ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2688/2013 от 11.11.2013 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

 Дело № 2 - 2688/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 11 ноября 2013 года г. Владимир

 Ленинский районный суд города Владимира в составе:

 председательствующего судьи              Рыжовой А.М.,

 при секретаре          ФИО2,

 с участием истца                              ФИО3,

 представителя истца                          ФИО4

 представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

 представителя ответчика ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии и ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО3 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

 Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ для прохождения срочной военной службы ФИО3 был направлен в войсковую часть 92684, расположенную в г.п. Уречье Любаньского района Минской области.

 Ранее в связи с произошедшей аварией на Чернобыльской АЭС, для ликвидации ее последствий войсковая часть ДД.ММ.ГГГГ была передислоцирована в п. Рудаков Хойникского района Гомельской области.

 В связи с исполнением обязанности воинской службы ФИО3, неоднократно обеспечивал мероприятия по ликвидации последствий аварии, будучи командированным в п. Рудаков, находясь на территориях, входящих в зону отчуждения, в том числе в городе Припять. Несмотря на это в приказах командира войсковой части за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. истец не значится.

 Документы, подтверждающие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца отсутствуют, что препятствует получению соответствующего удостоверения.

 На основании изложенного, с учетом последующих уточнений истец просит о признании его выполнявшим работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе на территориях, относящихся к зоне отчуждения(город Припять), признании его участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

 По тем же основаниям истец и его представитель поддержали исковые требования в судебном заседании.

 Пояснили, что истец принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на АЭС, осуществляя вывоз зараженной техники из Чернобыля для последующего захоронения в могильники в Уречье, неоднократно находился в местах с превышением радиационного фона, в том числе и в городе Припять.

 Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области ФИО5 в судебном заседании пояснила, что в связи с обращениями ФИО3 о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС все представленные им документы были направлены в Управление кадров Западного военного округа, поскольку военный комиссариат Владимирской области не является органом, уполномоченным в выдаче указанных удостоверений. Однако соответствующих ответов не поступало.

 ФИО6, представляющая интересы Управления социальной защиты населения города Владимира, в судебном заседании с иском не согласилась.     Возражения мотивировала тем, что в соответствии с п.п.12 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС «к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие ) службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

 Право на меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, подтверждается специальным удостоверением единого образца, порядок и условия оформления и выдачи которых утвержден Приказом МЧС России N 228, Минздравсоцразвития России N 271, Минфина России N 63н от 11.04.2006 (ред. от 27.06.2012) "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

 Для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в орган в сфере социальной защиты населения, по месту жительства с письменным заявлением и документами, подтверждающими факт проживания (прохождения военной службы) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы) в зонах радиоактивного загрязнения.

 Согласно п.п. 3, 7Порядка удостоверение оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения на бланках удостоверений, выданных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании копий подтверждающих документов.

 В ГКУ Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» истец по данному вопросу обращался только в порядке консультации.

 Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что истец по службе был в командирован в п. Рудаков (п. Рудаково). Между тем этот населенный пункт не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582.

 Иных подтверждающих документов истцом не представлено.

 Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельны требования ГУ МЧС России по Владимирской области в судебное заседание не явился, поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Сообщил, что Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» определены полномочия и функции территориального органа Главного управления МЧС России по Владимирской области.

 _Главное управление МЧС России по Владимирской области не осуществляет учет указанной категории лиц, в связи с чем, не имеет информации по данному вопросу, что исключает возможность подтвердить или опровергнуть факты, изложенные истцом в исковом заявлении.

 Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Министерство обороны и Западный военный округ Министерства обороны РФ, извещавшиеся о дате судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

 С учетом мнения участников процесса судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся третьих лиц.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему,

 Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

 В соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

 Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 г. утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

 В соответствии с п. 4 Приказ МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

 Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан - военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (пункт 3); военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4).

 Таким образом, из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе, в частности, к ним отнесены медицинские работники, получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

 Поскольку военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1988 - 1990 годах к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, подпадают под действие пункта 4 части первой статьи 13 Закона лишь при условии выполнения работ в зоне отчуждения, МЧС России, Минтруд России и Минфин России в пункте 5 Положения указывается, что одним из документов, подтверждающих участие этих лиц в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является военный билет с записью о работе именно "в зоне отчуждения".

