ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2694/2014 от 18.09.2014 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2694/2014    Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации    18 сентября 2014 года г.Серпухов Московской области

 Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием представителя заявителя адвоката Прудько Е.В., при секретаре судебного заседания Бриняк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об обжаловании решения Администрации муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области об отказе в утверждении градостроительного плана земельного участка,

 УСТАНОВИЛ:

 Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образовании городского поселения Красково Люберецкого района Московской области в утверждении ФИО1 градостроительного плана земельного участка <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>; обязании Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области утвердить и выдать ФИО1 утвержденный градостроительный план земельного участка <номер> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>.

 Свои требования заявитель мотивирует тем, что 20.05.2014 года он обратился с заявлением от 19.05.2014 года в Администрацию муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области о выдаче градостроительного плана земельного участка: кадастровый <номер>, принадлежащий ФИО1 на основании договора аренды земельного участка <номер> от <дата>, заключенному ООО «Т.» с Администрацией муниципального образования поселок Красково Люберецкого района Московской области и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <дата> предоставленного для строительства производственно-складского комплекса, площадью <данные изъяты> из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, расположенного по <адрес>. Согласно ответу Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 20.06.2014 года <номер> в выдаче градостроительного плана земельного участка, в частности, с кадастровым <номер> было отказано на том основании, что не представлен чертеж градостроительного плана земельного участка, тогда как такой чертеж возможно изготовить на платной основе. В дальнейшем ФИО1 обратился в МУП «АПБ Красково» для разработки чертежа градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер>. После его изготовления ФИО1 повторно обратился с заявлением 25.05.2014 года о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер> в Администрацию муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области. 23.07.2014 года письмом №0478/11 был дан ответ ФИО1 от Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области, где указывалось, что градостроительный план земельного участка с кадастровым <номер> подготовлен, однако сообщалось здесь же, что согласно градостроительному зонированию установленному Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково, утвержденным Решением Совета депутатов городского поселения Красково от 31.10.2006 года №132/26, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Р-3. Зона рекреационно-ландшафтных территорий». В распоряжение ФИО1 был предоставлен градостроительный план земельного участка <номер>, не содержащий реквизитов документа об утверждении градостроительного плана. С отказом в утверждении градостроительного плана земельного участка заявитель не согласен, считает отказ незаконным, а градостроительный план указанного земельного участка, подлежащим утверждению. Каких-либо оснований для отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка в законодательстве не имеется, согласно закону Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области должна утвердить градостроительный план земельного участка до его выдачи заявителю. Согласно п. 34 ст. 34 Устава городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области от 16.06.2006 года №75/19 к компетенции местной администрации городского поселения Красково относится, в частности, разработка генерального плана городского поселения Красково, правил землепользования и застройки, разработка документации по планировке территории городского поселения Красково на основе генерального плана городского поселения Красково, оформление разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, разработка местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения Красково, подготовка документов по резервированию и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения Красково для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля над использованием земель городского поселения Красково. Таким образом, Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области производит утверждение градостроительного плана земельного участка. Администрации приводит в качестве довода то обстоятельство, что земельный участок частично расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения «Марусино-Зенино-Некрасовка», и Постановление Правительства Московской области от 03.11.2011 года №1345/45, как указано в ответе Администрации, предусмотрено, что размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкцию, а также выдачу разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области, подготавливаемыми в составе мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 08.10.2008 №911/38 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года», следует осуществлять на основании документации по планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Правительством Московской области. И на основании этого делается вывод о том, что утверждение градостроительного плана земельного участка не представляется возможным. Документ, на который имеется ссылка в указанном ответе – постановление Правительства Московской области от 08.10.2008 №911/38 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития до 2020 года» утратил силу с 01.01.2014 года, что следует из пункта 3 постановления Правительства Московской области от 23.08.2013 №661/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 года и о признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Московской области». Тот факт, что земельный участок частично расположен в границах полос отвода автомобильной дороги не является безусловным основанием к отказу. В качестве еще одного основания для отказа в утверждении градостроительного плана указывается на то, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Р-3. Зона рекреационного-ландшафтных территорий». В самом ответе Администрации содержится указание на то, что данное обстоятельство не служит основанием к отказу в утверждении градостроительного плана, что следует из ч.8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Следует учитывать то обстоятельство, что договор аренды участка <номер> был заключен <дата>, тогда как земельный участок с кадастровым <номер> отнесен к зоне в «Р-3. Зона рекреационного-ландшафтных территорий» на основании «Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании в городском поселении Красково» утвержденных решением Совета Депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 31.10.2006 №132/26 и опубликованных в спецвыпуске газеты «НашеКрасково» от 15.12.2006 года. Данное обстоятельства свидетельствует, что вид разрешенного использования земельного участка заявителя – «для строительства производственно-складского комплекса» был установлен до принятия указанных правил. Таким образом, Администрацией нормативно не обоснован отказ в утверждении градостроительного плана земельного участка, поскольку ответ Администрации не содержит указаний на нормы материального права, предусматривающие возможность такого отказа. В результате неправомерного отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка были нарушены законные права ФИО1, так как без утверждённого градостроительного плана земельного участка строительство кого-либо объекта на указанном земельном участке невозможно, поскольку градостроительный план земельного участка требуется при проведении архитектурно-строительного проектирования (п.1 ч.6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), градостроительный план земельного участка требуется при получении разрешения на строительство (ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Выданный, но не утвержденный градостроительный план земельного участка по смыслу ч.17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ юридической силой не обладает, а значит, безосновательный отказ в утверждении плана препятствует пользованию земельного участком.

 Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, передав полномочия своему представителю.

 Представитель заявителя адвокат Прудько Е.В., действующая также на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, указанным в заявлении.

 Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще; письменных возражений по существу заявленных требований не представлено.

 Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заявителя и представителя заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

 Заявителем приобщен к материалам дела градостроительный план <номер> земельного участка с кадастровым <номер>, находящийся в г.п. Красково Люберецкого муниципального района Московской области, подготовленный на основании заявления ФИО1 от 25.06.2014 года и представленный Администрацией муниципального образования городского поселения Красково; реквизиты утверждения данного плана, а также дата и номер соответствующего Постановления Администрации муниципального образования городского поселения Красково «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер>» не указаны (л.д.12-17).

 Согласно заявлению ФИО1 от 19.05.2014 года в Администрацию муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области входящий №0478/2 от 20.05.2014 года, ФИО1 просит выдать ему градостроительный план земельного участка с кадастровым <номер> (л.д.18).

 20.06.2014 года Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области ответила на обращение ФИО1 указав, что согласно действующему градостроительному законодательству разработка чертежа градостроительного плана земельного участка сторонней организацией предусмотрена формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 №207. Стоимость разработки градостроительного плана земельного участка определяется согласно Справочнику базовых цен на проектные работы в строительстве «Территориальное планирование и планировка территорий», утвержденного Приказом Минрегиона России от 28 мая 2010 г. №260, тем самым, предусматривая разработку градостроительного плана земельного участка на платной основе. Чертеж градостроительного плана земельного участка в соответствии с Решением совета депутатов городского поселения Красково от 05.09.2012 №139/35 разрабатывается специализированной организацией. Организация подготовки, в том числе текстовой части, утверждение, регистрация и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется Администрацией в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ без взимания платы. (л.д.19).

 25.06.2014 года ФИО1 подано заявление в Администрацию муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области за входящим № 0478/11 о том, что им ранее было подано заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка 20.05.2014 года, но до 25.06.2014 года им не были получены ни план земельного участка, ни отказ выдаче градостроительного плана земельного участка. По направлению сотрудников отдела архитектуры он заключил договор с МУП «АПБ «Красково» на разработку графической части градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер> и оплатил ее изготовление, а в дальнейшем графическая часть градостроительного плана была передана была передана в Администрацию муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (л.д.20).

 Из ответа на обращение ФИО1 от 25.06.2014 года за входящим №0478/11 от 23.07.2014 года №0478/11 следует - администрация городского поселения Красково сообщает, что экземпляры подготовленного градостроительного плана вышеуказанного земельного участка ФИО1 может получить в отделе архитектуры и градостроительства Управления архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Красково. В письме также указано, что согласно градостроительному зонированию установленному Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково, утвержденными Решением Совета депутатов городского поселения Красково от 231.10.2006 года №132/26 (в ред. от 29.01.2014 года №248/58), вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Р-3. Зона рекреационно-ландшафтных территорий» Функциональное назначение планируемого объекта капитального строительства не соответствует градостроительным регламентам, установленным Правилами землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково. Кроме того, земельный участок с кадастровым <номер> частично расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения «Марусино-Зенино-Некрасовка». Согласно Постановлению Правительства Московской области от 03.11.2011 №1345/45 размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкцию, а также выдачу разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территорий, установленных схемами территориального планирования Московской области, подготовленными в составе мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 08.10.2008 №911/38 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года», осуществлять на основании документации по планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Правительством Московской области. В связи с чем, утверждение администрацией городского поселения Красково градостроительного плана земельного участка с кадастровым <номер> в целях строительства производственно-складского комплекса не представляется возможным (л.д.22-23).

 В материалы дела представлен договор аренды земельного участка <номер> от <дата>, согласно которому Администрация муниципального образования поселок Красково Люберецкого района Московской области предоставляет в аренду ООО «Т.» земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, срок действия договора с <дата> по <дата> (л.д. 24-29)

 В материалах дела имеется кадастровый план от 03.06.2004 года земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, разрешенное использование «для строительства ООО «Т.» производственно-складского комплекса (л.д.30-31).

 Согласно постановлению Главы муниципального образования поселок Красково Люберецкого района Московской области <номер> от <дата> ООО «Т.» выделен в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта на 49 лет земельный участок площадью около <данные изъяты>, с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> (л.д.32).

 В материалах дела имеется акт приема-передачи земельного участка по договору аренды земельного участка, зарегистрированного в Администрации муниципального образования поселок Красково <номер> от <дата> (л.д.33).

 Между ООО «Т.» и ФИО1 <дата> заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за <номер>, согласно которому ФИО1 принимает в полном объеме прав и обязанности по договору аренды земельного участка <номер> от <дата>, что подтверждается актом приема-передачи к договору (л.д. 35-37, 38).

 В кадастровой выписке от 04.06.2014 года о земельном участке с кадастровым <номер>, расположенном по <адрес>, указаны сведения об обременении указанного земельного участка арендой ФИО1 (л.д. 39-43).

 Согласно постановлению Главы муниципального образования поселка Красково Люберецкого района Московской области <номер> от <дата> «О предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Т.», предварительно согласовано место размещения производственно-складского комплекса ООО «Т.» на земельном участке площадью около <данные изъяты>, расположенном по адресным ориентирам: <адрес>, утвержден акт выбора указанного земельного участка в соответствии с чертежлм, установлена категория земель «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения».

 Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно ст. 257 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней.

 Статьёй 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

 Из нормы части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.

 Согласно части 1 ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

 В соответствии с ч.2 ст.44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

 На основании ч.5 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

 Частью 10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

 В соответствии же с частью 17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

 Таким образом, системный анализ положений вышеуказанных норм и установленные фактические обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у Администрации муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области не имелось оснований для принятия решения об отказе в утверждении градостроительного плана <номер> земельного участка с кадастровым <номер>, так как Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены. Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, поэтому на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства. Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.

 Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Принимая во внимание изложенное, признавая незаконным решение об отказе в утверждении градостроительного плана, суд полагает возможным обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области утвердить и выдать заявителю утверждённый градостроительный план по его заявлению от 25 июня 2014 года.

 Исходя из изложенного, на основании ст.ст.41, 44, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199, 254, 255, 257, 258 ГПК РФ

 Р Е Ш И Л:

 Заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать решение   Администрации муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области в виде ответа   на обращение заявителя ФИО1 от 25 июня 2014 года входящий № 0478/11, датированное 23 июля 2014 года и принятое Заместителем Главы администрации ФИО2  , об отказе в утверждении градостроительного плана <номер> земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, незаконным.

 Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области утвердить и выдать заявителю ФИО1 утверждённый градостроительный план <номер>  <номер><номер> земельного участка   с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, по заявлению ФИО1 от 25 июня 2014 года входящий № 0478/11.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий судья Крючков С.И.

 Мотивированное решение составлено 23 сентября 2014 года.