Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.
при секретаре судебного заседания Ботевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании размещения рекламной конструкции незаконным и самостоятельные требования комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ФИО1 является собственником нежилого помещения № по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчик приобрел имущество в данном доме с коммерческой целью в ДД.ММ.ГГГГ году. ФИО2 ведет коммерческую деятельность в помещении №, а именно в магазине «<данные изъяты>».
Для рекламы своего магазина использует огромные металлические рекламные конструкции, установленные на двух стенах – фасада дома, одна из которых (с торца дома) значительно закрывает фасад нежилого помещения истца.
Спорная рекламная конструкция размещена с нарушением закона «О рекламе». Разрешения на установку и эксплуатацию данных рекламных конструкций комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» не выдавалось. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП ФИО2 было направлено предписание о демонтаже рекламных конструкций, который должен был осуществить демонтаж в течение месяца с момента получения.
Однако рекламные конструкции не демонтированы.
На основании изложенного ФИО1 просила суд признать размещение рекламной конструкции с торца здания, располагающейся близко ко входу в нежилое помещение ФИО1, незаконным. Обязать в недельный срок демонтировать незаконно установленную рекламную конструкцию.
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО1 были требования уточнены, в соответствии с которыми она просила суд признать размещение 2-х рекламных конструкций, располагающихся с 2-х сторон многоквартирного дома (фасадов), незаконными (в том числе по причине нарушения – несоответствия требованиям – перекрытие оконных проемов). Обязать в 7-дневный срок демонтировать незаконно установленные две рекламные конструкции.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита».
ДД.ММ.ГГГГ от комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» поступило ходатайство о вступлении в дела в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, в котором указано следующее.
В связи с выявлением комитетом двух рекламных конструкций, установленных на фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, размещенных в нарушение п. 10 ст. 19 Федерального закона №38-Ф3 «О рекламе» от ДД.ММ.ГГГГ, которым запрещается установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, комитетом в адрес ФИО2 были направлены предписания о демонтаже двух самовольно установленных рекламных конструкций. Указанные предписания ФИО2 не оспорены, конструкции до настоящего времени не демонтированы.
На основании вышеизложенного комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» просил суд признать данного участника третьим лицом с самостоятельными требованиями по делу №. Обязать ФИО2 демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции на фасаде здания многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес> в течение 10 (десяти) дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ изменен статус комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» на третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, самостоятельные требования указанного участника процесса приняты к производству суда.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщила. В предыдущих судебных заседаниях требования поддержала с учетом уточнений.
Ответчик ФИО2, надлежаще извещенный судом о времени и месте слушания дела, не явился, причин не явки суду не сообщил. В предыдущих судебных заседаниях ответчик с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск ФИО1 и самостоятельные требования третьего лица.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя по доверенности ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и дополнительные пояснения по делу.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", распространение наружной рекламы с использованием щитов осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу пункта 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в пунктах 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (пункт 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с пунктом 21.1 Федерального закона "О рекламе", если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Таким образом, в целях статьи 19 Федерального закона "О рекламе" под владельцем рекламной конструкции понимается ее фактический владелец. При этом не имеет значения, кому выдавалось разрешение на установку соответствующей рекламной конструкции. При неисполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции требование о ее принудительном демонтаже должно быть предъявлено к владельцу либо к собственнику соответствующей конструкции, а при невозможности установления этих лиц - к собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция.
Судом установлено и подтверждено материалами дела и сведениями из ЕГРН, что ФИО1 является собственником нежилого помещения № по адресу <адрес>.
ФИО2 является собственником квартир № и ? доли в <адрес> по указанному адресу. ФИО4, ФИО5, ФИО6 являются собственниками по ? доли в праве собственности на жилое помещение – <адрес> указанном многоквартирном доме.
Сторонами не оспорено, что ФИО2 на фасадах многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес> установлены две рекламные конструкции магазина «<данные изъяты>», расположенного в нежилом помещении № указанного здания. Указанные обстоятельства подтверждены так же фотографиями, приобщенными в материалы дела.
Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистами комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита», установлено наличие на фасаде многоквартирного жилого дома по <адрес>, двух рекламных конструкций, установленных без разрешения, размещенных в нарушение п. 14.1. раздела 14 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№, Положения «О размещении средств наружной рекламы и информации на территории городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом было направлено письмо исх. № в контрольную инспекцию администрации городского округа «Город Чита» о привлечении ФИО2 к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства. ДД.ММ.ГГГГ письмом исх. № контрольная инспекция уведомила комитет о составлении в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 18 Закона Забайкальского края №198-ЗЗК «Об административных правонарушениях», протокол передан в административную комиссию для рассмотрения. Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 вынесены предписания № и № о демонтаже рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» была проведена проверка исполнения ФИО2 требования предписания, о чем свидетельствует акт обследования рекламной конструкции. В связи установлением факта не исполнения требования предписаний, комитетом было направлено обращение в УМВД России по г. Чите о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения. Определением инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Чите от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
До настоящего времени предписание уполномоченного органа о демонтаже двух самовольно установленных рекламных конструкций не исполнено.
