ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2686/20 от 11.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

<данные изъяты>

Дело № 2-2686/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2020 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Анохиной Ю.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Орловой К.А., действующей на основании удостоверения,

представителя ответчиков администрации города Перми, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – Мышкиной А.А., действующей на основании доверенностей,

представителя третьего лица ТСН «ТСЖ «Наш дом Крисанова 26Б» председателя правления Назаренко С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» о возложении обязанностей,

третьи лица ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», ТСЖ «КВАДР», ЖСК №32, администрация Ленинского района г. Перми,

установил:

прокурор Ленинского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований, к администрации г. Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, ООО «Пермская сетевая компания» о возложении на администрацию г. Перми обязанности в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимости – бесхозяйных транзитных участков в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, проходящих по подвалам жилых домов, расположенных по адресам: <Адрес>; о возложении на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) указанные бесхозяйные транзитные участки; о возложении обязанности на ООО «Пермская сетевая компания» эксплуатировать и содержать бесхозяйные транзитные сети в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, проходящих по подвалам жилых домов, расположенных по адресам: <Адрес> до определения специализированной организации для целей их содержания и обслуживания.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что в подвальных помещениях домов №, по <Адрес> проходят транзитные инженерные сети в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, в связи с нахождением данных сетей в аварийном состоянии происходит периодическое их порывы. Инженерные сети проходят от ЦТП (<Адрес>), находящейся в собственности ООО «Пермская сетевая компания», участки сетей между наружными стенами многоквартирных домов также находятся в собственности ООО «Пермская сетевая компания», при этом, ООО «Пермская сетевая компания» несет ответственность только за внешние сети, в связи с тем, что транзитные сети в подвалах жилых домов не находятся в собственности ООО «Пермская сетевая компания», обязанность по содержанию сетей в подвале дома у ресурсоснабжающей организации отсутствует. Транзитные сети в подвалах жилых домов по <Адрес> обеспечивают подачу ресурса за пределами данных жилых домов, в связи с чем не могут быть включены в состав общего имущества многоквартирного дома. 12.12.2016 года между ООО «Новогор – Прикамье» и ООО «Пермская сетевая компания» заключен договор на оказание услуг по транспортировке холодной воды , согласно которому определен перечень потребителей водоканала, холодное водоснабжение осуществляется через ЦТП ООО «Пермская сетевая компания» в том числе в отношении объектов по <Адрес>. Обязанность по осуществлению мероприятий по постановке на учет объектов инженерно-технического обеспечения в качестве бесхозяйных возложена на орган местного самоуправления. Администрацией г. Перми работа по приему данных сетей в муниципальную собственность не проводится, поскольку признана нецелесообразной. В результате бездействия ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц, что может привести к неблагоприятным последствиям.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске и уточненном иске, просил их удовлетворить, поскольку участки сетей в собственности не находятся, обслуживающая организация не определена.

Представитель ответчиков – администрации г. Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласна в части требований к администрации г. Перми и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми по доводам письменных возражений (л.д. 96-99), поскольку транзитные участки сетей отопления, водоснабжения расположенных в подвалах жилых домов являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей подающих ресурс ООО «Пермская сетевая компания», в связи с чем, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, так как являются единой инженерной сетью обслуживаемой и эксплуатируемой ООО «Пермская сетевая компания».

Представитель ответчика ООО «Пермская сетевая компания» в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Направил письменные возражения, в котором указал, что спорные участки сетей не находятся в собственности ООО «ПСК», при этом ООО «ПСК» не является ни гарантирующей организацией, ни организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, а следовательно не может компенсировать расходы на содержание сетей. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий (л.д. 126-127).

Представитель третьего лица ТСН «ТСЖ «Наш дом Крисанова, 26Б» в судебном заседании иск поддержал. Дополнительно пояснил, что при обращении к ООО «ПСК» с просьбой осуществить ремонт и содержание транзитных участков инженерных сетей, те ответили отказом, обосновав это тем, что сети в их собственности не находятся.

От администрации Ленинского района г. Перми в материалы дела ранее был направлен письменный отзыв, в котором администрация района указывает, что все действия по выявлению бесхозяйного объекта администрацией Ленинского района г. Перми были осуществлены, а также направлены документы в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность г. Перми, на что был получен ответ о нецелесообразности таких действий от 23.08.2018. участки сетей между жилыми домами и в подвалах жилых домов имеют друг к другу непосредственное присоединение, в случае их разъединения трубопровод перестанет существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии. Указанные спорные объекты используются ресурсоснабжающей организацией для поставки коммунальных ресурсов на другие объекты, которые используются ими в производственной деятельности. Использование только наружных инженерных сетей не позволит данной организации осуществлять поставку ресурсов в многоквартирные дома. Администрация Ленинского района г. Перми поддерживает позицию администрации г. Перми и просит удовлетворить требования, предъявленные к ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 100-102).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, мнение по заявленным требованиям не выразили.

Выслушав представителей истца и ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований в части.

Согласно п. 1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

В соответствии с п. 4.3 ч.1 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27 ст. 2 Федерального закона от от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п.3.2.6.9 Типового положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, администрация района проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми (далее - бесхозяйный объект) и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.

В соответствии с п. 2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.

Кроме того, Регламентом предусмотрено, что Территориальный орган администрации г. Перми (п. 3.2.2) в течение 3 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа от права собственности физического или юридического лица на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае если объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, относится к объектам газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты инженерно-технического обеспечения), дополнительно - в специализированную организацию, осуществляющую соответствующие виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения (далее - специализированная организация).

Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.

