ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2685/15 от 24.08.2015 Басманного районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Москва 24 августа 2015 года

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Калининой Н.П.,

при секретаре Зенгер Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2685/15 по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения города Москвы об обязании выплатить дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения города Москвы (далее – ДСЗН города Москвы) об обязании выплатить дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка.

В обоснование заявленных требований истец указала, что имеет право на получение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка, однако, ответчик отказал ей в назначении указанной выплаты, чем было нарушено ее право.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ДСЗН города Москвы по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, согласно доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Вопросы предоставления дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям регулируются Законом города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» (далее – Закон города Москвы № 39) и Положением о порядке назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям. Утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 06 апреля 2004 года № 199-ПП (далее – Положение).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона города Москвы № 39 и п. 1.1 Положения право на получение дополнительного единовременного пособия имеет один из родителей (усыновитель) ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, в молодой семье, в которой оба или единственный родитель не достигли возраста 30 лет. К ним относятся:

- родители (усыновители), оба имеющие место жительства в городе Москве (независимо от гражданства второго родителя);

- родители (усыновители), если один из них имеет место жительства в городе Москве совместно с ребенком, на которого назначается дополнительное единовременное пособие, а другой - за пределами города Москвы (независимо от его гражданства);

- одинокая мать (женщина, не состоящая в зарегистрированном браке, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце или такая запись произведена по ее указанию - при наличии соответствующей справки органа ЗАГС), имеющая место жительства в городе Москве;

- единственный усыновитель, имеющий место жительства в городе Москве совместно с ребенком, на которого назначается дополнительное единовременное пособие.

Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета (п. 1.3 Положения).

Наличие права на дополнительное единовременное пособие (возраст, гражданство и место жительства родителей) определяется на дату рождения ребенка (п. 1.4 Положения).

Последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги «Назначение и предоставление дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям», осуществляемые по запросу (заявлению) физического лица либо его уполномоченного представителя определены Административным регламентом предоставления государственных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 03 июля 2012 года № 301-ПП (далее – Регламент).

При обращении за предоставлением государственной услуги «Назначение и предоставление дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям» представляется:

- документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации, помимо документа, удостоверяющего личность заявителя, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (п. 2.7 Регламента);

- документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в связи с рождением которого предоставляется государственная услуга (при условии, если один из родителей (усыновитель) имеет место жительства в городе Москве совместно с ребенком, в связи с рождением которого предоставляется государственная услуга, а другой - за пределами территории города Москвы (независимо от его гражданства)), а именно один из следующих: единый жилищный документ; домовая книга/выписка из домовой книги; копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения; справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.) (п. 2.7.5 Регламента).

Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве ребенка, в связи с рождением которого предоставляется государственная услуга.

Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в браке, заключенном ДД.ММ.ГГГГ, и зарегистрированы по месту жительства в городе <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о рождении, выданному Черемушкинским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, составлена запись акта о рождении ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, отцом ребенка указан ФИО3, матерью – ФИО1

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются собранными по делу доказательствами и не оспорены сторонами.С учетом распределения бремени доказывания, определенного статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд принимает во внимание, что статьей 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 определено понятие места пребывания и места жительства.

Так, место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 не имеет места жительства в городе Москве, поскольку зарегистрирована по месту жительства в городе Туле, при этом ее ребенок не имеет места жительства на территории Российской Федерации, правовые основания для предоставления ей дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка, предусмотренного законодательством города Москвы, отсутствуют.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года № 446-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы» Департамент социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан. Департамент создает территориальные подразделения – управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами.

Согласно п. 3.1 Постановления Правительства Москвы от 06 апреля 2004 года № 199-ПП, лицо, имеющее право на дополнительное единовременное пособие, обращается за его назначением в управление социальной защиты населения города Москвы по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна).

Пунктом 2.3 Регламента предусмотрено, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом социальной защиты населения города Москвы в лице территориальных подразделений органа власти, предоставляющего государственную услугу, - управлений социальной защиты населения города Москвы по месту жительства в городе Москве.

Между тем, сведений об обращении ФИО1 в соответствующее управление социальной защиты населения города Москвы в материалах дела не имеется.

При этом истец произвести замену ответчика либо уточнить исковые требования отказалась, настаивала на рассмотрении заявленных требований к ДСЗН города Москвы.

В соответствии с положениями ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Из п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» усматривается, что замена ненадлежащего ответчика производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).

В случае если иск предъявлен ненадлежащим истцом, либо к ненадлежащему ответчику, а также является необоснованным и незаконным суд выносит решение об отказе в иске.

На основании ч. 2 ст. 41 ГПК РФ суд рассматривает дело по предъявленному иску к ДСЗН города Москвы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ДСЗН города Москвы об обязании выплатить дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения города Москвы об обязании выплатить дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья Н.П. Калинина