ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2691/2022 от 25.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-2691/2022

УИД 59RS0004-01-2022-002793-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к департаменту социальной политики администрации города Перми о признании незаконными действий по снятию с учета и исключению из реестра многодетных семей, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО3, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, обратились в суд с иском к департаменту социальной политики администрации города Перми о признании незаконными действий по снятию с учета и исключению из реестра многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указали, что обратились в департамент социальной политики администрации г. Перми с заявлением о предоставлении многодетной семье в собственность земельного участка. При проверке представленных документов установлено, что в собственности супруги ФИО2 имеется земельный участок с кадастровым номером , площадью – 338+/- 6 кв.м., что не противоречило условиям предоставления многодетной семье земельного участка предусмотренным ч. 3 ст. 1 Закону Пермского края №871-ПК (в ред. от 05.09.2016, действовавшей по состоянию на 01.03.2017). Семья была включена в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, присвоен номер в реестре – , о чем истцы уведомлены письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ Департаментом направлено уведомление о снятии с учета многодетной семьи с указанием основания - п. 3.1.2 Порядка ведения учета многодетных семей в городе Перми в целях предоставления земельных участков, утвержденного постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в связи с установлением фактов, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка, определенных в части 6 статьи 3 Закона Пермского края №871-ПК. Из уведомления следует, что площадь имеющегося в собственности ФИО2 земельного участка в настоящее время превышает предельный минимальный размер земельного участка для садоводства, установленный Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 №143, вследствие чего семья не соответствует условиям предоставления земельного участка, предусмотренным Законом Пермского края №871-ПК. Отмечают, что указанные действия функционального органа администрации г.Перми являются незаконными, поскольку совершены вопреки установленному в городе Перми Порядку, а также основаны на неправильном толковании норм материального права, препятствуют реализации права семьи на улучшение жилищных условий. Основанием для снятия многодетной семьи с учета не может являться изменение правового регулирования, вследствие которого ухудшилось положение граждан. Тот факт, что региональный законодатель внес изменения по условиям соответствия многодетной семьи требованиям п. «г» ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края № 871-ПК, не дает уполномоченному органу права ссылаться на них в подтверждение законности своих действий, поскольку до внесения соответствующих изменений в региональное законодательство семья соответствовала условиям предоставления многодетной семье земельных участков, представила полный пакет документов и имела возможность получить земельный участок.

Просят признать действия департамента социальной политики администрации г.Перми по снятию с учета и исключению из реестра многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, семьи в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4 незаконными; обязать департамент социальной политики администрации г.Перми включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4 в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, указанную многодетную семью восстановить в очереди.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам искового заявления.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г.Перми – ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва на исковое заявление, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. На дату принятия департаментом решения о постановке многодетной семьи на учет одним из условий предоставления многодетной семье земельного участка в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 1 Закона №871-ПК являлось условие об отсутствии у членов многодетной семьи на праве собственности земельного участка (земельных участков), расположенного на территории Пермского края, либо владение членами многодетной семьи на праве собственности земельным участком (земельными участками), расположенным на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предельный (минимальный) размер земельного участка для садоводства, установленный частью 1 статьи 1 Закона № 965-193, составлял 600 кв.м. Таким образом, наличие имеющегося в собственности многодетной семьи ФИО1 земельного участка в размере 338 кв.м., находящегося по адресу: , не препятствовало постановке семьи на учет, в связи с чем департаментом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о включении указанной многодетной семьи в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ многодетной семьей ФИО1 подано заявление о внесении изменений в реестр многодетных семей (в связи с получением паспорта дочерью), при рассмотрении которого департаментом проведена проверка, в результате чего установлено, что многодетная семья ФИО1 не соответствует условию предоставления земельного участка, указанному в пункте «г» части 3 статьи 1 Закона №871-ПК, поскольку земельный участок (338 кв.м.), находящийся в собственности ФИО1, больше минимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 №143. Согласно данному решению для земельных участков, расположенных на территории города Перми, определен минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования под садоводство, равный 100 кв.м. На основании чего департаментом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета данной многодетной семьи на основании пункта 3.1.2 Порядка ведения учета многодетных семей. Снятие департаментом семьи истца с учета правомерно, департамент при принятии решения не нарушил требований действующего правового регулирования, в том числе установленного в городе Перми Порядка ведения учета многодетных семей, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Суд, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истцов, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодателем в п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

01.12.2011 принят Закон Пермского края №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (далее – Закон №871-ПК).

В силу ч. 2 ст. 3 Закона №871-ПК порядок ведения учета многодетных семей определяется органами местного самоуправления Пермского края.

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №221 утверждено Положение о департаменте социальной политики администрации г.Перми.

Согласно п. 3.1.6 Положения о департаменте социальной политики администрации г.Перми, п. 2 постановления администрации г.Перми от 28.04.2012 №198 «Об утверждении порядка ведения учета многодетных семей в городе Перми в целях предоставления земельных участков» (далее – Порядок ведения учета многодетных семей) на департамент возложены полномочия по ведению учета многодетных семей, подавших заявление о предоставлении в собственность земельного участка в г.Перми.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в департамент социальной политики администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка его многодетной семье (л.д. 65).

Из материалов учетного дела следует, что супруге ФИО1 – ФИО2 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время принадлежит земельный участок, площадью 338 +/-6 кв.м., расположенный по адресу: (л.д. 61).

