Дело № 2-268-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красновишерск 03 сентября 2013 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.
с участием помощника прокурора Красновишерского району ФИО1
представителя ответчика МО МВД России «Красновишерский ФИО2
при секретаре Бибиковой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района к Главному управлению внутренних дел России по Пермскому краю и Межмуниципальному отделу внутренних дел МВД России «Красновишерский о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красновишерского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению внутренних дел России по Пермскому краю и Межмуниципальному отделу внутренних дел МВД России «Красновишерский о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности,
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной
прокуратурой района в МО МВД России «Красновишерский» на предмет исполнения законодательства РФ о противодействии терроризму, выявлены нарушения как федерального законодательства, так и ведомственных нормативно-правовых актов по предупреждению терроризма, а также по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В ходе проверки установлено, что в МО МВД России «Красновишерский» отсутствует пропускной режим, а также контрольно-пропускной пункт, не соблюдаются требования к инженерно-технической укрепленности объекта, отсутствует его ограждение, что является нарушением действующего законодательства РФ о противодействии терроризму, принципов обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма и требует устранения.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в МО МВД России «Красновишерский» на предмет исполнения законодательства РФ о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения как федерального законодательства, так и ведомственных нормативно-правовых актов.
Так, согласно подпункту «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - ФЗ №) под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, по предупреждению терроризма, а также по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В п. 1 ст. 3 ФЗ № дается определение понятию «терроризм» - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
На основании п.и. 1, 7 ст. 2 ФЗ №"О противодействии терроризму", противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. В силу подпункта «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Подпункт «ж» п. 15 Концепции устанавливает, что одной из задач предупреждения (профилактики) терроризма является определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
На основании ст. 1 ФЗ №, п. 25 Концепции правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму, в том числе, федеральными органами государственной власти.
В целях обеспечения инженерно-технической укрепленности и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» утверждена Инструкция по обеспечению инженерно-технической укрепленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств (далее - Инструкция).
В ходе проверки установлено, что в МО МВД России «Красновишерский» отсутствует пропускной режим, а также контрольно-пропускной пункт, не соблюдаются требования к инженерно-технической укрепленности объекта, отсутствует его ограждение, что является нарушением действующего законодательства РФ о противодействии терроризму, принципов обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма и требует устранения.
В судебном заседании представитель ответчика - по доверенности ФИО2 с иском не согласилась.
Представитель ответчика ГУВД МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, с исковыми требованиями не согласны, полагают, что не являются надлежащими ответчиками по данному иску.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства приходит к выводу, что требования прокурора основаны на положениях законодательства, подлежат удовлетворению.
Согласно подпункту «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - ФЗ №) под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, по предупреждению терроризма, а также по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
.
На основании п.и. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют, в том числе, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, который определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму.
В силу подпункта «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее -Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.Подпункт «ж» п. 15 Концепции устанавливает, что одной из задач предупреждения (профилактики) терроризма является определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов. Согласно подпункту «е» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе, организационно-технические мероприятия (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
На основании ст. 1 Федерального закона № 35-ФЗ, п. 25 Концепции правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму, в том числе, федеральными органами государственной власти.
В целях обеспечения инженерно-технической укрепленное™ и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» (далее - Приказ) утверждена Инструкция по обеспечению инженерно-технической укрепленное™ и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств (далее - Инструкция).
Пунктом 3.1 Приказа начальникам территориальных органов МВД России предписано принять необходимые меры по обеспечению защищенности объектов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Пунктами 9.4, 9.7 Инструкции предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов органов внутренних дел Российской Федерации, подразделений, учреждений, входящих в систему МВД России, обеспечивается, в том числе, выполнением следующих общих требований:
обеспечением пропускного режима на объекте и оборудованием контрольно-пропускного пункта досмотровой техникой, специальными инженерно-техническими сооружениями, препятствующими несанкционированному проходу и проезду;оборудованием объекта и прилегающей территории средствами инженерно-технической укрепленности.
Одними из основных требований к инженерно-технической укрепленности объектов являются требования к защите периметра, отдельных участков территории (в том числе к ограждению), а также требования к контрольно-пропускным пунктам, которые предусмотрены п.п. 11, 15 Инструкции.
В соответствии с п. 15.1 Инструкции объект, на котором установлен пропускной режим (или планируется его введение), должен быть оборудован контрольно-пропускным пунктом, предназначенным для осуществления установленного режима доступа людей или транспорта (автомобильного или железнодорожного) на объект (с объекта) или в охраняемые помещения.
В силу п. 2.1 Приказа непосредственное обеспечение мероприятий по инженерно-технической укрепленности объектов органов внутренних Российской Федерации осуществляется тыловыми подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, подразделений, учреждений, входящих в систему МВД России.
В ходе проверки установлено, что в МО МВД России «Красновишерский» отсутствует пропускной режим, а также контрольно-пропускной пункт, не соблюдаются требования к инженерно-технической укрепленности объекта, отсутствует его ограждение, что является нарушением действующего законодательства РФ о противодействии терроризму, принципов обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма и требует устранения.
Доводы МО МВД России»Красновишерский», что в 2013 году принимались меры к получению разрешения у органов местного самоуправления на установку ограждения данный вопрос не разрешен в настоящее время, не могут влиять на обоснованность требований, поскольку не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения дела по существу все указанные в исковом заявлении нарушения законодательства устранены.
Судом также не принимаются доводы ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю, что не являются надлежащим ответчиком, ответчик МО МВД России»Красновишерский» является самостоятельным юридическим лицом, бюджетной организацией, заявки в адрес ГУ МВД России по Пермскому краю не поступали и требования прокурора должны быть адресованы в МО МВД России «Красновишерский».
Положением о МО МВД России «Красновишерский» (Приложение № к приказу ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), пунктом 23 предусмотрено участие в пределах компетенции, определенной правовыми актами МВД России в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств … п. 33 Положения предусматривает, что руководитель межмуниципального отдела обеспечивает соблюдение требований и нормативов по инженерно-техническому укреплению объектов, используемых отделом, их антитеррористической защищенности.
Согласно ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ предусмотрено финансирование государственных учреждений собственником их имущества, то есть МВД РФ.
В соответствии с учредительными документами Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Межмуниципальный отдел внутренних дел МВД России «Красновишерский» оборудовать здание МО МВД России «Красновишерский», расположенное по адресу <адрес> ограждением, контрольно-пропускным пунктом, ввести пропускной режим..
Обязать ГУ МВД России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию здания МО МВД России «Красновишерский» ограждением, контрольно-пропускным пунктом, по введению пропускной в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации
Судья Е.П. Суранова