     Судом установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ для прохождения срочной военной службы в рядах вооруженных сил СССР направлен в войсковую часть 92684, что подтверждается военным билетом № (л.д. 6-15).

 Вместе с тем, для получения статуса участника ликвидации последствий катастрофы необходимо установление обязательного условия - указанные работы должны были производиться именно в зоне отчуждения (содержание п. 3 ч. 1 ст. 13).

 В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 в случае, если у заявителя отсутствуют документы, на основании которых в соответствии с положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, и невозможно получить такие документы в ином порядке либо восстановить их в случае утраты, факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может быть установлен в судебном порядке.

 Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ., представленной Министерством обороны республики Беларусь, следует, что войсковая часть 92684 в мае 1986 года дислоцировалась в г.п. Уречье Минской области.

 ДД.ММ.ГГГГг. 222 отдельная медицинская рота была развернута в 222 отдельный медицинский батальон, который передислоцировался в г. Хойники Гомельской области, где принимал участие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В дальнейшем до ДД.ММ.ГГГГ 222 отдельный медицинский батальон участвовал в медицинском обеспечении личного состава войск, входящих в Белорусскую зону и участвующих непосредственно в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 Пункт дислокации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в п. Рудаков Хойникского района Гомельской области. Журналов учета доз радиоактивного облучения личного состава войсковой части 92684 на хранении в ЦАМО РБ нет.

 В приказах командира войсковой части 92684 (п. Рудаков) за период с 01.10.1988г. по 22.10.1988г. ФИО3 не значится (л.д.16).

 В архивной правке № от ДД.ММ.ГГГГ., представленной Министерством обороны республики Беларусь, указано, что в приказе командира войсковой части 92684 (г.п.Уречье) от 10.10.1988г. № значится: водителя ФИО3 полагать убывшим в командировку уч.ц. Хойники для обеспечения мероприятий.

 В приказе командира от ДД.ММ.ГГГГ. № значится: водителя ФИО3 полагать прибывшим сего числа из командировки Хойники.

 В приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. № значится водителя ФИО3 полагать убывшим в командировку п. Рудаково.

 В приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. № значится: водителя ФИО3 сего числа полагать прибывшим из командировки п. Рудаково (л.д.17).

 Однако п. Рудаков куда был командирован ФИО3 не находился в 30-ти километровой зоне отчуждения.

 Само по себе командирование военнослужащих "для обеспечения мероприятий" не может свидетельствовать как о привлечении прикомандированных лиц к таким работам, так и о том, что такие работы производились в зоне отчуждения, поскольку работами по ликвидации последствий аварии назывались все работы, связанные с Чернобыльской катастрофой.

 Как следует из ответа начальника управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского областного исполнительного комитета, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 декабря 1991 года № 1302а-12 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 года № 328 «Об утверждении перечня территорий, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» д. Рудаков Хойникского района Гомельской области относилась к зоне с правом на отселение.

 В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 07.05.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" зоны радиоактивного загрязнения подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

 Согласно перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 населенный пункт п. Рудаков (п. Рудаково) не значится.

 Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, пояснил в судебном заседании, что проходил службу месте с ФИО3 в войсковой части 92684, являлся водителем скорой помощи. По приказу командира войсковой части они с ФИО3 неоднократно выезжали в пос. Рудоково, Хойники, г. Припять. Он получил удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В настоящее время является гражданином Белоруссии.

 В его военном билете имеются сведения об участии в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в период с 10 сентября по ДД.ММ.ГГГГ.

 Вместе с тем показания ФИО1 и его военный билет не свидетельствуют об участии истца ФИО3 в ликвидации последствий аварии на АЭС.

 Необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие указанного выше Закона № 13, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

 Доказательств того, куда конкретно ФИО3 был направлен для выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения, не представлено.

 Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса, установленного на основании доказательств, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

 Поскольку факт участия ФИО3 в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения не был подтвержден допустимыми и достаточными доказательствами, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В иске ФИО3 к Военному комиссариату Владимирской области, Управлению социальной защиты населения города Владимира о признании участником ликвидации аварии и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – отказать.

 Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Председательствующий судья А.М.Рыжова