На дату принятия департаментом социальной политики администрации г.Перми решения о постановке многодетной семьи ФИО1 на учет одним из условий предоставления многодетной семье земельного участка в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 1 Закона №871-ПК являлось отсутствие у членов многодетной семьи на праве собственности земельного участка (земельных участков), расположенного на территории Пермского края, либо владение членами многодетной семьи на праве собственности земельным участком (земельными участками), расположенным на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 №965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» (далее – Закон №965-193).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предельный (минимальный) размер земельного участка для садоводства, установленный частью 1 статьи 1 Закона №965-193, составлял 600 кв.м.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 поставлена на учет посредством включения в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ номер в реестре составлял (л.д. 64).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в департамент социальной политики администрации г.Перми подано заявление о внесении изменений в реестр многодетных семей, в связи с получением паспорта дочерью ФИО3 (л.д. 60).

При рассмотрении заявления ФИО1 департаментом социальной политики администрации г.Перми проведена проверка, в ходе которой установлено, что многодетная семья ФИО1 не соответствует условию предоставления земельного участка, указанному в пункте «г» части 3 статьи 1 Закона № 871-ПК, поскольку земельный участок (338 кв.м.), находящийся в собственности ФИО2, больше минимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 №143.

В соответствии с п. 3.1.2 Порядка ведения учета многодетных семей, одним из оснований для снятия многодетной семьи с учета является установление фактов, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка, определенных в части 6 статьи 3 Закона №871-ПК.

В п. 3 ч. 6 ст. 3 Закона №871-ПК предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка является несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 Закона №871-ПК.

Законом Пермского края от 02.10.2018 №281-ПК «О внесении изменений в Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (далее – Закон №281-ПК) внесены изменения в пункт «г» части 3 статьи 1 Закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 1 Закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (в ред. от 02.10.2018) условием предоставления многодетной семье земельных участков в соответствии с настоящим Законом является, что члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше предельного (минимального) размера, установленного градостроительными регламентами соответствующего муниципального образования Пермского края по месту расположения такого земельного участка (части земельного участка, земельных участков).

Согласно решению Пермской городской Думы от 26.07.2007 №143 для земельных участков, расположенных на территории города Перми, определен минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования под садоводство, равный 100 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом социальной политики администрации г.Перми принято решение о снятии с учета данной многодетной семьи ФИО1 на основании пункта 3.1.2 Порядка ведения учета многодетных семей (л.д. 15-16).

В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылаются на неправомерность действий ответчика по исключению их семьи из реестра многодетных семей в связи с изменениями в законодательстве.

Суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Региональный законодатель в статье 2 Закона Пермского края от 02.10.2018 №281-ПК «О внесении изменений в Закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» предусмотрел порядок вступления в законную силу и особенности применения положений закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «в» пункта 2 части 1, пункта 8 части 3 статьи 1 Закона.

Подпункт «в» пункта 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 01.01.2019 (ч. 2 ст. 2 Закона №281-ПК).

Пункт 8 части 3 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования (ч. 3 ст. 2 Закона №281-ПК).

В ч. 4 ст. 2 Закона №281-ПК предусмотрено, что многодетные семьи, у которых до дня вступления в силу настоящего Закона возникло право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Пермского края от 01.12.2011 №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», сохраняют право на получение в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с их заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поданным в соответствии с Законом, в установленных ранее размерах.

Доводы ответчика о том, что снятие департаментом семьи истца с учета правомерно, при принятии решения не нарушены требования действующего правового регулирования, основаны на неверном толковании норм регионального законодательства.

Из заключения Государственно-правового управления Законодательного собрания Пермского края №82-ЗКЛ от 15.06.2022 следует, что никаких особенностей применения пункта «г» части 3 статьи 1 Закона №871-ПК, с учетом внесенных в него изменений, статьей 2 Закона №281-ПК не установлено. Следовательно, указанный пункт должен применяться с учетом части 4 статьи 2 Закона №281-ПК (л.д. 67).

Проанализировав обстоятельства дела, федеральное и региональное законодательство, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что у семьи ФИО1 право на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Пермского края от 01.12.2011 №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» возникло до дня вступления в силу Закона №281-ПК, семья истцов состояла на учете в реестре многодетных семей, в связи с чем, принимая во внимание положения ч. 4 ст. 2 Закона №281-ПК, семья ФИО1 сохраняет право на получение в собственность бесплатно земельного участка в соответствии с их заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в установленных ранее размерах.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что органами местного самоуправления иных оснований для исключения многодетной семьи истца из реестра, состоящих на учете, не указано, суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, приходит к выводу, что имеются основания для признания незаконными действий департамента социальной политики администрации г. Перми по снятию с учета и исключению из реестра многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, семьи ФИО1, возложении обязанности на департамент социальной политики администрации г. Перми поставить на учет в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, восстановить в очереди семью ФИО1 с момента обращения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия департамента социальной политики администрации г. Перми () по снятию с учета и исключению из реестра многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, семьи ФИО1 (), ФИО3 (), ФИО2 (), ФИО3 (), ФИО4 ().

Обязать департамент социальной политики администрации г. Перми поставить на учет в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, восстановить в очереди семью ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО3, ФИО4, с момента обращения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий