Дело № 2-2695/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2016г. г.Хабаровск
Суд Кировского района г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Ковалевой Ю.Ю.,
с участием: представителя административного истца ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ к ОСП по Кировскому району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №,
установил:
ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ обратилось в суд с иском к ОСП по Кировскому району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, заинтересованное лицо- Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю, о признании недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В обоснование указало, что Постановлением судебного пристава-исполнителя в отношении ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ возбуждено исполнительное производство №, на основании Постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Межрайонной ИФНС № 12 по Приморскому краю. В пункте 2 данного постановления судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому району г. Хабаровска постановил должнику перечислить на расчетный счет № взыскиваемую сумму по исполнительному документу. Исполнительный документ Постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю, вынесено в соответствии со ст.47 НК РФ на основании решения №№ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества Учреждения на сумму пени в размере <данные изъяты> руб.
Как указано в решении № № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом приняты меры о взыскании за счет имущества в связи с неисполнением Учреждением требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафов, а так же неисполнения решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на лицевых счетах организации.
Считает, что налоговый орган, направляя в ОСП по Кировскому району г. Хабаровска исполнительный документ Постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на основании решения № № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением Учреждением требования № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, сбора, пени, штрафов, дважды взыскивает сумму пени в размере <данные изъяты> руб., при этом порядок взыскания предусмотрен только Бюджетным кодексом РФ.
С учетом изложенного, считает, что у судебного пристава - исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов и следовало вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Согласно Уведомлению о приостановлении операций по расходованию средств от ДД.ММ.ГГГГ. УФК Хабаровского края, решение налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное на основании требования № направлено налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения. Информация об отзыве данного решения из УФК Хабаровского края в Учреждении отсутствует. Таким образом, налоговый орган, направляя в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска исполнительный документ- Постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ., дважды взыскивает сумму пени в размере <данные изъяты> руб., при этом порядок взыскания предусмотрен только Бюджетным кодексом РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, просит удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Дополнила, что у судебного пристава-исполнителя не было оснований для возбуждения исполнительного производства, поскольку налоговым органом ему не был предоставлен документ, подтверждающий отзыв постановления из УФК по Хабаровскому краю. ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ не имеет счетов в Банке. Согласно справке, имеются только лицевые счета в органах федерального казначейства, что в силу ст.239 Бюджетного кодекса РФ является обстоятельством, исключающим возможность исполнения решения налогового органа службой судебных приставов и основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Представитель административного ответчика ФИО2 с требованиями административного истца не согласилась, суду пояснила, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для возбуждения исполнительного производства в отношении должника – административного истца, такими основаниями явилось постановление налогового органа о принудительном исполнении решения о взыскании недоимки по налогу, штрафных санкций, а также сообщение УФК по Хабаровскому краю о невозможности исполнения решения налогового органа в течение 3-х месяцев в связи с отсутствием на счетах денежных средств. Исполнительный документ соответствовал предъявляемым требованиям. Статья 83 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного документа. Таких оснований, не имелось, поскольку если исполнительный документ не исполнен в течение 3-х месяцев, о чем из налогового органа судебным приставом было получено подтверждение УФК по Хабаровскому краю, он может быть предъявлен в ОСП для принудительного исполнения.. Постановлением о возбуждении исполнительного производства права административного истца не нарушены, двойного взыскания не может быть, поскольку казначейство не производит принудительного исполнения, а лишь направляет должнику информацию о поступлении на счета денежных средств, после чего должник вправе дать распоряжение об их списании, о чем сообщается в ОСП. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица- УФССП по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил.-
Представитель заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд определил, рассмотрение дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.