Доводы ответчика об отсутствии у комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» права на обращение в суд с настоящим иском не соответствуют действующему законодательству.
Согласно подпункту 15.1 пункта 1 статьи 15 и подпункту 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Положением "О размещении средств наружной рекламы и информации на территории городского округа "Город Чита", принятым решением Думы городского округа "Город Чита" от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), определяются требования к средствам наружной рекламы и информации, размещаемой на территории городского округа "Город Чита", соответствующие внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа.
Пунктом 2 статьи 3 Положения установлено, что администрация городского округа, в том числе: обеспечивает координацию работ по реализации установленных требований в сфере размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа; определяет процедуру выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их аннулирования; осуществляет выдачу (отказывает в выдаче) разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и их аннулирование, обращается в суд с исками о признании разрешений недействительными; обращается в суд с исками о принудительном осуществлении демонтажа средств наружной рекламы и (или) информации, подготавливает и направляет материалы в правоохранительные органы о нарушении рекламного законодательства; выдает предписания на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций; разрабатывает и утверждает порядок расчета размера платы за размещение средств наружной рекламы и (или) информации на объектах муниципального имущества.
Согласно п.1.1 Положения о комитете градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 22.09.2016 № 124, комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Чита".
Пунктами 3.3.5-3.3.7 данного Положения установлено, что в целях обеспечения решения возложенных задач Комитет осуществляет выдачу и аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций, выдает предписания о демонтаже рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, осуществляет согласование с уполномоченными органами с целью принятия решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче.
Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 23.07.2019 г. №418 утвержден порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории городского округа «Город Чита» без разрешений, срок действия которых не истек, а также удаления размещенной на рекламных конструкциях информации (далее- Порядок демонтажа).
Согласно п.9 указанного Порядка демонтажа владелец рекламной конструкции, собственники или иной владелец недвижимого имущества, к которому присоединена данная рекламная конструкция, обязан демонтировать такую рекламную конструкцию за свой счет, восстановить благоустройство территории земельного участка, а также фасады здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена самовольно размещенная рекламная конструкция, в том виде, который существовал до ее установки эксплуатации, с использованием аналогичных материалов и технологий, примененных в отделке недвижимого имущества.
Пунктом 12 Порядка демонтажа установлено, что в случае, когда предписание комитета, содержащее требование о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без действующего разрешения, а также об удалении информации, размещенной на такой рекламной конструкции, не исполнено ее владельцем в установленный срок либо владелец рекламной конструкции неизвестен, обязанность по организации демонтажа рекламной конструкции, установленной на имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», или присоединенной к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии их согласия на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также если иное не установлено законодательством, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на комитет.
Вместе с тем, согласно представленному ответчиком ФИО2 в комитет протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, являющийся собственником 7 из 8 помещений многоквартирного дома, избран председателем совета дома, при выборе способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении о согласовании двух рекламных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № комитета градостроительной политики) ответчик указал, что необходимое по закону «О рекламе» и жилищному законодательству одобрение более 2/3 голосов собственников помещений в многоквартирном доме в виде решения общего собрания получено, копию протокола от ДД.ММ.ГГГГ ответчик приобщил к заявлению. Данные обстоятельства подтверждены решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №.
Таким образом, учитывая согласие собственников многоквартирного дома на установку двух рекламных конструкций, обязанность по демонтажу возлагается на лицо, незаконно установившее рекламные конструкции.
Таким лицом является ФИО2, как собственник нежилого помещения №, доказательств обратному суду предоставлено не было.
Одновременно суд признает необоснованными ссылки ФИО2 о неподсудности данного дела суду общей юрисдикции, так как, являясь собственником нежилого помещения № по адресу <адрес>, ответчик как физическое лицо является владельцем рекламных конструкций.
Кроме того, суд соглашается с доводами комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» о недобросовестности поведении ФИО2 Действительно в судебном заседании ФИО2 указывалось на размещение спорных рекламных конструкций без получения предусмотренного федеральным законодательством разрешения, при этом ответчик полагал, что такое разрешение может быть им получено в любое время по факту обращения в уполномоченный орган. Вместе с тем, сам по себе факт размещения рекламных конструкций до момента обращения за разрешение на их установку, длительность периода неисполнения предписаний органа местного самоуправления при полной осведомленности о противоправном характере действий, свидетельствуют о злоупотреблении своими правами ФИО2 в нарушение положений ст. 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности размещения ФИО2 двух рекламных конструкций на фасаде <адрес> по <адрес> в <адрес> в отсутствие установленного законом разрешения.
На ФИО2 подлежит возложению обязанность демонтировать незаконно установленные рекламные конструкции по указанному адресу.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд с учетом мнения сторон полагает возможным установить срок исполнения судебного акта в течение 7 дней с момента вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о признании размещения рекламной конструкции незаконным и самостоятельные требования комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции, удовлетворить.
Признать незаконным размещение ФИО2 на фасадах <адрес> по <адрес> в <адрес> двух рекламных конструкций.
Обязать ФИО2 в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать две самовольно установленные рекламные конструкции, расположенные на фасадах <адрес> по адресу <адрес> в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.