, на который устанавливались прейскуранты, истек, однако это не препятствует признанию действий ответчика незаконными. Кроме того, при формировании прейскурантов на текущий год ответчик так же руководствуется методикой определения стоимости перевозки груза исходя из условной массы.

 Представитель ответчика ФИО1, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, приобщенных к материалам дела.

 Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в силу следующего.

 В силу ст.424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

 Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 08.04.2003) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию

 Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

 В число таких услуг включены перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" утверждены "Порядок утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги Советом администрации края" и "Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае"  В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 указанного Перечня, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом, перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включены в перечень услуг, цены и тарифы на которые регулируются министерством транспорта Красноярского края.

 Приказом министерства транспорта Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 5/117 "Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <адрес>" установлены предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <адрес> в весенний период- с начала навигации до 20 мая-126,27 руб. за тонну (без НДС), летний период с 20 мая по 31 октября- 72,89 руб. за тонну (без НДС), во все периоды-11 руб. за пассажира (с НДС).

 В соответствии с указанным Приказом Распоряжением ОАО «ЕРП» от ДД.ММ.ГГГГ №08.1-01-11-98 установлены аналогичные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом по маршруту <адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора Подтесовской РЭБ флота- филиала ОАО «ЕРП», были утверждены прейскуранты на перевозку техники и груза на указанной паромной переправе на летний и осенний период 2013года соответственно. Согласно указанных прейскурантов, стоимость провоза техники и грузов определяется исходя из условной массы транспортных средств, указанной в прейскуранте. Согласно примечаний к прейскуранту, при перевозке автотранспорта, имеющего загрузку, массу груза определять по его сопроводительным документам и суммировать с условной массой автомобиля по прейскуранту. Полученный результат умножить на тариф, равный 257 (86,0) руб. Для легковых автомобилей с прицепом цена увеличивается на 50%. Стоимость провоза неуказанной техники определяется следующим образом: масса без нагрузки по техпаспорту увеличивается на 100кг., определяется позиция условной массы по прейскуранту и стоимость проезда. При отсутствии технического паспорта- за максимальный вес, установленный для данного вида транспорта, техники. Автотранспортная техника массой свыше 40 тонн перевозится по особому распоряжению директора или зам. директора ПРЭБ с установлением оплаты перевозки по договору.

 Частью 1 ст.70 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что масса груза, предъявляемого к перевозке, определяется согласно трафарету, в соответствии со стандартом или путем взвешивания.

 В соответствии с пунктами 37, 38 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, необходимыми сведениями, указываемыми в паспортах транспортных средств, является: разрешенная максимальная масса, указывающая цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой; масса без нагрузки- указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.

 Согласно приложению №3 к приказу МВД России от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», показатели разрешенной максимальной массы и массы без нагрузки транспортного средства указываются так же в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

 В силу пункта 3.14 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники", утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, в паспорте

 самоходной машины и других видов техники указывается конструкционная масса (масса машины с основным оборудованием и инструментом без топливосмазочных материалов, охлаждающих и других технических жидкостей).

 Таким образом, масса транспортных средств, самоходных машин и прицепов содержится в регистрационных документах на указанные ТС, является конкретной для каждого вида техники.

 Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что приведенными выше прейскурантами, не предусматривающими возможность оплаты за перевозку автотранспортных средств и техники исходя из их фактической массы, устанавливается цена перевозки транспортных средств, в которой стоимость 1 тонны перевозимого груза не соответствует тарифу, установленному уполномоченным органом.

 Таким образом, ответчиком нарушен порядок государственного регулирования цен (тарифов) на оказываемый им вид услуг.

 Указанными действиями нарушены права неопределенного круга лиц, пользующихся услугами паромной переправы через р.Енисей, на получение указанной услуги за плату в установленном действующим законодательством размере.

 Ссылки представителя ответчика на положения Прейскуранта № 14-01, утв. Постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 №273, о правомерности применения которого при формировании тарифов разъяснялось в Методических рекомендациях комитета цен администрации Красноярского края от 05.12.1997 не могут быть приняты во внимание судом, как не основанные вышеприведенных нормах действующего законодательства.

 В силу изложенного, суд считает необходимым признать незаконными действия ОАО «Енисейское речное пароходство» по установлению в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе в п. Еркалово на летний период 2013 года, осенний период 2013 года стоимости провоза техники и груза исходя из условной массы перевозимого груза.

 То обстоятельство, что указанные прейскуранты в связи с прекращением работы паромной переправы отменены приказом директора Подтесовской РЭБ флота от ДД.ММ.ГГГГ №№, и в настоящее время не действуют, в данном случае не препятствуют признанию судом незаконными действий по их установлению.

     Поскольку представитель ответчика не отрицает, что услуги паромной переправы будут предоставляться в текущем году, в настоящее время ведется работа по подготовке прейскурантов на оказываемые услуги, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности установить тарифы на перевозку техники и грузов на паромной переправе в <адрес> на 2014 год в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <адрес>» исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 На основании изложенного, требования прокурора следует удовлетворить.

 В соответствии и со ст.103 ГПК РФ, с ответчика следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

     Признать незаконными действия ОАО «ЕРП» по установлению в прейскурантах на перевозку техники и груза на паромной переправе в <адрес> на летний период 2013 года, осенний период 2013 года стоимости провоза техники и груза исходя из условной массы перевозимого груза.

     Обязать ОАО «ЕРП» установить тарифы на перевозку техники и грузов на паромной переправе в <адрес> на 2014 год в соответствии с Приказом Министерства транспорта Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и грузов речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по маршруту <адрес>» исходя из фактической массы перевозимых грузов.

 Взыскать с ОАО «Енисейское речное пароходство» государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.

     Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

 Председательствующий            /подпись/        Е.Н. Полянская

 Копия верна. Судья                            Е.Н. Полянская