Дело № 2-2684/17
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
21 марта 2017 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе
председательствующего Лопатиной Н.Н.,
при секретаре Абакумовой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным ненормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным постановления Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в избрании его для работы на профессиональной постоянной основе, указывая, что он избран депутатом Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва в составе списка кандидатов от избирательного объединения «Липецкое областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». На первой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва рассматривался вопрос об избрании председателей и заместителей председателей комитетов Липецкого областного Совета депутатов, фракция КПРФ предложила кандидатуру ФИО1 на должность заместителя председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, однако депутаты его кандидатуру не поддержали, истец утвержден в качестве члена комитета по государственному устройству и местному самоуправлению. В ходе проведения четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ рассматривались заявления депутатов, в том числе ФИО1, об избрании для работы на профессиональной постоянной основе, большинством голосов депутатов принято решение не избирать ФИО1 для работы на профессиональной постоянной основе. Данное постановление четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в избрании его для работы на профессиональной постоянной основе истец просит признать незаконным, нарушающим право депутата работать в представительном органе на профессиональной постоянной основе, и отменить его.
В судебном заседании истец и его представители, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, иск не признал, указывая, что за отказ в избрании депутата ФИО1 для работы в областном Совете депутатов на профессиональной постоянной основе проголосовало большинство депутатов Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва на четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ, процедура принятия решения закреплена в законе, эта процедура депутатами соблюдена.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ, образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 названного Федерального Закона, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
В соответствии с Законом Липецкой области от 14 февраля 1995 года N 5-ОЗ «О статусе депутатов Липецкой области», депутатом областного Совета может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года и обладающий пассивным избирательным правом.
В случае, если деятельность депутата областного Совета осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Число депутатов областного Совета, работающих на профессиональной постоянной основе, составляет семь человек, в том числе председатель областного Совета и два заместителя председателя областного Совета.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 избран депутатом Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва в составе списка кандидатов от избирательного объединения «Липецкое областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ состоялась первая сессия Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва, на которой зарегистрирована фракция КПРФ в составе 4 человек, в том числе – ФИО1 Также на первой сессии рассматривался вопрос об избрании председателей и заместителей председателей комитетов Липецкого областного Совета депутатов. Фракцией КПРФ предложена кандидатура ФИО1 на должность заместителя председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, однако в результате голосования кандидатура ФИО4 депутатами не поддержана («за» - 25 депутатов, «против» - 28 депутатов при 1 воздержавшемся). Постановлением первой сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ кандидатура истца утверждена в составе комитета по государственному устройству и местному самоуправлению.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Уставу Липецкой области от 09.04.2003 N 46-ОЗ (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27.03.2003 N 222-пс), областной Совет утверждает свой Регламент, в котором закрепляется порядок подготовки, созыва и проведения сессий областного Совета, образования и избрания его органов, их деятельности, рассмотрения нормативных правовых актов, голосования и другие вопросы организации работы областного Совета (ст. 28). Основной формой работы областного Совета является его сессия, на которой решаются основные вопросы, отнесенные к ведению областного Совета (ст. 29). Областной Совет своим постановлением: принимает Регламент областного Совета и решает вопросы внутреннего распорядка его деятельности… (ст.30). Постановления областного Совета принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (ст.32).
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 31 января 2002 г. N 785-пс утвержден Регламент Липецкого областного Совета депутатов, в статье 9 которого закреплен порядок избрания председателя областного Совета, его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, депутатов областного Совета, работающих на профессиональной постоянной основе. В силу п.14 ст. 9 Регламента 14 кандидатуры для избрания председателей комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, могут предлагаться председателем областного Совета, депутатами или путем самовыдвижения. Как указано в данной правовой норме, обсуждение кандидатур, голосование, определение и оформление его результатов, проведение повторных выборов осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Установленным порядком голосования закреплено, что избранным на соответствующую должность считается кандидат, за которого проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Регламента депутаты выражают свое желание работать в соответствующем комитете путем подачи заявления председателю областного Совета.
Областной Совет утверждает численный и персональный состав комитетов открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета.
После утверждения численного и персонального состава комитетов областной Совет избирает председателей комитетов, их заместителей, членов комитета, работающих на профессиональной постоянной основе.
В соответствии со ст. 18 Регламента Липецкого областного Совета депутатов, член комитета вправе на заседаниях комитета участвовать в прениях, вносить предложения и замечания, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему, требовать ответа и давать оценку, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать пояснения. Член комитета, мнение и предложения которого не получили поддержки комитета, вправе выступить с изложением особого мнения при рассмотрении соответствующего вопроса на сессии областного Совета.
В соответствии со ст. 29 Регламента, постановления областного Совета принимаются на сессии открытым (в том числе поименным), <данные изъяты> голосованием. Каждый депутат областного Совета голосует лично.
Статья 30 Регламента закрепляет порядок проведения открытого голосования: перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование в порядке их поступления; уточняет их формулировку так, чтобы можно было однозначно высказаться "за" или "против" их одобрения; напоминает, какое количество голосов депутатов необходимо для принятия решения.
