Дело № 2-2697/2019 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании незаконными действия и бездействия по внесению изменений в реестр лицензий Архангельской области, возложении обязанности исключить из реестра лицензий сведения о многоквартирном доме, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – Инспекция) о признании незаконными действий по внесению сведений о многоквартирном <адрес><адрес> в городе Архангельске в реестр лицензий Архангельской области в раздел домов, управление которыми осуществляет ООО «УК «Деком-1»; незаконным бездействия по неисключению указанных сведений из реестра лицензий; возложении обязанности исключить из реестра лицензий Архангельской области сведения о многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, <адрес>, из раздела домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Деком 1». В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения (квартиры) в многоквартирном <адрес><адрес> в городе Архангельске. В декабре 2018 года в доме началось проведение общего собрания собственников о смене ООО УК «Исток» на ООО УК «Деком-1». В январе 2019 года по ее инициативе проведено внеочередное собрание собственников жилых помещений о создании ТСЖ и о передаче функций по управлению многоквартирным домом ТСЖ «Никитова 9/2». Собрание проводилось в очно-заочной форме в период с 13 января 2019 года по 19 января 2019 года. 25 января 2019 года оригинал протокола общего собрания собственников о смене способа управления был направлен в Инспекцию. Несмотря на указанное обстоятельство, Инспекцией внесены сведения о многоквартирном доме, которыми управляет ООО УК «Деком-1», в реестр лицензий Архангельской области. Инспекция отказывается внести изменения в реестр лицензий Архангельской области, исключив <адрес><адрес> в городе Архангельске из раздела домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Деком-1». Данное обстоятельство препятствует ТСЖ «Никитова 9/2» управлять многоквартирным домом, заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. Определением суда от 14.05.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ТСЖ «Никитова 9/2», ООО УК «Деком-1». В судебное заседание истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ее представитель ФИО2, а также представитель третьего лица ТСЖ «Никитова 9/2» исковые требования поддержала. Государственная жилищная инспекция Архангельской области в судебное заседание представителя не направила, в представленных письменных возражениях с иском не согласна в полном объеме. Представитель третьего лица ООО УК «Деком-1» ФИО3 с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения (<адрес>) в многоквартирной <адрес><адрес> в городе Архангельске. 25.01.2019 ФИО1, как инициатор собрания, представила в Инспекцию протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора с ООО УК «Исток», создании ТСЖ «Никитова 9/2», передаче ему функций по управлению домом. При этом, само ТСЖ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Реестр лицензий Архангельской области, представлены Инспекции ДД.ММ.ГГГГ. 28 января 2019 года в государственную жилищную инспекцию от ООО УК «Деком-1» поступило заявление о внесении изменений о многоквартирных домах в реестре лицензий Архангельской области (включение в реестр), от ООО УК «Исток» - об исключении из реестра. К заявлениям приложены предусмотренные Порядком документы. При этом был представлен протокол № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования в многоквартирном доме по адресу: город Архангельск, <адрес>, от 21 января 2019 года о расторжении договора управления с ООО УК «Исток», выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Деком-1». К протоколу также приложены документы о проведении внеочередного собрания. По результатам рассмотрения заявлений Инспекцией были внесены изменения в реестр лицензий Архангельской области: приказом от 31.01.2019 № сведения о многоквартирном доме исключены из перечня домов, находящихся в управлении ООО УК «Исток»; приказом от 31.01.2019 № сведения о спорном многоквартирном доме включены в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Деком-1». Обращаясь в суд с иском, ФИО1 считает действия жилищной инспекции Архангельской области по внесению изменений в реестр лицензий Архангельской области, а в дальнейшем бездействия в виде не исключения сведений из реестра лицензий, незаконными. Разрешая заявленные требования, оценивая представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утв. 07.06.2007 № 110-па). Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований законодательства участниками правоотношений в жилищной сфере. В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных данным кодексом (часть 5). Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование включает в себя деятельность лицензирующих органов по формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, предусмотрено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, порядок формирования и ведения реестра лицензий субъекта Российской Федерации, включая внесение в него изменений, является предметом регулирования как Жилищного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, так и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр. (далее – Порядок). Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия). Как следует из пункта 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата). Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: - соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; - достоверности сведений, содержащихся в заявлении; - отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; - выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации В силу пункта 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Как следует из пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления. Согласно п.9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. В соответствии с пунктом 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка. По итогам проведения проверки представленных заявлений ООО «УК Деком-1» и ООО «УК «Исток» экспертом отдела лицензирования и контроля соблюдения порядка размещения информации Инспекции оформлено заключение, содержащее результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора решения о внесении изменений в реестр. Какие-либо предусмотренные вышеперечисленными нормами основания для отказа в удовлетворении заявлений отсутствовали, в связи с этим действия Инспекции по внесению изменений в реестр лицензий являются законными. В соответствии с ч.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч.9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как следует из ч.7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч.8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч.7 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая, что решение об управлении домом управляющей организацией ООО УК «Деком-1» было принято после принятия решения об управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, и в момент, когда указанное решение не было реализовано, после включения в реестр лицензий указанная организация на законных основаниях осуществляет управление домом, а также при отсутствии иных документов, у Инспекции отсутствовали законные основания для исключения сведений из реестра лицензий об управлении ООО УК «Деком-1»многоквартирным домом по адресу: город Архангельск, <адрес> В связи с этим требование истца о признании указанного бездействия незаконным удовлетворению не подлежит. Таким образом, суд не усматривает оснований для признания действия и бездействия государственной жилищной инспекции Архангельской области по внесению изменений в реестр лицензий незаконными, и, соответственно, для удовлетворения производного требования о возложении обязанности исключить из реестра лицензий сведения о многоквартирном доме. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: ФИО1 в удовлетворении иска к государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании незаконными действия и бездействия по внесению изменений в реестр лицензий Архангельской области, возложении обязанности исключить из реестра лицензий сведения о многоквартирном доме отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска. Решение в окончательной форме изготовлено 8 июля 2019 года. Председательствующий И.А. Валькова |