ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2696/19 от 11.04.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело №2-2696/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 11 апреля 2019 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Малишевской Н.А.,

при секретаре Першиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г.Тюмени о запрете складировать на земельном участке с кадастровым номером снег, лед и другие отходы и мусор, вывозимые при выполнении работ по содержанию территории населенных мест и производственных площадок, содержания автомобильных дорог, без проведения мероприятий по исключению площади указанного земельного участка из состава водосборной территории реки Тура и озера Песьяное, зоны затопления, подтопления,

УСТАНОВИЛ:

Истец Тюменский межрайонный природоохранный прокурор (с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Тюмени о запрете складировать на земельном участке с кадастровым номером снег, лед и другие отходы и мусор, вывозимые при выполнении работ по содержанию территории населенных мест и производственных площадок, содержания автомобильных дорог, без проведения мероприятий по исключению площади указанного земельного участка из состава водосборной территории реки Тура и озера Песьяное, зоны затопления, подтопления.

Исковые требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при временном складировании снега, в ходе которой установлено, что Распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2016 -рк «Об определении мест размещения снега на территории города Тюмени» определены места размещения снега и льда наземельных участках с кадастровыми номерами (д.Быкова-д.Копытоваг.Тюмень), (ул.Дальняя, г.Тюмень), (оз.Песьяное, г.Тюмень), (Воронинские горки, г.Тюмень). Пунктом 2 вышеуказанного распоряжения на органы Администрации города Тюмени возложены обязанности по обеспечению соблюдения экологических и санитарных норм и правил при размещении и устройстве мест размещения снега. В зимний период 2018-2019 гг. для размещения снега и льда от уборки улиц города Тюмени используются земельные участки с кадастровыми номерами (ул.Дальняя, г.Тюмень), (оз.Песьяное, г.Тюмень), (Воронинские горки, г.Тюмень). По договору безвозмездного пользования департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени земельный участок с кадастровым номером (оз.Песьяное, г.Тюмень) предоставлен МБУ «Тюменьгормост», которое предоставило право складирования снега от уборки улиц города Тюмени на указанном земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером является водосборной площадью, входит в зону затопления и подтопления. Мероприятия по исключению данного земельного участка из водосборной площади, мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения экологической обстановки на данной территории, на недопущение попадания загрязненных вод, отходов в водные объекты р.Тура и оз.Песьяное не предпринимались. Земельный участок с кадастровым номером из состава водосборной территории, зоны подтопления, затопления не исключен, используется для складирования на него снега и льда. Ранее в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена аналогичная проверка, в отношении МБУ «Тюменьгормост». В ходе проверки было установлено, что на земельном участке расположены снежные насыпи, вокруг которых расположена вода, которая из снежных насыпей поступает в р.Тура и оз.Песьяное. МБУ «Тюменьгормост» привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административных штрафов. Загрязненные воды, образующиеся после таяния загрязненного антиобледенительными реактивами и иными продуктами антропогенного воздействия снега, отходы производства о потребления, находящиеся в удаленном снеге, самотеком, а также в результате подтопления, затопления территории земельного участка с кадастровым номером , поступают в водные объекты (реку Тура и озеро Песьяное), что приводит к негативному воздействию на водные объекты. Указанные выше нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, водные объекты - река Тура и озеро Песьяное в силу положений ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Соответственно, загрязнение водных объектов нарушает права Российской Федерации. Руководствуясь положениями статей 3, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением.

Тюменский межрайонный природоохранный прокурорв судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г.Тюмени против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Тюменский межрайонного природоохранного прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2016 -рк «Об определении мест размещения снега на территории города Тюмени» в целях складирования снега и льда, вывозимого при выполнении работ по содержанию территории города Тюмени в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, определены места размещения снега и льда на земельных участках с кадастровыми номерами , , ,

Собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 292 828 кв.м., расположенного по адресу г.Тюмень, оз. Песьяное, является муниципальное образование городской округ г.Тюмень.

В зимний период 2018-2019 гг. для размещения снега и льда от уборки улиц города Тюмени используются земельные участки с кадастровыми номерами (ул.Дальняя, г.Тюмень), (оз.Песьяное, г.Тюмень), (Воронинские горки, г.Тюмень).

По договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени земельный участок с кадастровым номером (оз. Песьяное, г.Тюмень) предоставлен МБУ «Тюменьгормост».

МБУ «Тюменьгормост» на основании соглашений об определении места складирования снега в целях осуществления деятельности по содержанию автомобильных дорог местного значения города Тюмени предоставило право складирования снега от уборки улиц города Тюмени на земельном участке с кадастровым номером МКУ «Служба заказчика по ЦАО г.Тюмени» (<данные изъяты> МКУ «Служба заказчика ЛАО г.Тюмени» (<данные изъяты>.), МКУ «Служба заказчика В АО г.Тюмени» (<данные изъяты>.).

В отношении МБУ «Тюменьгормост» и его должностного лица Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой были возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.6.3 КоАП РФ, которые ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, должностное и юридическое лицо МБУ «Тюменьгормост» привлечены к административной ответственности, назначено наказание в виде административных штрафов.

