ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2693/17 от 19.10.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2693/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2017г. г.Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

с участием помощника прокурора Рогаль С.Г.

законного представителя истца Аристовой К.А.

третьего лица Аристова Н.С.

представителей ответчика Луниной А.В., Ежовой Е.П.

при секретаре Ханиной Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджан в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Биробиджана, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г.Биробиджана проведена проверка по обращению Аристовой К.А. о необеспечении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении. Проверкой установлено, что Аристова К.А. является матерью несовершеннолетней ФИО1, которая зарегистрирована по месту жительства <адрес>. с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит на учете для зачисления в дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад », МБДОУ «Детский сад », МБДОУ «Детский сад », МБДОУ «Детский сад », МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад », МБДОУ «Детский сад ». Номер общегородской электронной очереди ребенка на ДД.ММ.ГГГГ - 1489.

Прокурор просил суд обязать мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО предоставить несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении.

Определениями суда процессуальный статус третьего лица Аристовой К.А. изменен на законного представителя несовершеннолетней, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Аристов Н.С.

В судебном заседании помощник прокурора Рогаль С.Г., законный представитель несовершеннолетней ФИО1 - Аристова К.А. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 поставлена задача обеспечить местами в детских садах детей достигших 3-х летнего возраста. Однако это не предполагает решение поставленной задачи путем ущемления права на дошкольное образование детей младше 3-х лет. ФИО1 2 года ей необходимо получать образование. Девочка поставлена на очередь 07.07.2017, так как семья в мае переехала в г.Биробиджан. В мэрии Аристовой К.А. не отказывали в предоставлении места в детском саду, просто пояснили, что их очередь не подошла, мест нет. Семья ФИО4 не имеет льгот на первоочередное или внеочередное предоставление места в детском саду. Аристова К.А. знает о возможности посещения ребенком не государственных (частных) детских садов. Ей известно, что в этом случае часть оплаты компенсируется мэрией города, но и на эти расходы в семье нет денег. Аристова К.А. не работает находится в отпуске по уходу за младшей дочерью ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. В связи с этим ФИО4 не обращались ни в ограны государственной власти ни в мэрию с вопросом о посещении ФИО2 частных групп по присмотру и уходу за детьми.

Третье лицо Аристов Н.С., в судебном заседании заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что не имеет льгот на первоочередное или внеочередное предоставление места в детском саду. Им не отказывали в предоставлении места в детском саду пояснили, что пока нет мест. Он знает о возможности посещения ребенком частных групп по присмотру и уходу за детьми. Ему понятно, что в этом случае часть оплаты компенсируется мэрией города. Они не обращались в мэрию с вопросом о посещении ребенком частных групп по присмотру и уходу за детьми.

В судебном заседании представители ответчика Лунина А.В., Ежова Е.П. с исковыми требованиями не согласились. Суду пояснили, что ФИО4 не отказывали в предоставления места в детском саду. Они обращались в мэрию с заявлением о постановке на учет для зачисления в детский сад. Свободных мест в детских садах нет. Комплектование групп в соответствии с Регламентом осуществляется с 10 мая по 01 июня каждого года. Учет нуждающихся детей ведется с помощью Федеральной информационной системы "АИС Комплектование". Мэрией города с 2011г. ведется работа по увеличению мест в детских садах. Открыты два детских сада и , новые группы открыты в детских садах , , . В 2017-2018 учебном году открыты 2 группы для детей от полутора до двух лет, и 3 новых группы для детей от двух до трех лет. Планируется строительство детского сада. На момент обращения Аристовой К.А. 07.07.2017 все группы на 2017-2018 учебный год уже были скомплектованы, путевки выданы. В настоящее время "внеочередников" и "первоочередников" нет. Все дети трех лет посещают детские сады, нуждающихся в этой возрастной категории нет. ФИО1 относится к возрастной категории от двух до трех лет и будет обеспечена местом в детском саду в следующем учебном году, если в этом году будут подвижки в очереди, то истец будет обеспечена раньше. В настоящее время в предоставлении места в детских садах нуждаются 518 детей этой возрастной категории. Все группы сформированы с учетом санитарно-эпидемиологических требований и увеличить количество детей в группах не возможно.

Кроме того, предоставление места ребенку истца повлечет нарушение прав других детей, которые поставлены на очередь раньше.

В муниципальном образовании действует 9 групп дневного пребывания детей, куда родители могут определить ребенка. Мэрия возмещает родителям часть затрат по пребыванию детей, в таких группах. Стоимость пребывания в некоторых группах, с учетом возмещения предоставляемого мэрией, превышает родительскую плату в сравнении с платой за муниципальный детский сад на 1 рубль. В октябре 2017г. компенсацию получили родители 91 ребенка. В 2016г. на эти цели мэрией выплачено более 5 млн. руб.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование и каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно свидетельству о рождении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее родителями приходятся Аристова К.А., Аристов Н.С.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 07.07.2017 поставлена на учет для предоставления места в ДОУ, в качестве планируемых детских садов указаны 6 учреждений. В отдел образования родители ребенка для получения путевки в детский сад не обращались. На 26.09.2017 номер в общегородской очереди 1489. На момент рассмотрения дела номера очереди по детским садам указанным в заявлении следующие: ДОУ номер очереди- 21, ДОУ номер очереди -31, ДОУ номер очереди - 21, ДОУ номер очереди - 25, ДОУ номер очереди - 18, ДОУ номер очереди - 23.

Постановлением мэрии города от 13.06.2013 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее – административный регламент). Согласно п. 2.8.2 административного регламента, основанием для отказа заявителю (представителю заявителя) в выдаче путевки в дошкольное учреждение является отсутствие свободных мест в дошкольном учреждении.

Из информации предоставленной ответчиком в городе Биробиджане в дошкольных учреждениях нет свободных мест возрастной категории от двух до трех лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

На основании ст. 67 Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 не имеет права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. На момент рассмотрения дела лица, имеющие право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении отсутствуют.

26.06.2012 мэрией города принято постановление «О создании комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО» (далее комиссия). Данная комиссия должна соблюдать права детей и их родителей при комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа. Комиссия осуществляет комплектование детьми МДОУ МО «Город Биробиджан» ЕАО в соответствии с законодательством.

Из протокола заседания комиссии от 31.05.2017 следует, что группы для детей на 2017-2018 учебный год скомплектованы в полном объеме. ФИО1 поставлена на учет только 07.07.2017. Произвольное увеличение мест в группах невозможно, так как приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов установленных СанПиН 2.4.1.2660-10.

В судебном заседании из пояснений участников процесса установлено, что ФИО4 не обращались в органы исполнительной власти и местного самоуправления по вопросу устройства ребенка в другую общеобразовательную организацию.

Из материалов дела следует, что в МО «Город Биробиджан» ЕАО имеются группы дневного пребывания, которые дети дошкольного возраста могут посещать, при этом с учета будущих воспитанников их не исключают. В соответствии с постановлениями мэрии города от 25.01.2013 , от 02.10.2013 производится социальная выплата по оплате услуг по дневному уходу (содержанию) за детьми.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В связи с этим реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ФИО1, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО обязанности предоставить ФИО1 место в детском саду, помимо очереди, не имеется. Ребенок право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении не имеет, состоит на учете, нуждающихся в предоставлении места в детском учреждении, исходя из даты поданного заявления. Факт отказа в предоставлении места в детском саду для ФИО1 не нашел своего подтверждения в судебном заседании. ФИО4 не отказывали в предоставлении места. Непредставление места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.

При этом суд отмечает, что право ребенка на общедоступное дошкольное образование не нарушено. В городе имеются группы дневного ухода за детьми. Ответчиком гарантирована социальная выплата по оплате услуг дневного ухода за детьми, состоящими на учете и не посещающими дошкольные учреждения.

Мэрией города принимаются меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации права на получение детьми дошкольного образования, причины не предоставления ФИО1 места в детском саду не связаны с виновными действиями (бездействиями) ответчика.

При указанных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора города Биробиджан в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд ЕАО.

Судья О.Н.Лаврущева