По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект (наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения дополнительно:

в акте осмотра технического состояния объекта устанавливается организация, сети которой непосредственно соединены с объектами инженерно-технического обеспечения;

составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000.

Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.

Пунктом 3.2.3 Регламента установлено, что в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:

документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано;

документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;

документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.

Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

После поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 Регламента, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию) (п. 3.2.4 Регламента).

В течение 90 дней с даты получения положительного заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него (п. 3.2.5 Регламента).

Функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 7 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и департамент заключение о (об): обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект (п. 3.3.1 Регламента).

Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 Регламента:

в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, направляет для подписания гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ), подписанный передаточный акт на эксплуатацию указанных объектов до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством;

Согласно положениям п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента об определении теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на такие объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 3.4.2 Регламента).

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

В соответствии с п. 1.1 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент) является функциональным органом администрации города Перми.

В соответствии с п. 3.1.15 Положения, департамент обеспечивает содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.

В судебном заседании установлено, что в подвалах жилых многоквартирных домов по адресам: <Адрес> проходят участки инженерных сетей в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, которые в чьей-либо собственности не находятся.

Прокурором Ленинского района г. Перми по обращению жителя многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, проведена проверка по вопросу обслуживания указанных транзитных участков инженерных сетей, в ходе которой установлено, что инженерные сети в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения проходят от ЦТП-15 (<Адрес>) до наружной стены жилого дома по <Адрес>, далее транзитом по подвалу указанного дома, от наружной стены <Адрес> до наружной стены <Адрес>, вновь по подвалу данного жилого дома транзитом, далее от наружной стены <Адрес> до наружной стены жилого дома по <Адрес><Адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются схемами, актами комиссий при администрации Ленинского района г. Перми, Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д.12-21).

Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми прокурору района представлены сведения из Реестра муниципального имущества г. Перми, согласно которым транзитные участки инженерных сетей в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения в подвалах жилых домов по <Адрес>, в муниципальной собственности не значатся (л.д. 22).

Кроме того, ООО «Пермская сетевая компания» также дан ответ прокурору района, что указанные выше участки транзитных сетей в подвалах жилых домов в собственности не числятся (л.д. 23), аналогичный ответ дан 17.07.2020 с приложением подтверждающих документов, а именно технического паспорта на инженерные сети, выписки из Реестра объектов капитального строительства на ЦТП-15, договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, заключенного между МУП «Пермгоркоммунтепло» и ООО «Пермская сетевая компания».

Согласно схемы балансовой принадлежности, технических паспортов свидетельств о государственной регистрации права ООО «Пермская сетевая компания» принадлежат инженерные сети от ЦТП-15 до наружной стены жилого дома по <Адрес>, далее от наружной стены по <Адрес> до наружной стены жилого дома по <Адрес>, далее от наружной стены по <Адрес> до наружной стены жилого дома по ул.ю Крисанова Д. 26Б (л.д. 57-72).

12.12.2016 года между ООО «Новогор-Прикамье» и ООО «Пермская сетевая компания» заключен договор на оказание услуг по транспортировке холодной воды по условиям которого ООО «Пермская сетевая компания» обязуется осуществлять организацию и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии соответствующем установленным законодательством РФ требованиям и обеспечивать транспортировку холодной воды, в приложении к данному договору указан перечень потребителей ООО «Новогор-Прикамье» холодное водоснабжение которых осуществляется через ЦТП ООО «Пермская сетевая компания» в данном перечне содержатся дома по <Адрес> (л.д. 44-56).

В соответствии с ответами, данными Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Управлением Росимущества в Пермском крае сети горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, находящиеся в подвалах многоквартирных жилых домов №, по <Адрес> в <Адрес> в реестре государственной собственности не учитываются (л.д. 25, 27).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что спорные участки инженерных сетей в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется, сведений о том, что данные объекты значатся в реестре муниципальной собственности суду также не представлено. Отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Доводы ответчиков со ссылкой на положения ч.1 ст.134, ст.133.1 ГК РФ о том, что спорные сети являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в жилые дома соответствующий ресурс, а также являются единым недвижимым комплексом, основаны на неверном толковании действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Факт того, что спорные участки сетей являются бесхозяйными, не опровергнут, а факт использования сетей поставщиком соответствующего ресурса ООО «Пермская сетевая компания» не является достаточным основанием для признания сетей принадлежащим ему либо лицам, для обслуживания которых данный участок сети служит.

Таким образом, принимая во внимание, что орган местного самоуправления не исполняет возложенную на него обязанность и не принимает необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет, а также счел данные действия нецелесообразными, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться с заявлением по постановке на учет спорных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Принимая во внимание нормы Регламента и Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд считает, что обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) спорные бесхозяйные транзитные сети, следует возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, как уполномоченный функциональный орган администрации г. Перми.

Вместе с тем суд не находит оснований для возложения на ООО «Пермская сетевая компания» обязанность эксплуатировать и содержать бесхозяйные транзитные инженерные сети в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, проходящие по подвалам жилых домов №, по <Адрес> до определения специализированной организации для целей их содержания и обслуживания, поскольку в соответствии с п. 3.1.15 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, предусмотрена обязанность департамента обеспечивать содержание и проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения обязанностей разумным и с учетом отсутствия доказательств обратного признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района города Перми удовлетворить частично.

Возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлениями о принятии на учет бесхозяйных транзитных участков сетей в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, находящихся в подвале многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <Адрес>.

Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные транзитные сети в составе трубопроводов отопления, горячего и холодного водоснабжения, находящихся в подвале многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <Адрес>.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>