ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2691/20 от 06.11.2020 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-2691/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Клочковой Е.В.,

при секретаре Капановой Г.Г.,

с участием:

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности ФИО1,

в отсутствие истца ФИО2, ответчика ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже,ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ о перерасчете пенсии с учётом индексации, взыскании недоплаченной пенсии,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, в котором просит понудить ответчика сделать перерасчет ее страховой пенсии по старости и обеспечить индексацию на 6,6%, взыскать недоплаченную сумму страховой пенсии по старости.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания 23 октября 2020 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечен ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ (

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности ФИО1 в судебном заседаниивозражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.

Ответчик ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, заявлением в суд просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетомповышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с п. 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту егожительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (п. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", вслучае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственной социальной помощью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ дано понятие социальной доплаты к пенсии.

Согласно данной норме социальная доплата к пенсии - это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 декабря 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Как следует из материалов дела, с 03.06.2009 ФИО2 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, размер её трудовой пенсии был определен на основании имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ данных по состоянию на день, в который выносилось решение об установлении трудовой пенсии и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Продолжительность страхового стажа по 31.12.2008г. составила – 31 год 11 месяцев 28 дней, продолжительность стажа по 01.01.2002г. – 23 года 05 месяцев 28 дней.

Размер пенсии ФИО2 определен с учетом заработной платы с 01.01.2000 по 31.12.2001, соотношение заработков за указанный период составило – 0,409.

Решением УПФ (ГУ) РФ в г. Воронеже с 01.01.2010 ФИО2 установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 726,76 руб. Распоряжением о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии от 31.03.2010 ФИО2 в связи с изменением прожиточного минимума, который в субъекте Российской Федерации составляет 4590 руб., а в целом по Российской Федерации составляет 4780 руб., изменена общая сумма материального обеспечения с 01.04.2010 и составляет 4106,63 руб.; размер федеральной социальной доплаты к пенсии составляет 483,37 руб.

С 01.08.2010 общая сумма материального обеспечения составила 4139,66 руб., 450, 34 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии

С 01.01.2011 общая сумма материального обеспечения составила 4139,66 руб., 665,34 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии

С 01.02.2011 общая сумма материального обеспечения составила 4503,95 руб., 301,05 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии

С 01.02.2012 общая сумма материального обеспечения составила 4819,22 руб., 505,78 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 70), с 01.04.2012общая сумма материального обеспечения составила 4983,55 руб., 341,45 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии.

С 01.01.2013 общая сумма материального обеспечения составила 4983,55 руб., 963,45 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии, с 01.02.2013общая сумма материального обеспечения составила 5312,47 руб., 634,53 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии, с 01.04.2013 общая сумма материального обеспечения составила 5487,78 руб., 459,22 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии.

Размер общей суммы материального обеспечения с 01.01.2019 составил 7568,09 руб., федеральная социальная доплата к пенсии - 1181,91 руб.

С 01.01.2020 общая сумма материального обеспечения составила 8101,79 руб., 648,21 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период который он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ всубъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена (п. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").

В соответствии с Законом Воронежской области от 29.10.2018г. № 138-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2019 финансовый год» размер прожиточного минимума составляет 8750 руб.

На 2020 финансовый год размер прожиточного минимума установлен Законом Воронежской области от 13.09.2019г. № 105-ОЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области на 2020 финансовый год» в размере 8 750 руб.

Неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения ниже установленного в регионе прожиточного минимума, устанавливается социальная доплата до прожиточного минимума.

С 2019 года получателям социальных доплат прибавка в результате индексации пенсии устанавливается сверх прожиточного минимума на сумму прибавки по итогам индексации пенсии и других социальных выплат в текущем году.

На начало 2019 года размер пенсии истицы составлял 7568,09 руб. Дополнительно к пенсии ФИО2 получила социальную доплату до прожиточного минимума, поскольку размер пенсии был ниже регионального прожиточного минимума пенсионера – 8750 руб., размер доплаты составлял 1181,91руб. (8750руб. – 7568,09 руб.); после индексации с 1 января 2019 года на 7,05% ФИО2 получила прибавку к пенсии сверх прожиточного минимума в размере 533,70 руб. (7568,09 руб. х 7,05%). В итоге выплаты с 01.01.2019 составили 9283,70 руб. (пенсия + доплата к пенсии до прожиточного минимума + индексация: 7568,09 руб. + 1181,91 руб. + 533,70 руб.)

Как было указано выше, с 01.01.2020 общая сумма материального обеспечения ФИО2 составила 8101,79 руб. (7568,09 руб. + 533,70 руб.), 648,21 руб. – размер федеральной социальной доплаты к пенсии (8750 руб. – 8101,79 руб.), поскольку размер пенсии был ниже регионального прожиточного минимума пенсионера – 8750 руб.

После индексации с 1 января 2020 года на 6,6% ФИО2 получила прибавку к пенсии сверх прожиточного минимума в размере 534,79 руб. ( 8101,79 х 6,6%).

Размер выплаты составил 9284,79 руб. (пенсия + доплата к пенсии до прожиточного минимума + индексация: 8101,79 руб. + 648,21 руб. + 534,79 руб.)

Таким образом, без учета нового механизма назначения социальной доплаты, доход ФИО2 был бы меньше на сумму, проведенной с 01.01.2020 индексации.

Проанализировав данные о размере выплат ответчиком за период с 2010 г. - 2020 г. и сравнив их с величиной прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за указанные годы, суд приходит к выводу о том, что сумма пенсии и ежемесячной денежной выплаты, получаемых истцом, превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области за соответствующий период, в связи с чем правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 о взыскании недоплаченной суммы страховой пенсии по старости отсутствуют и овозложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже,ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ о перерасчете пенсии с учётом индексации, взыскании недоплаченной пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Клочкова

Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2020.

Дело № 2-2691/2020