ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2685/13 от 26.07.2013 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

  Дело № 2-2685/13

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 г. Нижнекамск 26 июля 2013 года

 Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи В.Х. Романовой, при секретаре А.Р. Гиззатуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО34 ФИО1, ФИО35 ФИО2, ФИО36 ФИО1, ФИО37 ФИО1, ФИО38 Холзода, ФИО39 Холзода, ФИО40 ФИО1 к исполнительному комитету ... Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ... о признании незаконными действий, восстановлении в списке получателей жилищных сертификатов, выдаче жилищного сертификата,

 установил:

 А.С., Х.А., ФИО3, ФИО4, З.А., М.М., Холзода обратились в суд с иском к исполнительному комитету ... Республики Татарстан (далее ИК ...) о признании действия (бездействия) по отказу в выдаче истцам сертификата для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, незаконными, обязании устранить нарушение прав граждан, обязав ответчика в двухнедельный срок предоставить их именной жилищный сертификат, предоставленный ответчику Министерством СА и ЖКХ РТ.

 В обоснование иска указано, что их семья состоит на учете в ИК ... по категории многодетная семья с .... В ... года ИК ... сообщил, что из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее МСАиЖКХ) на их имя пришел жилищный сертификат на приобретение жилья как многодетной семье и нужно подойти в ИК ... и написать заявление о выдаче имеющегося сертификата. В этом же месяце их заявление поступило в ИК. Однако ... в ИК ... им вручили письмо ... от ... об отказе в выдаче жилищного сертификата, в связи с рождением у ФИО9 ребенка ... и заключением брака Хайринисо .... считает отказ исполкома в выдаче пришедшего из МСАиЖКХ жилищного сертификата незаконным, так как данный отказ противоречит нормативным правовым актам российской Федерации и Республики Татарстан. После постановки на учет в качестве многодетной семьи в ... году, и получения жилищного сертификата и МСАиЖКХ РТ в ... году, органы местного самоуправления не имели права повторно рассматривать вопрос о постановке на учет, поскольку на момент постановки на учет их семья соответствовала требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы не виноваты, что выделение сертификата затянулось на ... лет, с ... года по ... год. Когда их семья в ... году встала на учет в качестве многодетной семьи, она соответствовала требованиям подпункте «а» пункта 4 вышеуказанных Правил, то снятие с учета возможно лишь после предоставления жилищного сертификата. У истцов право на жилье сохранилось в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, поскольку встали они на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Определением Нижнекамского городского суда РТ от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ...

 Определением Нижнекамского городского суда РТ от ... принято увеличение исковые требований, истцы просят признать незаконными действия (бездействие) ИК ... РТ по исключению истцов из списков многодетных семей получателей государственного жилищного сертификата в ... году, выраженные в протоколе жилищно-бытовой комиссии при ИК НМР РТ ... от ... и обязать устранить нарушение права граждан, обязать ИК ... РТ восстановить их в списке получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в РТ на 2013 год по номером 5; признать незаконными действия (бездействие) МСАиЖКХ РТ по отказу в предоставлении жилищного сертификата согласно очередности в Списке получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в РТ на ... год и обязать устранить нарушение прав граждан, обязать МСАиЖКХ РТ выдать их семье жилищный сертификат многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в РТ на ... год согласно очередности в Списке получателей жилищных сертификатов многодетных семей имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в РТ на ... год.

 Истец ФИО5, представитель истцов ФИО5, ФИО4, по доверенности ФИО6, в судебном заседании исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Истцы ФИО4, Х.А., ФИО3, ФИО7 в суд не явились, заявили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

 Представитель ответчика ИК ... РТ, по доверенности ФИО8, в суд не явился, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что семья Х-вых может состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при соответствии соответствующим требованиям законодательства. Семья была включена в Списки получателей жилищного сертификата в связи с не корректным предоставлением документов.

 Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

 Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ..., по доверенности ФИО10, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что льготное обеспечение жильем многодетных семей как отдельной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан предусмотрено обеспечение жильем многодетных семей путем предоставления за счет средств республиканского бюджета субсидии для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется сертификатом. Механизм выдачи и реализации сертификатов регламентируется Правилами, утвержденными постановлением Кабинета Министров ... от ... .... Семья ФИО5 в соответствии с п. 16 Правил на основании Списка многодетных семей по Нижнекамскому муниципальному району на ... год была включена Министерством в сводный список многодетных семей по РТ на ... год с составом семьи 7 человек, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... за номером ..., а также исходя из средств бюджета РТ, предусмотренных на обеспечение жильем многодетных семей путем предоставления субсидии, также была включена в Список получателей жилищных сертификатов многодетных семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в РТ на ... год за номером 5. однако, на основании выписки из протокола ... заседания жилищно-бытовой комиссии при ИК ... от ... многодетная семья ФИО5 была исключена из списка получателей государственного жилищного сертификата, в связи с утратой права на его получение, в связи с тем, что одна из дочерей ФИО5 родила ребенка ..., а ФИО11 заключила брак .... С учетом указанных обстоятельств ФИО5 не относится к категории многодетных семей, имеющих право реализовать право на жилье путем получения жилищного сертификата, и сертификат на его имя не оформлялся. Оформление сертификата на имя ФИО5 привело бы к нецелевому использованию республиканских бюджетных средств, предусмотренных на обеспечение жильем категории граждан, указанных в по...а» п. 4 правил. Поскольку ФИО5 с семьей продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ИК ... исключение его из числа получателей сертификатов не препятствует ФИО5 реализовать свое право на жилье в порядке очередности (при соответствующих условиях) по договору социального найма.

 Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что иск удовлетворению не подлежит.

 В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ... N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

 Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ... N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции от ...) правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

 Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... N 708 "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в ..." (в редакции от ...) были предусмотрены меры социальной помощи в различных сферах жизни многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет.

 Согласно статье 150 Семейного кодекса Республики Татарстан многодетной семьей в ... признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных.

 Указом Президента Республики Татарстан от ... N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

 Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" предусмотрено предоставление многодетным семьям субсидии для приобретения жилья за счет средств бюджета Республики Татарстан.

 Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... N 326 внесены изменения в вышеуказанное постановление, а также утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения (далее Правила).

 Согласно абзацу 1 пункта 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения.

 В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 указанных Правил право на получение сертификата имеют, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей)).

 Из материалов дела следует, что постановлением руководителя исполнительного комитета ... РТ от ... ... ФИО5 восстановлен в очереди многодетных семей с ... (л.д. 51).

 Согласно выписке из протокола ... заседания жилищно-бытовой комиссии при исполнительном комитете ... от ... в связи с рождением внука ... исключена из списков получателей государственного жилищного сертификата в 2013 году многодетная семья ФИО5 в связи с утратой права на получение жилищного сертификата (л.д.33).

 ... ФИО5 обратился с заявлением к руководителю исполнительного комитета ... РТ о выдаче сертификата для приобретения жилого помещения на территории Нижнекамского муниципального района РТ (л.д. 62-64).

 Письмом начальника отдела жилищной политики ИК ... РТ от ... ... ФИО5 сообщено, что в связи с рождением ребенка ... у его дочери ФИО9, созданием своей семьи его дочерью Хайринисо (регистрация брака ...1) и не проживанием в качестве одной семьи в одном жилом помещении, его семья утратила право на получение жилищного сертификата, по причине не соответствия Правилам (л.д.9-10).
Постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от ... N 44-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... N 326 (в редакции от ...), в связи с жалобой гражданина ФИО12" установлено, что по своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. При этом многодетные семьи обладают правом выбора в вопросе о том, воспользоваться ли им указанной жилищной субсидией или сохранить свое право на внеочередное получение жилого помещения, предусмотренное Указом Президента Республики Татарстан от ... N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей". Кроме этого, ... в силу федерального законодательства самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание в том числе и возможности бюджета республики. Данная мера социальной поддержки носит целевой характер и предоставляется многодетной семье, которая состоит в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и характеризуется признаками, предусмотренными в оспариваемых положениях: определенным количеством детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.

 Суд, оценив в совокупности, установленные по делу доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку семья ФИО5 после рождения ребенка у дочери ФИО9 и создания своей семьи дочерью Хайринисо перестала отвечать требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 4 Правил и не относится к категории многодетных семей, имеющих реализовать право на жилье путем получения субсидии.

 Доводы истца ФИО5, о том, что он с семьей состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ... года, поэтому имеет право на получение жилищного сертификата в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, суд признает несостоятельными, так как в этом случае, заявитель не учитывает, что предоставление жилищного сертификата - есть дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей, установление которой является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью.

 ФИО5 с семьей продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполнительном комитете ..., исключение его из числа получателей сертификатов не препятствует ФИО5, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от ... № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» реализовать свое право на жилье в порядке очередности по договору социального найма, в соответствии с требованиями законодательства.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковое заявление ФИО41 ФИО1, ФИО42 ФИО2, ФИО43 ФИО1, ФИО44 ФИО1, ФИО45 Холзода, ФИО46 Холзоды, ФИО47 ФИО1 к исполнительному комитету ... Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании незаконными действий, восстановлении в списке получателей жилищных сертификатов, выдаче жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

 Судья В.Х. Романова