Дело№2-2685/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ 18 сентября 2013 года
Советский районный суд города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Тедтоева А.С.,
при секретаре Лагуткиной И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РСО-Алания о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате действий органов государственной власти,
установил:
в иске указано, что согласно справке МВД <данные изъяты> о реабилитации от ...№, истица является жертвой политических репрессий по политическим и национальным мотивам. По мнению истицы, данные обстоятельства, исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практики Европейского суда по правам человека, дают ей право требовать от ответчика компенсации морального вреда в размере 5 миллионов рублей.
В судебном заседании истица поддержала свой иск, дав приведенное в нем обоснование.
В судебном заседании представитель ответчика - ФИО2, действующая на основании доверенностей от ...№ и ...№, исковые требования не признала, представив письменные возражения. В соответствии с этими возражениями, ответственность за причинение морального вреда в Российской Федерации впервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы), принятыми ... и вступившими в законную силу с 03.08.1992 года, а с 01.01.2008г утратившими силу на территории РФ в связи с принятием ФЗ от 18.12.2006г. №231-Ф3. Статья 131 Основ устанавливала ответственность за причинение морального вреда по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
Действие статьи 1069 ГК РФ распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным.
События, послужившие основанием для требований истицы о компенсации морального вреда в связи с применением к ней мер политических репрессий, имели место до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право истца на компенсацию в денежном выражении.
Согласно ст.3.1. Закона РСФСР от 26.04.1991г №1107-1»О реабилитации репрессированных народов». В силу ст.3.1.указанного Закона РСФСР на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории РФ по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
Истице предоставлено право на льготы и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 18.10.1991г. №1761-1, который возмещение ущерба в ином виде не предусматривает. До 1991г. какие либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались. В Российской Федерации отсутствует, какой либо законодательный пробел, препятствующий жертвам политических репрессий использовать на практике свои права на компенсацию. Следовательно, заявленные истицей требования о компенсации морального вреда, в связи с применением к ней мер политических репрессий в виде ограничения ее прав и свобод не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Ссылка истицы на Постановление Европейского суда по правам человека от 2 февраля 2010г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №7975/06) несостоятельна, поскольку в силу вышеназванной позиции Конституционного суда РФ Закон РФ от 18.10.1991г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» был принят в целях реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых на территории РФ, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Компенсация морального вреда им не предусмотрена. В Грузии на момент рассмотрения указанного дела подобного закона принято не было.
Проверив доводы иска, выслушав участников разбирательства, а также исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 №10 «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от 06.02.2007 N 6) разъяснено, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
Впервые ответственность за причинение морального вреда была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее Основы), принятыми 31 мая 1991 года и вступившими в законную силу с 3 августа 1992 года, а с 1 января 2008г утратившими силу на территории России согласно статье 3 Федерального закона от 18 декабря 2006г. №231-Ф3 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Как следует из статьи 12 Федерального закона «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», действие статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (предусматривающей возможность возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов) распространяется на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года.
Исходя из справки МВД по <адрес> о реабилитации от ...№, событие, с которым связано признание истицы жертвой политических репрессий, произошло в 1944 году.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что события послужившие основанием для иска о компенсации морального вреда в связи с применением к истице мер политических репрессий, имели место до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право на компенсацию в денежном выражении.
Следует указать, что статьи с 12 по 16.1. Закона Российской Федерации 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с соответствующими изменениями и дополнениями), предусматривают широкие возможности компенсации реабилитированным причиненного вреда, включая восстановление в социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, возвращение в место предыдущего проживания, возмещение стоимости незаконно изъятого имущества, обеспечение мерами социальной поддержки. То есть, Российское государство приняло значительные меры, направленные на реальную реабилитацию жертв политических репрессий. Истица доступ к этим возможностям имеет. Иных видов компенсации не предусмотрено.
Приведенное выше национальное законодательство Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не противоречит.
Постановление Европейского суда по правам человека от 2 февраля 2010г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба №7975/06) имеет отношение к иному государствус другим законодательством, иной ситуацией и обоснованность требований истицы не подтверждает.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», статьями с 12 по 16.1. Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», подпунктом 11 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1.Отказать в удовлетворениииска ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 миллионов рублей, причиненного (по мнению истицы) в результате действий органов государственной власти, ввиду его необоснованности.
2.Освободить истицу от уплаты государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
СУДЬЯ А.С.ТЕДТОЕВ