Открытое голосование в областном Совете проводится с помощью электронной системы подсчета голосов либо по решению областного Совета без использования электронной системы. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов производит счетная комиссия. При голосовании по одному вопросу депутат имеет один голос, подавая его "за", "против" или "воздерживаюсь". По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет о принятом или не принятом решении.
Судом установлено, что депутат Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на имя председателя Липецкого областного Совета депутатов о предоставлении ему права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предоставив решение фракции КПРФ о рекомендации его для работы на профессиональной постоянной основе. При этом остальные члены фракции КПРФ в Липецком областном Совете депутатов отказались от работы в Совете на профессиональной постоянной основе.
Заявление истца внесено на рассмотрение четвертой сессии областного Совета депутатов шестого созыва. Поскольку после избрания председателя Липецкого областного Совета депутатов и двух его заместителей были избраны для работы на профессиональной постоянной основе три депутата (постановление первой сессии областного Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№), то вакантным для работы на профессиональной постоянной основе оставалось одно место.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание четвертой сессии областного Совета депутатов, в повестке дня которого стоял, в том числе, вопрос о рассмотрении заявления депутата ФИО1 и депутатов - членов фракции КПРФ об избрании депутата ФИО1 для работы на профессиональной постоянной основе. Депутатами принято решение – не избирать депутата Липецкого областного Совета депутатов ФИО1 для работы на профессиональной постоянной основе. За данное решение проголосовал 41 депутат, против – 5, при 1 воздержавшемся.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 04.06.2007 N 384-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав рядом положения закона Ивановской области "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О статусе депутата законодательного собрания Ивановской области", Регламента законодательного собрания Ивановской области, Положения о фракциях в Ивановской областной думе, Положения о депутатский группах в Ивановской областной думе, а также распоряжение председателя законодательного собрания Ивановской области от 16 декабря 2005 года N 83-К и решением законодательного собрания Ивановской области от 28 декабря 2005 года» указал, что из действующего законодательства вытекает право выбора депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации формы деятельности в составе данного законодательного органа в соответствии с условиями и процедурами, которые должны быть определены законодательством субъекта Российской Федерации. При этом в законодательстве субъектов Российской Федерации данный вопрос может быть решен по-разному. Регламентация в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации статуса депутата, условий осуществления им депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период либо без отрыва от основной деятельности - должна обеспечивать всем депутатам законодательного (представительного) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме. В то же время, определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части законодательного (представительного) органа, законодатель субъекта Российской Федерации призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений (Постановление от 22 января 2002 года N 2-П; определения от 9 апреля 2002 года N 162-О от 11 мая 2004 года N 139-О, от 11 марта 2005 года N 72-О, от 24 мая 2005 года N 249-О, от 7 октября 2005 года N 341-О).
Действующим законодательством Липецкой области закреплена процедура принятия решений, в том числе и по вопросу осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе. Федеральным законодательством и Законом Липецкой области "О статусе депутатов Липецкой области" предусмотрено, что формирование действующей на постоянной профессиональной основе части депутатского корпуса осуществляется путем принятия областным Советом депутатов персональных решений. Депутат, изъявивший желание работать на профессиональной постоянной основе, обращается с соответствующим письменным заявлением к председателю областной Совета, который вносит указанное заявление на рассмотрение сессии областного Совета; по каждому заявлению проводится отдельное голосование; решение о принятии депутата на работу на профессиональной постоянной основе принимается открытым голосованием; результаты голосования оформляются постановлением; постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
Приведенные законоположения предполагают демократический порядок обсуждения заявлений депутатов и принятия по ним решений с учетом профессиональных, деловых и иных качеств депутатов, изъявивших желание работать на постоянной основе, не предусматривают возможность принятия по данному вопросу произвольных, субъективных решений и сами по себе не затрагивают какие-либо права и свободы заявителя. Как следует из предоставленной расшифровки звуковой записи заседания четвертой сессии областного Совета, некоторыми депутатами высказывались мотивированные мнения по поводу голосования за или против кандидатуры ФИО1 для избрания к осуществлению депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе нового правового регулирования - перехода к пропорциональной, мажоритарно-пропорциональной избирательной системе - должен обеспечиваться учет мнения депутатских объединений (фракций), которые включают в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов (пункт 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), представляющих политические партии в законодательном (представительном) органе, в том числе относящихся к меньшинству, с целью реализации конституционных принципов политического плюрализма, равенства общественных объединений перед законом, прав граждан, включая избирательные права.
В данной спорной ситуации процедура принятия решения об отказе истцу в осуществлении депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе ответчиком соблюдена, демократический порядок обсуждения заявлений депутатов и принятия по ним решений не нарушен. При указанных обстоятельствах оснований для признания недействительным постановления Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в избрании ФИО1 для работы на профессиональной постоянной основе не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в иске ФИО1 к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным постановления сессии Липецкого областного Совета депутатов шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в избрании его для осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2017