ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-268/19 от 20.02.2019 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-268/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Тесленко В.А., с участием: представителя истца АО «РЖД» по доверенности ФИО1, представителя ответчика администрации МО Кореновский район по доверенности ФИО2, третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «РЖД», в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД» и ДКРС ОАО «РЖД» соответственно) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации МО Кореновский район о снятии земельного участка с кадастровым номером <...>, с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...>, администрации МО <...> о снятии земельного участка с кадастровым номером <...>, с кадастрового учета, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД», в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД» и ДКРС ОАО «РЖД» соответственно) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от <...><...> «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», положения о ДКРС ОАО «РЖД», утвержденного приказом Президента ОАО «РЖД» от <...><...>, выполняет работы по объекту: «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская – Крымская, с обходом Краснодарского узла Северо - Кавказской железной дороги. Строительство второго пути, на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)», в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького – Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла.

Размещение Объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации, в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от <...><...> - р и производится, согласно распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от <...> № ВЧ-283р «Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации, в целях обеспечения размещения объекта: «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская – Крымская, с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути, на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)» в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» для Объекта.

Однако, образование земельных участков, включённых в откорректированную документацию, по планировке территории, в целях образования земельных участков, необходимых к занятию ОАО «РЖД», не представляется возможным, так как, в соответствии с ранее утвержденной документацией, по планировке территории для Объекта обособленный земельный участок с кадастровым номером <...> (входит в ЕЗП <...> располагается под другим земельный участком, с кадастровым номером <...> на который, заключен договор аренды между <...> и землепользователем ФИО3

Дата постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...><...>, земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет <...>.

Таким образом, существует наложение границ между двумя, расположенными поверх друг друга земельными участками, что противоречит нормам кадастрового учета.

Также, земельный участок с кадастровым номером <...>:6 выведен из статуса «архивный» и является ранее учтенным.

Так, в целях реализации кадастровых работ по объекту «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)», в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» с целью снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, в уполномоченный орган направлено письмо-уведомление о необходимости подать заявление о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> в территориальный отдел Управления Росреестра по <...>.

Аналогичное письмо от <...><...>-ирд, направлено в адрес главы муниципального образования <...>.

Между тем, предложение о снятии земельного участка с кадастровым номером <...> с государственного кадастрового учета проигнорировано.

Просил суд, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> снять с государственного учета земельный участок с кадастровым номером <...>. Указать, что принятое по делу решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> по внесению соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

В судебном заседании представитель истца, уточнил исковые требования своего доверителя и просил суд удовлетворить их исковые требования, обязав ответчика снять с государственного кадастрового учета обособленный земельный участок с кадастровым номером <...> входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером <...> указав, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ссылаясь на то, что ФИО3 также заинтересован в снятии этого земельного участка с кадастрового учета, поскольку произошло наложение двух земельных участков.

Представитель ответчика – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом – повесткой.

Представитель ответчика администрации МО <...>, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3 в судебном заседании также не возражал против удовлетворения требований истца, ссылаясь на то, что разночтение имеется только документально, удовлетворение требований истца никаким образом не нарушает его прав и законных интересов.

Суд, выслушав представителя истца, настаивавшего на удовлетворении его исковых требований, выслушав представителя ответчика, третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3, не возражавших против удовлетворения иска, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как было установлено в суде, ОАО «РЖД», в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД» и ДКРС ОАО «РЖД» соответственно) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от <...><...> «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», положения о ДКРС ОАО «РЖД», утвержденного приказом Президента ОАО «РЖД» от <...><...>, выполняет работы по объекту: «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)» в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького – Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла.

Размещение Объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от <...><...> - р и производится согласно распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от <...> № ВЧ-283р «Об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта: «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)» в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» для Объекта.

Однако, образование земельных участков, включённых в откорректированную документацию, по планировке территории, в целях образования земельных участков, необходимых к занятию ОАО «РЖД», не представляется возможным, так как в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории для Объекта обособленный земельный участок с кадастровым номером <...> (входит в ЕЗП <...>) располагается под другим земельный участком с кадастровым номером <...>, на который заключен договор аренды между <...> и землепользователем ФИО3

Дата постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <...> - <...>., земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет 09.01.2013г.

Таким образом, произошло наложение границ, между двумя, расположенными поверх друг друга, земельными участками, что противоречит нормам кадастрового учета.

Также, земельный участок с кадастровым номером <...> выведен из статуса «архивный» и является ранее учтенным.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), осуществить снятие с государственного кадастрового учета возможно только в судебном порядке.

Согласно Постановления Правительства РФ от <...><...> «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (п.1) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе и государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п.п. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона от <...> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Ранее действующее законодательство предусматривало снятие объекта недвижимости с кадастрового учета только с соблюдением порядка, установленного Федеральным Законом от <...> № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Так, положения данного Закона предусматривали возможность снятия с учета земельного участка в следующих случаях:

- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п. 2 ст. 25 Закона о кадастре подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;

сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от <...><...>, внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае: истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; - представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.

В рамках пункта 10 <...> решение о приостановлении может быть обжалован в судебном порядке заявителем или его представителем.

Так, в целях реализации кадастровых работ по объекту «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Выселки (вкл.) - Козырьки (искл.)» в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» с целью снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, в уполномоченный орган направлено письмо-уведомление о необходимости подать заявление о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <...> в территориальный отдел Управления Росреестра по <...>.

Также аналогичное письмо от <...>. <...>-ирд направлено в адрес главы муниципального образования <...> (копия прилагается).

Между тем, предложение о снятии земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401022:6 с государственного кадастрового учета проигнорировано.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <...> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, решить вопрос во внесудебном порядке не предоставляется возможным, в связи с чем, ОАО «РЖД» вынуждено обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 55 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ. В силу п. 2 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).

На основании п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Ст. 56.3 ЗК РФ (п. 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В соответствии с положениями ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <...> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с положениями ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

В связи с государственной, социальной и экономической значимостью предполагаемого к реализации Объекта, убедительно просим обратить решение суда к немедленному исполнению.

Согласно ч. 1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2003 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от <...>, исключительная подсудность установлена для исков о любых правах на недвижимое имущество (земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания, строения и т.д.), в том числе, о праве владения и пользования им, о разделе недвижимого имущества, находящегося в долевой или совместной собственности, и выделе из него доли, о праве пользования недвижимым имуществом (включая, определение порядка пользования им), не связанным с правом собственности на него.

Исходя из руководящих разъяснений п. 2 абз. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Иски о любых правах на недвижимое имущество на основании части 1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны рассматриваться в суде по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Учредителем ОАО «РЖД» в соответствии с Уставом утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...><...> является Российская Федерация.

Также доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов.

В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации, наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении объекта: «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла Северо-Кавказской железной дороги. Строительство второго пути на участке Выселки (вкл.) - Коеырьки (иски.)» в составе проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла».

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованность исковых требований АО «РЖД» и считает необходимым удовлетворить его исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования по иску ОАО «РЖД», в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД» и ДКРС ОАО «РЖД» соответственно) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета обособленного земельного участка с кадастровым номером <...> в состав единого землепользования с кадастровым номером <...> – удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета обособленный земельный участок с кадастровым номером <...> входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером <...>.

Решение суда является основанием для Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по обособленному земельному участку с кадастровым номером <...> входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение месяца, со дня его вынесения.

Судья Кореновского районного суда С.И. Швецов