ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2694/2014 от 19.02.2014 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  Дело № 2-2694/2014г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

 Председательствующего судьи Рудых Г.М.,

 При секретаре Поликарповой М.В.

 с участием представителя заявителя Администрации Волгограда – ФИО1, представителя УФССП по Волгоградской области - ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2014 года в городе Волгограде гражданское дело по заявлению Администрации Волгограда об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Волгоградской области о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства №... от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

 Администрация Волгограда обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Волгоградской области о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №... от ДД.ММ.ГГГГ.. Свои требования мотивировала тем, что решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда», Красноармейскому территориальному управлению департамента по образованию Администрации Волгограда, Администрации Волгограда, Министерству финансов Волгоградской области о понуждении к приобретению учебников удовлетворены.

 На основании вступившего в законную силу данного решения суда взыскателю прокурору Красноармейского района г. Волгограда был выдан исполнительный лист, который был предъявлен в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области.

 ДД.ММ.ГГГГ. администрация Волгограда получила постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ., после чего ДД.ММ.ГГГГ. администрация Волгограда обратилась в службу судебных приставов с заявлением, в котором просила не взыскивать исполнительный сбор по причине отсутствия финансирования со стороны Министерства финансов Волгоградской области и оказать содействие в выделении денежных средств бюджету Волгограда Министерством финансов Волгоградской области для последующего приобретения учебников, изложив в заявлении обоснованные доводы объективных препятствий неисполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. Красноармейское территориальное управление департамента по образованию Администрации Волгограда обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

 Однако судебным приставом-исполнителем в рамках настоящего исполнительного производства, несмотря на заявление администрации, было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с администрации Волгограда исполнительного сбора в размере 5000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

 Считает данное постановление не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы администрации Волгограда.

 В судебном заседании представитель заявителя Администрации Волгограда ФИО1, действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала, просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.

 Представитель УФССП по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил отказать.

 Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Волгоградской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Ранее предоставила отзыв на заявленные требования, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Представитель Министерства финансов Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

 Представители заинтересованных лиц прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда, МУП «СОШ № 118 Красноармейского района г. Волгограда», Красноармейского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда, Министерства образования и науки Волгоградской области в судебное заседание также не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают что нарушены их права и свободы.

 В силу статья 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

 Статья 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

 Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

 Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

 В случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда его принудительное исполнение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

 В соответствии со ст. 2 указанного закона задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

 Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда», Красноармейскому территориальному управлению департамента по образованию Администрации Волгограда, Администрации Волгограда, Министерству финансов Волгоградской области о понуждении к приобретению учебников удовлетворены.

 Министерство финансов Волгоградской области в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, было обязано выделить субвенции в бюджет городского округа г. Волгограда в размере ... коп., для приобретения учебников для Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда».

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 118 Красноармейского района г. Волгограда», администрация Волгограда, Красноармейское территориальное управление Департамента по образованию администрации Волгограда в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести на выделенные Министерством финансов Волгоградской области денежные средства, требуемые учебники для учащихся.

 На основании вступившего ДД.ММ.ГГГГ. в законную силу данного решения суда взыскателю – прокурору Красноармейского района г. Волгограда был выдан исполнительный лист, который был предъявлен в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области.

 В рамках данного дела ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство № №..., которое было получено администрацией Волгограда ДД.ММ.ГГГГ

 Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. администрации Волгограда установлен срок в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

 В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

 21.01.2014г. за неисполнение требований исполнительного документа в срок, судебный приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительного сбора в размере ... руб..

 В силу ч. 1 ст. 112 Закона « 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

 Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

 Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ).

 Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

 Администрация Волгограда должна была исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., то есть до ДД.ММ.ГГГГ., что также отражено и в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

 Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. Министерством финансов Волгоградской области были перечислены денежные средства в размере ... коп. в исполнении решения суда, что подтверждается платежным поручением № 208.

 ДД.ММ.ГГГГ. Департамент по образованию администрации Волгограда обратился на имя начальника управления по правовым вопросам администрации Волгограда с приложением копий платежных поручений для рассмотрения вопроса об обжаловании постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора.

 Тогда как постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено ДД.ММ.ГГГГ

 Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе сведения о мерах, предпринимаемых заявителем по получению дополнительных субвенций из областного бюджета для приобретения учебников, переписку администрации Волгограда по принятию мер к исполнению судебного решения, суд приходит к выводу о том, что в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа администрацией Волгограда не было предпринято всех необходимых и достаточных мер к исполнению решения суда при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

 Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

 В связи с тем, что в нарушение ст. 13 ГПК РФ требования вступившего в законную силу судебного решения, администрацией Волгограда не были выполнены, судебным приставом-исполнителем обоснованно и правомерно вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере ... рублей, поскольку администрация не представила судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение вступившего в законную силу решения районного суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (п. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

 Доводы заявителя об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения, являются неубедительными, поскольку обстоятельства, приведенные в обоснование данных доводов, не являются чрезвычайными, объективно непредотвратимыми.

 При таких обстоятельствах, поскольку администрация Волгограда добровольно требования исполнительного документа не исполнила, причины, по которым, по мнению должника, невозможно исполнить судебный акт, не являются уважительными, судебный пристав-исполнитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованно применил к должнику санкцию штрафного характера, вынеся оспариваемое постановление.

 Доводы представителя администрации Волгограда о том, что в настоящее время они обратились в Красноармейский районный суд г. Волгограда с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, не могут являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Кроме того, с данным заявлением администрация Волгограда обратилась 28.01.2014г., то есть после принятия постановления о взыскании исполнительского сбора.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями закона.

 При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации Волгограда о признании незаконным постановления о взыскании исполнительного сбора удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Требования Администрации Волгограда об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Волгоградской области о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства №... от ДД.ММ.ГГГГ., оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районный суд г. Волгограда.

 ...

 ...

 Судья - Г.М. Рудых