ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2684/2013 от 27.05.2013 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-2684/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2013 года Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:председательствующегосудьиЕ.Н.Крючковой,
присекретареК.Б.Дайнеко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» о признании незаконным бездействия по неисполнению предписаний и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» о признании бездействия по неисполнению предписаний и возложении обязанности. В иске указал, что 31.01.2013 им проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ о безопасности мореплавания судовладельцами судов отшвартованных у причалов ФГУП «Нацрыбресурсы», расположенных по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что распоряжением капитана морского порта Владивосток от 30.11.2012 № 83 установлен запрет на стоянку у причалов № 1, 2. Запрет обусловлен не обеспечением оперативным управляющим ФГУП «Нацрыбресурсы» надлежащих условий по обеспечению безопасности использования указанных причалов, а также окончанием срока действия свидетельств о годности причалов к эксплуатации.

В нарушении запрета у плавпирса, отшвартованного у причала № 1 и причалов 1, 2 отшвартованы суда: «Рауде», «Лучезарный», «Ленск», «ОРЧИК-2», «БИЛЕНЕ», «ФИАНИТ», «МРС-Р-04», «Тахкуранд», «Икларанд», «Абинск», «Concord», «Эридан», «Афариу», «Ясноморский», «Северное Приморье», судовладельцем которых является ответчик. Бездействие ответчика по неисполнению законных предписаний капитана морского порта Владивосток создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью членов экипажа судна и иных граждан. Также создается угроза потопления судов в бухте Диомид и нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 1065 ГК РФ прокурор просит суд признать бездействие ответчика по неисполнению предписания капитана морского порта Владивосток незаконным. Обязать ответчика с момента вступления решения суда в законную силу освободить плавпирс, отшвартованный у причала № 1, а также причалы 1 и 2 от вышеуказанных морских судов и иных судов, принадлежащих ответчику.

Запретить эксплуатацию и швартовку судов к плавпирсу, ошвартованного у причалов 1 и 2 в границах Диомидовского судоремонтного завода, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурсы» до оформления и предъявления действующего свидетельства о годности причалов к эксплуатации.

Запретить эксплуатацию и швартовку судов к плавпирсу, отшвартованному у причалов 1 и 2 до устранения водотечности корпуса плавпирса и предъявлению его уполномоченным органам в установленным порядке, а также предъявления действующей документации Российского морского регистра судоходства на годность причалов к эксплуатации.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что суда ответчика остаются отшвартованными у причалов № 1 и 2 и плавпирса.

Представители ответчика с иском не согласились, пояснили, что ответчик является арендатором причалов и владельцем сооружений порта плавпирса. Вопрос о пролонгации договора аренды не разрешен окончательно. Решение Арбитражного суда Приморского края и вышестоящих инстанций о передаче причалов ФГУП «Нацрыбресурсы» оспариваются в порядке надзора. К плавпирсу и причалам 1 и 2 пришвартованы их суда, которые находятся на капремонте, они находятся в таком состоянии, что их нельзя убрать и перегнать на другое место, они утонут, а также в другом месте швартовки они не смогут обеспечить безопасность этих судов.

Представители третьего лица ФГУП «Нацрыбресурсы» в судебном заседании иск поддержали. Пояснили, что причалы № 1 и 2 находятся в государственной собственности и в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыборесурс». Заключенный с ответчиком договор аренды № 557/04 от 01.11.2004 прекратил своё действие 31.10.2009. Несмотря на вступившее в законную силу решение арбитражного суда Приморского края от 26.07.2012 об освобождении и передаче ответчиком спорных причалов ФГУП «Нацрыбресурс», это решение ответчик не исполняет. В связи с этим, они лишены возможности произвести ремонт этих пирсов, так как у них нет доступа к ним, получить на них свидетельства о годности сооружения к эксплуатации, без которых невозможна эксплуатация данных пирсов.

Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает иск подлежащим удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 74 КТМ РФ функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.

Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с п. 6 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса России от 19.12.2006 № 156 распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в морском порту судов, организаций и граждан.

Судом установлено, что к причалам № 1, 2 и пришвартованному к причалу № 1 плавпирсу отшвартованы суда НС «Амата», РК МРТ «Рауде», СРТМ-к «Билене», СРМТ-к «Икларанд», СРМТ-к «Ленск». СРТМ-к «Тхакуранд», ТСМ «Орчик-2», СРТМ-к «Фианит», ПТР «Лучезарный», ПТР «Абинск», МРС-Р-04, принадлежащие ответчику. Причалы № 1 и 2 находятся в государственной собственности, в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыборесурс». Данные обстоятельства подтверждаются актом от 31.01.2013 и схемой расстановки судов от 31.01.2013.

