РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"дата" г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Максимовой С.А.
при секретаре Ковалевой В.С.
с участием представителя истца А.Я.- Л.В., представителя администрации Красногвардейского района В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Я. к администрации Красногвардейского района, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,
установил:
А.М. являлась вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Согласно положений Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ей за счет средств федерального бюджета предусматривалось выделение субсидии на улучшение жилищных условий в сумме <данные изъяты>.
Данная субсидия подлежала перечислению на счет продавца А.Я., у которого А.М. приобретала жилой дом с земельным участком, при предоставлении ею (покупателем) в администрацию Красногвардейского района документов, подтверждающих заключение договора купли-продажи и регистрацию перехода права собственности.
"дата". А.М. умерла. В связи с ее смертью выделенная субсидия не была перечислена на счет продавца.
Дело инициировано иском А.Я., который с учетом уточнений просил взыскать в его пользу (как продавца) за счет казны Российской Федерации денежные средства в размере <данные изъяты> - субсидию за приобретенные вдовой ветерана ВОВ А.М. жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. Сослался на то, что "дата" между ним и А.М. был заключен договор купли-продажи указанных жилого дома и земельного участка за <данные изъяты>, по которому <данные изъяты> оплатила сама покупатель, а <данные изъяты> в срок до "дата" должно было быть оплачено из федерального бюджета. "дата" переход права на недвижимое имущество зарегистрирован в УФСГРКК Белгородской области. "дата" А.М. умерла. Считает, что администрация Красногвардейского района незаконно распоряжением от "дата" отменила распоряжение о предоставлении меры социальной поддержки вдове ветерана ВОВ, и выделенные покупателю денежные средства были возвращены в федеральный бюджет.
В судебном заседании представитель истца Л.В. иск поддержала и дала пояснения, соответствующие тексту поданного в суд заявления.
Представитель администрации Красногвардейского района В.В. иск не признала. Считает, что отсутствуют основания для выплаты данной субсидии продавцу жилого помещения. Пояснила, что субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется непосредственно льготнику, поскольку неразрывно связана с его личностью, в данном случае А.М. как вдове ветерана Великой Отечественной войны. Переход права собственности на спорные жилой дом и земельный участок является незаконным, поскольку произошел после смерти А.М.. Считает, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства Финансов РФ в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил возражения, в которых с иском не согласен. Считает, что Министерство Финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в рассматриваемом споре, никаких обязательств перед истцом не имело и не имеет.
Третьи лица: Т.И., представители Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в суд не явились, представили заявления в которых просили дело рассмотреть в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает требования А.Я. необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В п. 1 ст.549 ГК РФ определено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130). В соответствии с п.1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Из материалов дела видно, А.М. являлась вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имела право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п.п. 4 п. 1 указанной статьи вдовам участников ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. А.М. состояла в списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Ей были выделены денежные средства в сумме <данные изъяты>, которые поступили в Управление Федерального казначейства по Белгородской области на счет администрации района на основании платежного поручения № от "дата"
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О Ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 23.2).
28 марта 2006 г. принято Постановление Правительства Белгородской области N 52-пп «О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки, названной категории граждан.
Данное Постановление принято в соответствии со ст. 23.2 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. N 614 «Об утверждении правил предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Согласно утвержденного Постановлением № 52 -пп порядка, органам местного самоуправления рекомендовано:
- вести учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - формировать списки по каждой категории граждан; - производить расчет размера субвенции в установленном законом порядке; - открывать счета в районных органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; - обеспечивать за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в т.ч. индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным требованиям, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.
При этом, по желанию граждан на основании соглашения, заключенного между гражданином и органом социальной поддержки, могла предоставляться за счет бюджетных средств Российской Федерации и безвозмездная субсидия для приобретения или строительства жилых помещений.
Предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, а именно обеспечение жильем в форме субсидии на приобретение жилого помещения предоставляются непосредственно льготнику, определенному законом, поскольку неразрывно связаны с его личностью, как участника Великой Отечественной войны (ветерана боевых действий и т.д.).
Предоставление указанных мер социальной поддержки иным гражданам, после смерти лица, имеющего право на льготу, действующим законодательством не предусмотрено.
"дата" между А.М. и А.Я. был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка,находящихся по адресу: <адрес> за <данные изъяты>. По которому расчет между сторонами должен производится в следующем порядке: <данные изъяты> за земельный участок покупатель оплатила из собственных средств при подписании договора, а <данные изъяты> в срок до "дата" должно быть оплачено покупателем на основании Постановления Правительства РФ от 15 октября 2005 г. №614 «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» из федерального бюджета. П. 13 данного договора предусматривалось, что договор вступает в силу с момента регистрации перехода права собственности на указанное имущество.
