К делу № 2- 268/ 2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 6 февраля 2013 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Вовк И. В.,
при секретаре Пивень А. И.,
с участием Дикого В. И. и представителя МУП «ЖКХ-Курчанское» Ропай В. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дикого В.И. к МУП «ЖКХ-Курчанское» о признании незаконными действий
по принуждению к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов,
по требованию оплаты 11 968 рублей 71 коп. за якобы оказанную услуги по вывозу твердых бытовых отходов,
по требованию денежных средств и квитанций за якобы произведенную утилизацию твердых бытовых отходов на полигоне,
УСТАНОВИЛ:
Дикий В. И. обратился в Темрюкский райсуд с исковым заявлением к МУП «ЖКХ-Курчанское» об обязывании не понуждать к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов и не присылать квитанции на оплату за вывоз мусора. В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец подал в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил признать незаконными действия МУП «ЖКХ-Курчанское» по принуждению к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов, по требованию оплаты 11 968 рублей 71 коп. за якобы оказанную услуги по вывозу твердых бытовых отходов, по требованию денежных средств и квитанций за якобы произведенную утилизацию твердых бытовых отходов на полигоне.
В судебном заседании Дикий В. И. поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить. Суду он пояснил, что вывоз твердых бытовых отходов не является коммунальной услугой, она не регламентирована Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть не подлежит государственному регулированию, ее предоставление возможно только на основании договора, который представляет собой обоюдную волю сторон, понуждение к заключению договора не допускается (ст.421 ГК РФ). Статьей 179 УК РФ за принуждение к совершению сделки предусмотрена уголовная ответственность. Основанием для взыскания денежных средств за оказание услуги по вывозу твердых бытовых отходов является договор. Поскольку такой договор между ним и МУП «ЖКХ-Курчанское» отсутствует, то и требовать от него денежные средства ответчик не имеет право. Вывоз отходов МУП «ЖКХ-Курчанское» производится не на полигон, а в балку за ст. Курчанской Темрюкского района, так как в Темрюкском районе отсутствуют полигоны для утилизации твердых бытовых отходов. Бытовые отходы он вывозит самостоятельно, что разрешено Правилами благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения Темрюкского района. В данном случае ответчик требует с него справку, подтверждающую произведенную утилизацию твердых бытовых отходов на полигоне. Однако полигон в Темрюкском районе не существует. Он считает, что если МУП «ЖКХ-Курчанское» можно вывозить отходы в балку, то и ему можно делать тоже самое.
Представитель МУП «ЖКХ-Курчанское» Ропай В. Л. в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать Дикому В. И. в удовлетворении иска. Суду он пояснил, что согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортировка отходов 1-4 класса опасности должна осуществляться при наличии паспорта отходов 1 - 4 класса опасности и специально оборудованных транспортных средств, а согласно ст. 9 данного Закона деятельность по сбору, транспортировке отходов лицензируется. Паспортом опасного отхода, выданного МУП «ЖКХ-Курчанское» 26.11.2009 г. Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отходы, собираемые от физических лиц - жителей Курчанского сельского поселения, являются отходами 4 класса опасности. Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов 4 класса опасности вправе передавать эти отходы другому лицу, если у этого, другого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по транспортированию отходов не меньшего класса-опасности. Пункт 1 ст. 8 вышеуказанного закона гласит, что в области обращения с отходами организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Во исполнение своих полномочий в Курчанском сельском поселении приняты «Правила благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения Темрюкского района», утвержденные Решением от ДД.ММ.ГГГГ№-ой сессии Совета Курчанского сельского поселения. В п.3.3 Раздел 3 Правил указано, что вывоз твердых бытовых отходов производится специализированным предприятием (МУП «ЖКХ - Курчанское») на договорной основе с физическими и юридическими лицами, при этом заключение договоров для всех юридических и физических лиц является обязательным, если они не располагают технической возможностью для своевременного вывоза твердых бытовых отходов на полигон своими силами. В случае самовывоза подтверждающим документом вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. У Дикого В. И. отсутствует лицензия или паспорт на транспортировку отходов. В соответствии с существующими публично-правовыми интересами, в силу ст. 445 ГК РФ и ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» для МУП «ЖКХ - Курчанское» заключение договора на оказание услуг по сбору и вывозу отходов и мусора является обязательным. Истец, получив от МУП «ЖКХ - Курчанское» два экземпляра договора о вывозе отходов, не вернул ни одного экземпляра, не подписал договор. На протяжении нескольких лет Дикий В. И. незаконно и необоснованно уклоняется от заключения договора о сборе и вывозе отходов и мусора. Кроме того, он просит отказать истцу в удовлетворении иска в связи с наличием вступившего в законную силу решения Темрюкского районного суда от 22 декабря 2010 года по иску Дикого В. И. к МУП «ЖКХ - Курчанское», где содержались аналогичные требования.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление Дикого В. И. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно п.2 ст.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Пунктом 3 ст.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено право собственника отходов I - IV класса опасности отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Как следует из п.3.3 Правил благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения Темрюкского района, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГГГ№-ой сессии Совета Курчанского сельского поселения, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов производится специализированным предприятием (МУП «ЖКХ - Курчанское») по планово-регулярной системе в соответствии с нормами накопления на договорной основе между данными предприятиями и, соответственно, юридическими и физическими лицами. Правилами благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения Темрюкского района предусмотрена также возможность вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и иного мусора физическими лицами своими силами. В случае самовывоза подтверждающим документом вывоза и утилизации твердых бытовых отходов и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. Пункт 3.3. Правил благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения действует по настоящее время.