Согласно поступившему письменному отзыву Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю, с заявленным иском не согласна, просила в удовлетворении отказать, указал, что согласно п.п.1 и 8 ст.45 Налогового кодекса России, налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога (сбора, пени или штрафа), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Форма требования об уплате налога, пеней, штрафа утверждена приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ. № № В соответствии с п.2, п.3 ст.69 Налогового кодекса России требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. По результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год, представленной в инспекцию учреждением ДД.ММ.ГГГГ инспекцией вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому обществу дополнительно начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., сумма штрафных санкций по п.1 cт.119 Налогового кодекса России составила ДД.ММ.ГГГГ руб., по п.1 cт.122 Налогового кодекса России - <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб. Управлением апелляционная жалоба была удовлетворена: размер налоговых санкций уменьшен в 2 раза в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (решение от ДД.ММ.ГГГГ№,сумма штрафных санкций <данные изъяты> руб. уменьшена до <данные изъяты> руб.). Также, учреждением ДД.ММ.ГГГГ представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за <данные изъяты> год. По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации налоговым органом с учетом указанного выше решения от ДД.ММ.ГГГГ. №, инспекцией вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. № «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому обществу дополнительно начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., сумма штрафных санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса России – <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб. Управлением решением от ДД.ММ.ГГГГ. №@ жалоба оставлена без удовлетворения. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ. обжаловано учреждением в Арбитражном суде <адрес>; вступившим в законную силу решением от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № № решение № от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным только в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса России, в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств; в удовлетворении требований учреждения в остальной части отказано. Судом апелляционной и кассационной инстанции решение Арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения. Дополнительно начисленные суммы земельного налога по вышеуказанным решениям, вступившим в законную силу, учреждением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме самостоятельно не погашены, следовательно, указанная задолженность служит основанием для ежемесячного формирования сумм пени (п.п.3 и 4 ст.75 НК РФ). В связи с тем, что в установленные сроки налогоплательщиком не уплачен земельный налог, пени и штрафы по решению от ДД.ММ.ГГГГ№, инспекцией в рамках действия статей 69, 70 Налогового кодекса России выставлено требование об уплате налога, пени и штрафов: № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ которое было направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом. Вышеуказанное требование не было исполнено в добровольном порядке, т.е. задолженность по земельному налогу не была оплачена в установленные сроки. Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса России, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса России предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса России должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Поскольку требование № от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком не исполнено в установленный срок, налоговым органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании, в том числе: пени -<данные изъяты> руб. В связи с неисполнением решений о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации должника, налоговым органом, в соответствии с п.7 ст.46, п.1 ст.47 Налогового кодекса России, вынесено постановление № № о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании от ДД.ММ.ГГГГ№, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ
Само по себе принятие налоговым органом решения о принудительном взыскании сумм налога не свидетельствует, что обязанность налогоплательщика по уплате налога исполнена. Применительно к Федеральному Государственному казенному учреждению обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (п.п.2 части З статьи 45 Налогового кодекса России). Однако доказательств этому ФГКУ «Дальневосточное Территориальное Управление имущественных отношений» не представлено, денежные средства в бюджетную систему Российской Федерации не перечислялись. Кроме того, выписка по состоянию расчетов свидетельствует о ее наличии на лицевом счете налогоплательщика. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации детально не регламентирует порядок действий налогового органа с инкассовыми поручениями, в том случае, если на расчетном счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства, он не содержит положений, о необходимости отзыва неисполненных инкассовых поручений в случае обращения взыскания за счет имущества, в порядке с п.1 ст.47 Налогового кодекса России, также как и об отменепостановлений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества в случае исполнения инкассовых поручений. Однако Налоговый кодекс России предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п.7 ст.46 Налогового кодекса России). Таким образом, довод налогоплательщика о необходимости отзыва решений о задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика при обращении взыскания за счет имущества нормативно не обоснован.