Из материалов дела следует, что место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером в районе определено Генеральным планом городского округа г.Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утверждёнными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 , указанный земельный участок расположены в зоне СН-4 (зона для организации мест размещения снега). Основным видом разрешенного использования земельных участков, располагаемых в таких зонах, является вид разрешенного использования «для мест размещения снега, в том числе полигонов для складирования снега».

Распоряжением Администрации города Тюмени от 23.09.2016 «Об определении мест размещения снега на территории города Тюмени» земельный участок с кадастровым номером определен в целях складирования снега и льда, вывозимого при выполнении работ по содержанию территории города Тюмени в соответствии с заключенными муниципальными контрактами.

Данный земельный участок предоставлен департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени МБУ «Тюменьгормост» по договору безвозмездного пользования земельным участком (от ДД.ММ.ГГГГ) с целевым назначением для мест размещения снега, в том числе полигонов для складирования снега. Учреждению место временного складирования снега предоставлено МБУ «Тюменьгормост» согласно Соглашению.

Суд принимает во внимание, что Распоряжение Администрации города Тюмени от 23.09.2016 «Об определении мест размещения снега на территории города Тюмени» не отменено, недействительным не признано.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктом 4.1.3 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5 установлено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся на территории населенных мест и производственных площадок.

Из содержания письменных возражений Администрации г.Тюмени на исковое заявление следует, что после получения представления Тюменского межрайонного природоохранного прокурора (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды при использовании земельного участка с кадастровым номером , расположенном вблизи оз. Песьяного, р. Туры, Администрация г.Тюмени с выявленными проблемами согласилась, уведомила прокурора о принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-рк «Об утверждении Требований к устройству и эксплуатации мест размещения снега». Данное распоряжение принято вследствие отсутствия правового регулирования на законодательном уровне в области организации площадок для складирования снега и определения фактического статуса снега и льда, образующегося при уборке территории муниципального образования.

Распоряжением определено, что устройство мест размещения снега осуществляется в соответствии с проектной документацией; эксплуатация мест размещения снега должна быть обеспечена с учетом требований действующего законодательства, в том числе, требований к эксплуатации, установленных проектной документацией на устройство мест размещения снега. В целях реализации указанных требований Администрацией города Тюмени принято решение об обустройстве мест размещения снега, в том числе места размещения снега на спорном земельном участке.

После определения источника финансирования МБУ «Тюменьгормост» в начале 2018 года организован конкурс по отбору исполнителя на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Строительство сооружений - мест для складирования снега по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По результатам конкурса ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Тюменьгормост» заключен муниципальный контракт по разработке проектной документации на устройство мест по адресам: <адрес>

Техническим заданием на разработку проектной документации том числе, обеспечение инженерной защиты объекта от и подтопления, устройство противофильтрационного основания днищ для складирования снега, принятие проектных решений на основе размещения снега Воронинские горки, предусмотрено, в затопления котловановтехнико-экономического сравнения вариантов (в том числе сухой полигон и путем снегоплавления), устройство отвода талых вод с выводом к очистным сооружением и сбросом после очистки в близлежащие водные объекты по согласованию с Управлением Росприроднадзора по Тюменской области.

С учетом сроков прохождения государственной экспертизы проектной документации, приемки результата выполненных работ по указанному муниципальному контракту, сроков проведения процедур закупки на проведение работ по обустройству мест размещения снега, определенных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планируемый срок заключения муниципального контракта на проведение работ по обустройству места размещения снега как объекта капитального строительства - III квартал 2019 года. Планируемый срок непосредственного выполнения работ 2019 - 2020 г.г.

Стороной ответчика в материалы дела представлен контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: «Строительство сооружений-мест для складирования снега по адресам: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит установленным, что ответчиком приняты все необходимые меры, направленные на предотвращение сброса снега в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В материалы дела поступило заявление Тюменского межрайонного природоохранного прокурора об изменении исковых требований, в котором истец просит обязать Администрацию города Тюмени в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по исключению площади земельного участка с кадастровым номером из состава водосборной территории реки Тура и озера Песьяное, зоны затопления, подтопления путем организации инженерной защиты земельного участка с кадастровым номером , исключающей попадание вод от таяния снега и льда в водные объекты р.Тура и озеро Песьяное.

В соответствии с требованиями ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основание иска определяет истец. Между тем, изменение предмета и основания иска одновременно является предъявлением нового иска, в связи с чем суд полагает, что Тюменский межрайонный природоохранный прокурор не лишен права обратиться в суд с заявленными требованиями с отдельным исковым заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г.Тюмени о запрете складировать на земельном участке с кадастровым номером снег, лед и другие отходы и мусор, вывозимые при выполнении работ по содержанию территории населенных мест и производственных площадок, содержания автомобильных дорог, без проведения мероприятий по исключению площади указанного земельного участка из состава водосборной территории реки Тура и озера Песьяное, зоны затопления, подтопления, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.04.2019.

Председательствующий: Н.А. Малишевская