МУП «ЖКХ - Курчанское» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности и паспорта опасных отходов.
Согласно письма администрации Курчанского сельского поселения от 8 апреля 2010 года, которое является ответом на обращение Дикого В. И. по вопросу конфликтной ситуации с МУП «ЖКХ - Курчанское», каждый гражданин, пользующийся услугой по вывозу твердых бытовых отходов, обязан заключить договор с организацией, оказывающей данную услугу, если вывоз мусора производится самостоятельно, то физическое лицо обязано подтвердить документально их утилизацию на свалке, при этом администрация указала Дикому В. И. о необходимости в срок до 15 апреля 2010 года заключить договор с МУП «ЖКХ - Курчанское» на вывоз мусора. Факт понуждения ответчиком истца заключить договор о сборе и вывозе отходов подтверждается предупреждением № от 12 марта 2010 года МУП «ЖКХ - Курчанское», протоколом разногласий к договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и вывоз твердых бытовых отходов от 15 апреля 2010 года. Как следует из квитанции от 29 января 2013 года МУП «ЖКХ - Курчанское» требует от Дикого В. И. оплаты 11 968 рублей 71 коп. за вывоз твердых бытовых отходов.
Истец имеет право, как заключать договор с МУП «ЖКХ - Курчанское» о вывозе твердых бытовых отходов, так и отказаться от его заключения. Действия МУП «ЖКХ-Курчанское» по принуждению истца к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов и по требованию оплаты 11 968 рублей 71 коп. за якобы оказанную услугу по вывозу твердых бытовых отходов являются незаконными.
Суд считает, что исковые требования Дикого В. И. о признании незаконными действий
МУП «ЖКХ-Курчанское» по требованию денежных средств и квитанций за якобы произведенную утилизацию твердых бытовых отходов на полигоне не подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 12 названного закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Организация полигонов для сбора и утилизации бытовых отходов входит в компетенцию администрации муниципального образования Темрюкский район. Диким В. И. не представлены суду доказательства того, что МУП «ЖКХ-Курчанское» требует от истца денежные средства и квитанции за произведенную им утилизацию твердых бытовых отходов на свалке бытовых отходов.
Суд считает несостоятельными доводы представителя МУП «ЖКХ-Курчанское» Ропай В. Л. о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска в связи с имеющимся вступившим в законную силу решением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Судом был рассмотрен спор о другом предмете и по другим основаниям между теми же сторонами, а именно иск Дикого В. И. к администрации МУП «ЖКХ - Курчанское», администрации Курчанского сельского поселения об отмене Правил благоустройства и санитарного содержания Курчанского сельского поселения, о взыскании с главы и членов Совета Курчанского сельского поселения морального ущерба в сумме 500000 рублей солидарно, о признании действий Щ, М и М по вымогательству у истца 6470 руб. 32 коп. незаконными, взыскании с указанных лиц морального ущерба в сумме 500000 рублей солидарно. Ранее решением мирового судьи судебного участка №209 Темрюкского района Клименко П.С. от 1 апреля 2011 года были удовлетворены исковые требования МУП «ЖКХ - Курчанское» о взыскании с Дикого В. И. 4169 рублей, из которых: 3769 рублей 38 копеек - задолженность за водопотребление и 400 рублей - оплаченная государственная пошлина. Следовательно, ранее суд не рассматривал аналогичный иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Дикого В.И. частично.
Признать незаконными действия МУП «ЖКХ-Курчанское» по принуждению Дикого В.И. к заключению договора на вывоз твердых бытовых отходов, по требованию оплаты 11 968 рублей 71 коп. за якобы оказанную услуги по вывозу твердых бытовых отходов и обязать МУП «ЖКХ-Курчанское» устранить допущенное нарушение закона.
Отказать Дикого В.И. в остальной части заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий