26RS0-40
ИМЕНЕМ Р. Ф.
РЕШЕНИЕ
07 июля 2022 года
Ленинский районный суд в составе:
председательствующего судьи Радионовой Н.А.,
при секретаре Васильевой Е.А.,
с участием:
ответчика Скрипко Ю.П.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом к Скрипко Ю. П. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности и признании права муниципальной собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом обратился в суд с иском к Скрипко Ю. П. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, и признании права муниципальной собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 26:12:031102:755, расположенный по адресу: , СТ «Крокус», , имеет вид разрешенного использования «жил. дачн. застр.». Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
В базе данных архивного фонда «Администрация » за 1991-2015 годы сведений об издании постановлений главы (главы администрации) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: , СТ «Крокус», , не имеется.
Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая изложенное, истец считает, что право собственности на земельный участок в СТ «Крокус» у Скрипко Ю.П. является отсутствующим, поскольку правоустанавливающий документ послужившим основанием для возникновения права собственности, отсутствует.
Кроме того, постановлением администрации от утверждена документация по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) в границах участка (А - 154) .
Проектируемая дорога располагается на территории кадастровых кварталов: границы которых установлены в соответствии с кадастровым делением территории .
Таким образом, спорный земельный участок входит в зону планируемого строительства дороги.
В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (Постановление Пленумов ) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истец указывает, что согласно решению Ставропольской городской Думы от , комитет по управлению муниципальным имуществом является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования края (далее - администрация ), наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности (далее - муниципальное имущество), а также объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность па которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования края (земельные участки, ).
На основании изложенного, истец просит суд: 1) Признать отсутствующим право собственности Скрипко Ю. П. на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: , СТ «Крокус», ; 2) Признать право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , СТ «Крокус», .
В судебное заседание представитель истца - комитета по управлению муниципальным имуществом , не явился, извещался судом заблаговременно, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Скрипко Ю.П. в судебном заседании возражал против заявленных комитетом по управлению муниципальным имуществом требований, сообщил, что участок принадлежит ему на праве собственности, он добросовестно уплачивал по нему налоговые взносы. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Представители третьих лиц – Территориального управления Росимущества в, Администрации , Министерства имущественных отношений, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования комитета по управлению муниципальным имуществом к Скрипко Ю.П. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, и признании права муниципальной собственности на земельный участок, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (п.1 ст. 131 ГК РФ). Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.
Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от (далее - Закон о регистрации) Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 1 Закона о регистрации).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст. 29 Закона о регистрации и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, соответствующие требованиям, указанным в статье 21 Закона о регистрации.
Правовую основу отношений, возникающих в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Закон о регистрации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Как указано в п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет , сведения имеют статус: «актуальные, ранее учтенные», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жил.дачн.застройка, площадь: 600 кв.м., адрес:, СТ «Крокус», .
Судом также установлено, что земельный участок по адресу:, СТ «Крокус», , площадью 600 кв.м. на основании свидетельства о праве собственности на землю от , выданного на основании решения главы администрации от , был предоставлен Скрипко Ю.П. (л.д. 46).
Судом установлено, что в отношении названного участка Управлением Росреестра поосуществлена государственная регистрация права собственности Скрипко Ю.П., о чем сделана запись регистрации .
Таким образом, довод истца о том, что право собственности на земельный участок в СТ «Крокус» у Скрипко Ю.П. является отсутствующим, поскольку правоустанавливающий документ послужившим основанием для возникновения права собственности, отсутствует, опровергается материалами дела.
Истец в обоснование оснований признания права собственности на земельный участок в СТ «Крокус» у Скрипко Ю.П. отсутствующим, указывает, что спорный земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу:, СТ «Крокус», , входит в зону планируемого строительства дороги.
Судом установлено, что постановлением администрации от утверждена документация по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) в границах участка (А - 154) (л.д. 81).
Проектируемая дорога располагается на территории кадастровых кварталов: , границы которых установлены в соответствии с кадастровым делением территории .
В силу ч. 1 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 52 Постановления Пленума ВС РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у ответчика основания возникновения права и наличие такого права у истца. Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты права.
В свою очередь, тот факт, что спорный земельный участок входит в зону планируемого строительства дороги, не является основанием для признания права собственности на земельный участок в СТ «Крокус» у Скрипко Ю.П. отсутствующим, и признания права собственности муниципального образования на данный земельный участок.
Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд установлен положениями статей 279 - 287 ГК РФ, а также главой VII.1 ЗК РФ.
Согласно положениям п. 1, пп. 1 п. 2, п. п. 3, 6 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу положений п. п. 1, 2, 4 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (п. 2 ст. 282 ГК РФ).
Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с положениями ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В соответствии с п. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу приведенных разъяснений иск о признании права (обременения) отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Кроме того, одним из условий для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения, поскольку признание отсутствующим зарегистрированного права не обеспечит восстановления фактического владения земельным участком.
Судом установлено, что вопреки доводам искового заявления, спорный земельный участок, расположенный по адресу:, СТ «Крокус», , площадью 600 кв.м. на основании свидетельства о праве собственности на землю от , выданного на основании решения главы администрации от , был предоставлен Скрипко Ю.П., в отношении названного участка Управлением Росреестра поосуществлена государственная регистрация права собственности Скрипко Ю.П. о чем сделана запись регистрации , в настоящее время земельный участок находится в пользовании у ответчика.
Сведений о том, что в соответствии с требованиями закона, истцом предпринимались действия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд с предоставлением Скрипко Ю.П. соответствующего возмещения, материалы дела не содержат.
Кроме того, в силу ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предъявление иска о признании права отсутствующими, возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица. Права истца могут быть защищены путем предъявления иска о признании такого права отсутствующим только в том случае, когда принадлежность права другому лицу является очевидным нарушением прав истца, но, тем не менее, истец не имеет правовых оснований претендовать на принадлежность этого права и потому не может заявлять иск о признании спорного права за ним, то есть иного способа защиты нарушенного права не имеется. Возможность обращения с требованием о признании права отсутствующим может быть реализована в том случае, если истец фактически владеет имуществом, зарегистрированное право другого лица, на которое просит признать отсутствующим.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Следовательно, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
Таким образом, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Требование комитета по управлению муниципальным имуществом о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Скрипко Ю. П. на земельный участок, с кадастровым номером 26:12:031102:755, расположенный по адресу: , СТ «Крокус», , является не надлежащим способом защиты прав истца, поскольку в соответствии с данными ЕГРН Скрипко Ю.П. является единственным собственником этого имущества, сведений о том, что на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом, в частности - истцом, или истец фактически владеет спорным имуществом, в материалах дела не имеется.
Доказательств, свидетельствующих о недействительности правоустанавливающих документов, послуживших основанием для регистрации права ответчика на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , СТ «Крокус», , истцом не представлено, как и не представлено доказательств наличия нарушений прав истца.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований комитета по управлению муниципальным имуществом к Скрипко Ю. П. о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, а также о признании права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: , СТ «Крокус», .
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом (ИНН ) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Скрипко Ю. П. (паспорт серии ) на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , СТ «Крокус», 439; признании права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , СТ «Крокус», 439, - отказать.
Решение может быть обжаловано ввой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено .
Судья Н.А. Радионова