Дело №2-268/2022
55RS0025-01-2022-000338-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года с.Одесское
Одесский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Николаевой Т.М. при секретаре судебного заседания Гавриленко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности разработать план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в защиту неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МКОУ «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности разработать план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, указав, что прокуратурой Одесского района проведена проверка в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов, в образовательном учреждении в деятельности МКОУ «Желанновская СШ», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого з образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам,
-возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- ненадлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставлении услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи.
Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по повышению уровня доступности для инвалидов объектов и немых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В соответствии с пунктом 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - «дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» целью «дорожной карты» является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в «дорожную карту».
В ходе проведения проверки в январе 2022 года установлено, что образовательным учреждением «дорожная карта» не разработана и не утверждена.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер по его устранению принято не было.
Отсутствие мер по разработке плана мероприятий препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Поскольку учащиеся учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит обязать МКОУ «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Арсений Ю.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам,
-возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
-сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- ненадлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставлении услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи.
Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по повышению уровня доступности для инвалидов объектов и немых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В соответствии с пунктом 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - «дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» целью «дорожной карты» является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в «дорожную карту».
Судом установлено, что прокуратурой Одесского района проведена проверка в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов, в образовательном учреждении в деятельности МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
В ходе проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что образовательным учреждением «дорожная карта» не разработана и не утверждена.
Уставом МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области предусмотрено, что учредителем учреждения является Администрация Одесского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области.
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер по его устранению принято не было.
Согласно ответа директора МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области на представление от ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено и приняты меры по устранению выявленных нарушений закона и недопущению их в дальнейшем.
Из объяснения директора МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «дорожная карта» к паспорту доступности объекта для инвалидов не разработана и утверждена.
Согласно ответа Комитета по образованию Администрации Одесского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, план адаптации объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, включающий мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов находятся в стадии разработки и будут готовы к сентябрю 2022 года.
Доказательств обратного, ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Отсутствие мер по разработке плана мероприятий препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Суд считает необходимым оплату госпошлины возложить на ответчика МКОУ «Желанновская СШ» Одесского муниципального района Омской области.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области о возложении обязанности разработать план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области разработать план мероприятий (дорожную карту) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Желанновская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.М. Николаева
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.07.2022 года