Вышеуказанные причалы были предоставлены ответчику в аренду в 2004 году по договору № 557/04. Однако данный договор прекратил свое действие 31.10.2009. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 26.07.2012 на ответчика возложена обязанность освободить причалы и плавпирс и передать их ФГУП «Нацрыбресурс».

Распоряжением капитана морского порта Владивосток от 28.04.2012 № 30, в связи с тем, что 24.04.2012 была обнаружена водотечность в корпусе плавпирса, принадлежащего ЗАО «Востоктранссервис» и ошвартованного у причала, находящегося в аренде у данного общества, что может привести к полному затоплению плавпирса, на ЗАО «Востоктранссервис» была возложена обязанность немедленно принять все необходимые меры по обеспечению устранения водотечности корпуса плавпирса с целью предотвращения полного затопления, для обеспечения безопасной стоянки плавпирса немедленно убрать пришвартованные к нему рыболовные суда.

Распоряжением капитана морского порта Владивосток от 21.08.2012 № 49 на ФГУП «Нацрыбресурс» возложена обязанность обеспечить безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений: причала № 1 и 2, расположенных по адресу: <адрес>, в границах Диомидовского судоремонтного завода до момента принятия ФГУП «Нацрыбресурс» соответствующих мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации этих причалов.

Распоряжением капитана морского порта Владивосток от 30.11.2012 №83 на капитанов морских судов возложена обязанность не осуществлять швартовку к причалам № 1 и 2, в связи с окончанием срока действия свидетельства о годности причалов к эксплуатации и непредставлением декларации соответствия причалов установленным требованиям по обеспечению безопасности их эксплуатации.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что срок годности причалов к эксплуатации окончен и не продлен в установленном законом порядке, отшвартованный у причала № 1 плавпирс имеет течь. Дальнейшая эксплуатация причалов и плавпирса может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде.

Вместе с тем, суда, принадлежащие ответчику, остаются отшвартованными у причалов № 1, 2 и у плавпирса, отшвартованного у причала № 1.

Учитывая, что эксплуатация причалов запрещена, о чем имеется распоряжение начальника порта, обязательное к исполнению на основании 74 КТМ РФ и п. 6 Положения о капитане морского порта, право ответчика пользоваться причалами прекращено суд приходит к выводу об удовлетворении иска, признания бездействия ответчика по неисполнению распоряжения капитана порта от 30.11.2012 №83 незаконным и возложении обязанности освободить занимаемые его судами причалы № 1 и 2, запретить эксплуатацию данных причалов и плавпирса до приведения их в состояние годное к эксплуатации.

Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Приморского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» по неисполнению законных предписаний Капитана морского порта Владивосток № 83 от 30.11.2012 и № 30 от 28.04.2012 незаконным.

Обязать ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис» с момента вступления решения в законную силу:

освободить плавпирс ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис», ошвартованный у причала №1, а также причалы №1 и №2, расположенные по адресу: <адрес>, от морских судов: ПТР «Абинск», РК МРТ «Рауде», «Эридан», «МРС-Р-;04», «Афариу», РК МРТ«Рауде», ТСМ «Орчик-2», СРТМ-к «ФИАНИТ», «Северное Приморье», « Сoncord», СРТМ-к «Ленск», СРТМ-к «Билене», СРТМ-к «Тахкуранд», СРТМ-к «Икларанд», ПТР«Лучезарный» и другие ошвартованные к ним морские суда, находящиеся во владении ЗАО «Морская судоходная компания «Востоктранссервис»;

запретить эксплуатацию и швартовку судов к причалам №1 и №2, длиной 140,2 м и причала №2, длиной 140м, с открылками 6,7 м и 8,2 м., расположенных по адресу: <адрес>, в границах Деомидовского судоремонтного завода, находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс», до оформления и предъявления действующего свидетельства о годности причалов к эксплуатации;

запретить эксплуатацию и швартовку судов к плавпирсу, ошвартованного у причалов №1 и №2, расположенных по адресу: <адрес>, в границах Диомидовского судоремонтного завода, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс», до устранения водотечности корпуса плавпирса и предъявлению его уполномоченным органам в установленном порядке, а также предъявления действующей документации Российского морского регистра судоходства на годность причалов к эксплуатации.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г.Владивостока.

Председательствующий: