Копия Дело №2-2694/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года
Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Рахматуллиной А.Ш.,
при секретаре судебного заседания Ахметхановой К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РенАвтоСтрой» к Государственной инспекции труда в РТ о признании недействительным (незаконным) предписания инспектора Государственной инспекции труда в РТ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РенАвтоСтрой» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в РТ (далее по тексту ГИТ в РТ) об оспаривании предписания инспектора ГИТ в РТ.
В обоснование иска истец указал, что 27 октября 2016 года отделом в г. Набережные Челны Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан проведена проверка по обращению работника ООО «РенАвтоСтрой» Бахтиярова Р.Ф. о нарушениях трудовых прав при увольнении.
27 октября 2016 года административным органом составлен акт проверки №НЧ-16/ЭГ-02/41. На основании акта проверки ООО «РенАвтоСтрой» выдано предписание №НЧ-16/ЭГ-03/23 от 27.10.2016 года на устранение нарушений трудового законодательства. Установлен срок для выполнения 02 ноября 2016 года.
07 декабря 2016 года решением вр.и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда Республики Татарстан И.М. Сергеева г. Казань № 04.01-06-151-1/18ж, в удовлетворении жалобы заявителя на предписание, вынесенное инспектором Государственной инспекции труда в Республике Татарстан отказано, предписание оставлено в силе. Ответ на жалобу получен 21 декабря 2016 года.
Предписание обязывает работодателя ООО «РенАвтоСтрой» изменить основания увольнения работника Бахтиярова Р.Ф. с подпункта «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ – отсутсвие на рабочем месте без уважительной причины в течение полного рабочего дня - прогул на увольнение по основанию, предусмотренному статьей 77 ТК РФ.
Истец считает, что вынесенное ГИТ по РТ предписание незаконным и необоснованным, так как нарушает права и законные интересы истца.
Истец указывает, что выдача ГИТ по РТ обязательного для исполнения работодателем предписания возможна только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Из фактических обстоятельств и материалов проверки следует, что нарушений трудового законодательства при расторжении договора с Бахтияровым Р.Ф. работодателем не допущено.
Также истец указывает, что осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению споров о неправомерности увольнения.
Кроме того, по мнению истца, предписание не конкретизировано. Оно тебует изменить основание увольнения работника, однако предписание не содержит требований о применении конкретной части и пункта статьи для изменения основания увольнения Бахтиярова Р.Ф.
Также истец указывает, что предписание вынесено 27 октября 2016 года. Установлен шестидневный срок об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства, то есть по 02.11.2016 года. Истец полагает, что период срока к исполнению предписания снижен до шести дней вместо установленных десяти дней.
На основании изложенного, истец просит признать предписание № НЧ-16/ЭГ-03/23 от 27 октября 2016 года, вынесенное отделом в г. Набережные Челны Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан, недействительным (незаконным); обязать административный орган устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании истец не явился, судом извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель ответчика ГИТ в РТ с заявленными требованиями не согласен.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 статьи 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
В соответствии со статьей 81.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 -