Распоряжением администрации Красногвардейского района от "дата" № А.М. была предоставлена мера социальной поддержки в сумме <данные изъяты>.Согласно данному распоряжению главному специалисту отдела ЖКХ, транспорта и связи администрации района необходимо было заключить соглашение-обязательство об использовании безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилого дома для А.М., отделу учета и отчетности - перечислить денежные средства на счет продавца А.Я.
"дата" А.Я. и представитель А.М. по доверенности Т.И. обратились в Красногвардейский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о регистрации перехода право собственности. "дата" А.М. умерла. "дата" была произведена регистрация перехода права на недвижимое имущество. В пользу А.Я. установлена ипотека в силу закона.
Распоряжением администрации Красногвардейского района от "дата" распоряжение о предоставлении меры социальной поддержки вдове ветерана ВОВ от "дата" было признано утратившим силу в связи со смертью А.М.. Выделенные ей денежные средства были возвращены в федеральный бюджет.
Соглашение-обязательство об использовании безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилого дома А.М. заключено не было.
Согласно объяснениям представителей администрации Красногвардейского района из сложившейся практики покупатель должен был после регистрации перехода права собственности представить в администрацию Красногвардейского района свидетельство о государственной регистрации права и только тогда заключается соглашение - обязательство и перечисляются денежные средства на счет продавца. Это необходимо, чтобы избежать нецелевого использования денежных средств. О чем была проинформирована представитель А.М. - Т.И..
Таким образом, перечисление безвозмездной субсидии с соответствующего счета Федерального казначейства на расчетный счет продавца, могло иметь место после предоставления очередником необходимых документов, подтверждающих переход права собственности на недвижимое имущество.
Таковых документов, при жизни лица, имеющего право на получение названной безвозмездной субсидии, в орган местного самоуправления не поступило.
В данном случае, лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, являлась только А.М., ее право на получение названной выплаты, осталось нереализованным, и это исключает переход данного права к другому лицу.
Ссылка представителя истца на то, что А.М. перечислена была названная субсидия при жизни, несостоятельна.
А.М. субсидия предоставлялась в соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», которая является единовременной безвозмездной денежной выплатой, неразрывно связанной с ее личностью.
Не представлено стороной истца и данных подтверждающих перечисление спорной субсидии в вышеуказанном порядке, определяющего перечисление денежных средств, с федерального бюджета лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, только после предоставления компетентному органу (ответственному за использование бюджетных средств) соответствующего пакета документов, подтверждающих факт приобретения жилья.
Кроме того, при обеспечении жильем вдова ветерана ВОВ приобретает право пользования или собственности только на жилое помещение, но не на ресурсы, используемые субъектом Российской Федерации для обеспечения возможности улучшить жилищные условия путем предоставления мер социальной поддержки.
Денежные средства, предоставляемые в качестве меры социальной поддержки на обеспечение жильем, в собственность гражданина не переходят, а принадлежат государству до момента перечисления их на счет продавца по заключенному договору купли-продажи.
Предоставление единовременной выплаты носило не технический характер, а предполагало совершение определенных действий со стороны умершей, которые до конца исполнены не были, то данная выплата не может быть перечислена продавцу.
Таким образом, право на социальную выплату (то есть на перечисление денежных средств в счет оплаты соответствующего договора, заключенного вдовой ветерана Великой Отечественной войны) не может перейти к истцу, поскольку неразрывно связано с личностью гражданина - получателя социальной выплаты А.М.. Право на получение социальной поддержки в денежном выражении для обеспечения жилым помещением не передается другим лицам, в том числе членам семьи, в случае смерти ветерана Великой Отечественной войны. Наследницей после смерти ФИО1 является ее дочь Т.И.. Перечисление наследодателю истца спорной субсидии в вышеуказанном Порядке не осуществлялось.
Согласно договору купли-продажи Министерство Финансов РФ не являлось стороной по договору. Сам договор купли-продажи не содержит обязательств Министерства Финансов РФ перед истцом. Установленные обстоятельства по договору купли-продажи, регистрация перехода права не имеет правового значения, поскольку не создало обязательств для ответчиков.
В данном случае в пользу продавца в силу закона оформлена ипотека. Восстановить свои нарушенные права истец может путем расторжения договора купли-продажи на основании ст. ст. 450-451 ГК РФ. Регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным статьей 450 ГК РФ. В силу п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением. Вместе с тем согласно ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного с связи с этим обязательством. Поэтому в случае расторжения договора продавец, не получивший оплаты по нему, вправе требовать возврата, переданного покупателю имущества на основании статей 1102, 1104 ГК РФ.
Данная позиция согласуется, с позицией, изложенной в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
А.Я. в удовлетворении исковых требований к администрации Красногвардейского района, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании за счет Казны РФ денежных средств в сумме <данные изъяты>. - как субсидии за приобретенные у него вдовой ветерана Великой Отечественной войны жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> отказать
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.
Председательствующий судья Максимова С.А.