В соответствии со статьей 7 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы, организации, в том числе государственные органы, банки и иные кредитные организации, должностные лица, исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами. Налоговым органом, для принудительного исполнения требований о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, во исполнение требований пункта 3.1 статьи 4 Налогового кодекса России решение от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №,от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика направлены для исполнения в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. № УФК по Хабаровскому краю уведомило МИФНС России № 12 по Приморскому краю о неисполнении решений о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом постановление № № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, направлено для принудительного исполнения в ОСП по Железнодорожному району г.Хабаровска, которое было перенаправлено в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска. ДД.ММ.ГГГГ в связи с частичным, добровольным погашением задолженности МИФНС России № 12 по Приморскому краю вынесено уточнение к постановлению № о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, направлено адрес ОСП по Кировскому району г.Хабаровска. Таким образом, налоговый орган, направив исполнительный документ для принудительного исполнения в отдел судебных приставов, исполнил тем самым требования налогового законодательства, законодательства об обращении взыскания на средства бюджетных учреждений. На основании вышеизложенного с учетом, того, что общая задолженность, указанная в постановлении № № от ДД.ММ.ГГГГ., не оплачена в бюджет РФ, а вынесенное постановление, предъявленное к исполнению, не является повторным взысканием, в связи с чем, не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действий (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса.
Согласно Уставу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил России. Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием. Для учета операций, осуществляемых Учреждением, являющимся получателем средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открываются лицевые счета, а при наличии разрешения, выданного в установленном порядке, счета в учреждениях Центрального банка России или иных кредитных организациях. Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом, ответчиком и иным заинтересованным лицом в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством России. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ поступило требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Решением Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ. постановлено произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ отраженных на лицевых счетах налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании о перечислении налога, сбора, пени, штрафа в бюджетную систему РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере неуплаченной пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ за № УФК по Хабаровскому краю направлено уведомление о неисполнении вышеуказанного решения о взыскании денежных средств и о приостановлении до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника..
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного документа: Постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ выданного МИФНС № 12 по Приморскому краю по делу № №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. предмет исполнения: взыскание налогов и сборов, включая пени в размере <данные изъяты> в отношении должника ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ возбуждено исполнительное производство №.
В силу пп.8 п.1 ст.31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В соответствии со ст.242.6 Бюджетного кодекса России, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (часть 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (часть 2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (часть 4).
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (часть 5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 6).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, пеней и штрафов. При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, пеней и штрафов. При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (часть 7).
Аналогичные положения закреплены в ст.46 Налогового кодекса России, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (часть 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента). При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме (часть 3.1). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (часть 7).
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ. №, по которому срок исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № № о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), согласно которому решено произвести взыскание с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика на сумму <данные изъяты> руб. Данное Постановление направлено в службу судебных приставов для исполнения.
Согласно ч.1 ст.47 Налогового кодекса России, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно материалам исполнительного производства №-ИП наряду с постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС России № 12 по Приморскому краю в отношении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в ОСП по Кировскому району г.Хабаровска были направлены уведомление Федерального казначейства по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № № о неисполнении административным истцом в течение трехмесячного срока решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ№, а также заявление о наложении ареста на имущество организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Статья 31 Закона N 229-ФЗ предусматривает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены в БК. На это прямо указано в ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве: порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.
Главой 24.1 БК РФ установлено, что в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5).
Таким образом, взыскание на средства бюджетного учреждения службой судебных приставов не производится, если у бюджетного учреждения нет счета, открытого в ЦБ РФ или в кредитной организации.
Исходя из этого судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (п. 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от 23 марта 2006 г. N 33).
В соответствии с п. 13 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с актом государственного органа, осуществляющего контрольные функции о взыскании налога должен быть предоставлен документ, содержащий отметки банка или иной кредитной организации, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, при обращении в службу судебных приставов с постановлением о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, налоговым органом должна быть предоставлена информация о наличии у должника счетов, открытых Банках. В данном случае на момент получения исполнительного документа в отношении должника - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» судебному приставу – исполнителю такая информация не представлена. Материалы исполнительного производства не содержат сведений о наличии у ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» расчетных счетов в Банках, помимо имеющихся лицевых счетов в Федеральном казначействе по Хабаровскому краю.
Наличие таковых судебным приставом =исполнителем не запрашивалось и не проверялось, в связи с чем, у него не имелось оснований для возбуждения исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175,360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административное исковое заявление ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России к ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, заинтересованными лицам – Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. № – удовлетворить.
Признать незаконными постановление судебного пристава- исполнителя ОСП по Кировскому району г.Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 августа 2016 года.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-2695/2016 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Ю.Ю.Ковалева