Дело № 2-2690/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2013 года, город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Егорова Д.С.,
при секретаре Шипициной А.А., с участием:
помощника прокурора Федосеева А.Н., на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика и третьего лица Правительства Пермского края ФИО1, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ГКУ «Закамское лесничество» ФИО2, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранительного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, о возложении обязанности провести лесоустройство,
У с т а н о в и л:
Пермский межрайонный природоохранительный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее по тексту – Министерство), о возложении обязанности провести лесоустройство, с учетом уточнения требований /л.д.111-114/ просит: обязать ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, провести лесоустройство Краснокамского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество»; Култаевского, Лядовского, Усть-Качкинского, Юговского, Рождественого участковых лесничеств ГКУ «Пермское лесничество».
Свои требования Прокурор обосновывает тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований лесного законодательства по вопросу подготовки к пожароопасному сезону установлено, что лесоустройство некоторых участковых лесничеств, входящих в состав Пермского и Закамского лесничеств в нарушение Лесного кодекса РФ, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516, Лесохозяйственных регламентов, последний раз проводилось десять и более лет назад, дата проведения следующего лесоустройства не определена.
Вместе с тем, в силу положений п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением таксации лесов.
Поскольку таксация лесов является одним из мероприятий лесоустройства, предусмотренных ст. 68 Лесного кодекса РФ, бездействие ответчика выражающееся в не проведении лесоустроительных работ, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку не позволяет спроектировать необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, что, в свою очередь может повлечь за собой причинение ущерба лесному фонду.
Определениями Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.98/, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Пермского края, ГКУ «Закамское лесничество», ГКУ «Пермское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании представитель истца Федосеев А.Н. на доводах и требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица Правительства Пермского края ФИО1 с иском не согласна, полагает, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов возможно с использованием имеющихся материалов таксации лесов.
Ответчиком Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края представлены письменные возражения относительно иска /л.д.45-47/, в соответствии с которыми, Министерство с иском не согласно ввиду того, что в соответствии с п.п. «а» п. 59 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.11.2012 г. № 516, при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных заказов минимальным объектом работ по таксации лесов являются лесничество, лесопарк. При этом перечень указанных отдельных случаев, в которых минимальным объектом работ по таксации лесов может являться участковое лесничество, законодательно не определен. По общему правилу минимальным объектом работ по лесоустройству (таксации) лесов, при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных заказов, является лесничество в целом. Кроме того, Федеральным бюджетом на 2014 и 2015 годы субвенции Пермскому краю на проведение лесоустройства не предусмотрены. В связи с чем, Министерство не имеет возможности и оснований разместить в 2014 г. заказ на проведение лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Пермского и Закамского лесничеств. Министерством также указано, что лесоустройство на территории Закамского лесничества проводилось в 2005 г., на территории Пермского лесничества – в 2002 г. Лесной кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 г. № 377 «О правилах проведения лесоустройства», Приказ МПР от 06.02.2008 г. № 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» не говорят о сроке действия материалов лесоустройства, сроках периодичности проведения лесоустройства, а также о том, что шестнадцатилетние материалы лесоустройства не могут применяться в лесном хозяйстве.
Представитель третьего лица ГКУ «Закамское лесничество» ФИО2 требования прокурора о возложении обязанности провести лесоустройство поддержала в полном объеме.
Третьим лицом ГКУ «Закамское лесничество» представлен письменный отзыв относительно иска /л.д.108/, содержание которого аналогично позиции представителя ФИО2
Третье лицо ГКУ «Пермское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя для участия в судебном заседании не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие /л.д.188/.
Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя для участия в судебном заседании не направило, представило письменный отзыв относительно иска /л.д.179-182/, в соответствии с которым, с иском не согласно, Федеральное агентство лесного хозяйства по предоставленным полномочиям не осуществляет финансирование органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, а лишь осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций. Полагает, что к участию в деле должно быть привлечено Федеральное казначейство как лицо, на чьи права и обязанности может повлиять судебное решение.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в силу следующего
В соответствии со ст. 19, п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами (ст. 19).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 68 настоящего Кодекса (п. 6 ч. 1 ст. 83).
Согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу абз. 1 п. 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.01.2011 г. № 516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Как установлено в судебном заседании , проверкой, проведенной Пермской межрайонной природоохранительной прокуратурой в отношении ГКУ «Закамское лесничество» и ГКУ «Пермское лесничество», установлено, что в отношении лесничеств Краснокамского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество»; Култаевского, Лядовского, Усть-Качкинского, Юговского и Рождественого участковых лесничеств ГКУ «Пермское лесничество», лесоустройство последний раз проводилось десять и более лет назад, дата проведения следующего лесоустройства не определена.
В соответствии с п.п. 3.4.19, 3.4.20 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края, организация размещения заказов на выполнение работ по лесоустройству лесов вышепоименованных лесничеств, в пределах полномочий, установленных п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, входит в функции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
При названных обстоятельствах, с учетом того обстоятельства, что таксация лесов является одним из мероприятий лесоустройства, предусмотренных ст. 68 Лесного кодекса РФ, а также учитывая положения ст. 45 ГПК РФ, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом, поскольку бездействие ответчика выражающееся в не проведении лесоустроительных работ, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, в т.ч. не позволяет спроектировать необходимые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, что, в свою очередь может повлечь за собой причинение ущерба лесному фонду и окружающей природной среде.
В силу ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к вышепоименованным лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Пермского края и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству.
Доводы возражений ответчика относительно того, что в соответствии с п.п. «а» п. 59 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.11.2012 г. № 516, при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных заказов минимальным объектом работ по таксации лесов являются лесничество, лесопарк, суд во внимание не принимает, поскольку названной правовой нормой также предусмотрена возможность проведения таксации и в отношении участковых лесничеств, кроме того, в соответствии с п. 4 Лесоустроительной инструкции, объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
С учетом изложенного, а также того, что каких либо обоснованных возражений относительно заявленных сроков исполнения обязанностей по выполнению лесоустройства, а также подтверждающих их доказательств, ответчиком и выступающими на его стороне третьими лицами, не представлено и в судебном заседании не исследовалось, суд считает, что исковые требования Пермского межрайонного природоохранительного прокурора следует удовлетворить, обязав Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу, провести лесоустройство в отношении Краснокамского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество»; Култаевского, Лядовского, Усть-Качкинского, Юговского, Рождественого участковых лесничеств ГКУ «Пермское лесничество», в пределах полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р е ш и л:
Исковые требования Пермского межрайонного природоохранительного прокурора удовлетворить, обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в течение двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу, провести лесоустройство в отношении Краснокамского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество»; Култаевского, Лядовского, Усть-Качкинского, Юговского, Рождественого участковых лесничеств ГКУ «Пермское лесничество», в пределах полномочий органов государственной власти Пермского края, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Председательствующий
<данные изъяты>