ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2696/2022 от 07.09.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2696/2022

44RS0001-01-2022-002922-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2022 года <...>

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ветровой С.В.,

при секретаре Разовой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО1 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» об обязании выполнить капитальный ремонт крыши жилого дома

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» об обязании выполнить капитальный ремонт крыши жилого дома. Свои требования мотивировал тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Собственники данного многоквартирного жилого дома, формируют фонд капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в домах и ( или) региональным оператором капитального ремонта определяются региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории , на годы. многоквартирных домах, каждый из которых определен трехлетним сроком ( и т.д.). Согласно региональной программе для проведения капитального ремонта в плановый период годов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ) с шифром работ ( видом работ): ремонт крыши включая ПСД и технадзор. По состоянию на .ремонт крыши (включая ПСД и технадзор) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: не выполнен. Истец полагает, что бездействия ответчика являются незаконными, лишают его права на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в сроки установленные региональной программа и соответственно ущемляет его права и законные интересы как собственника жилого помещения. В силу статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, когда фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора. Обязанности регионального оператора предусмотрены ч. 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, исходя из письменного отзыва, приобщенного к материалам дела организация не является надлежащим ответчиком, многоквартирный жилой дом в краткосрочные планы реализации региональной программы за период по состоянию на сегодняшний день не включен, соответственно основания для организации проведения капитального ремонта некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта Костромской области» отсутствует. Проведение капитального ремонта крыши вышеуказанного многоквартирного дома будет организовано региональным оператором при условии включения данного дома в краткосрочный план реализации региональной программы, в календарном году, определенным краткосрочным планом, по результатам проведенных электронных аукционов по отбору подрядчиком в порядке, предусмотренном постановлением Правительства. Разрешение вопросов по включению указанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы с видом ремонта-ремонт крыши относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет, средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Костромской области от 31.08.2013 N 351-а создана некоммерческая организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области".

Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на г.г.

В соответствии с п. 21 данной программы приложением № 1 установлены плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, каждый из которых определен трехлетним сроком (

Согласно региональной программе для проведения капитального ремонта в плановый период годов включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ) с шифром работ (видом работ) ремонт крыши включая ПСД и технадзор.

Несмотря на наличие спорного дома в региональной программе капитального ремонта общего имущества, истечения срока его капитального ремонта в соответствии с данной программой, жилой дом, расположенный по адресу: не включен в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирного дома.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованиями о понуждении Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» провести капитальный ремонт в рамках плана, утвержденного региональной программой.

Между тем, в соответствии с Уставом НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области является некоммерческой организацией, созданной в целях формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Костромской области.

В соответствии со ст. 11 Закона Костромской области от 25.11.2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", Региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. (ч. 1)

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. (ч.2).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.(ч.3).

Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации. В целях актуализации региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно в срок до 31 марта направляют свои предложения в органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов обобщают, при необходимости дополняют полученные предложения и ежегодно в срок до 31 мая направляют указанные предложения региональному оператору. Порядок актуализации региональной программы капитального ремонта устанавливается администрацией Костромской области.

В соответствии со ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 года № 449-5-ЗКО, органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области. Утвержденные органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору. Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. Уполномоченный орган и органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов размещают принятые ими краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частью 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона № 449-5-ЗКО не менее чем за восемь месяцев до наступления года, в течение которого в соответствии с региональной программой капитального ремонта должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Исходя из указанных выше положений, законодательством установлен и определен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором без включения в региональный краткосрочный план, указанные нормы не предусматривают.

Таким образом, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: , не был включен в краткосрочные планы как на г., так и на г. реализации региональной программы капитального ремонта, у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на регионального оператора по проведению капитального ремонта, поскольку порядок утверждения краткосрочных планов утвержден Законом Костромской области, изменения в краткосрочные планы не вносились, исполнение данного порядка обязательно для заинтересованных лиц, в том числе и для НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области».

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется, одновременно суд учитывает, что в данном случае права заявителя не нарушаются, поскольку Закон Костромской области от 25.11.2013 года № 449-5-ЗКО предусмотрен порядок корректировки региональных и краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, действие Региональной программы является долгосрочным, в связи с чем достижение целей программы не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах при наличии к тому оснований, подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» об обязании выполнить капитальный ремонт крыши жилого дома – отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Ветрова С.В.

Решение изготовлено 13 сентября 2022 года