ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2698/2023 от 11.10.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

2-2698/2023~M-2419/2023

86RS0-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при помощнике судьи Судьевой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Салым Петролеум Девелопмент» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «Салым Петролеум Девелопмент».

Требования мотивированы тем, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Салым Петролеум Девелопмент» требований законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории ХМАО-Югры.

В деятельности Общества выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в эксплуатации опасных производственных объектов (трубопроводы, ОПО) в отсутствие соответствующего разрешения, своевременных регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, уведомления страховой компании об увеличении числа объектов, входящих в состав застрахованных в рамках страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на нем.

Общество осуществляет разработку месторождений углеводородного сырья на территории ХМАО-Югры в том числе на основании лицензии на добычу нефти и газа в пределах Верхнесалымского лицензионного участка от (дата), срок окончания пользования недрами .

Ввод в эксплуатацию используемых Обществом трубопроводов возможен только при соблюдении требований градостроительного законодательства, которыми установлена обязанность по оформлению соответствующего разрешения.

Вместе с тем, ООО «Салым Петролеум Девелопмент» получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов не обеспечено. Проверка показала, что новые объекты, несмотря на фактическое начало использования с марта 2022 года по настоящее время не идентифицированы и в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют.

Истец просит су обязать ООО «Салым Петролеум Девелопмент» в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешения на ввод в эксплуатацию объектов:

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 109 - узел УН181» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 41 - узел Ш43» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 42 - Ш42»

Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 44 - ШК44»

Верхнесалымского лицензионного участка.

Обязать ООО «Салым Петролеум Девелопмент» в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов:

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 109 - узел УН181» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 41 - узел Ш43» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 42 - Ш42»

Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 44 - ШК44»

Верхнесалымского лицензионного участка.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона. от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

Приложением предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура

кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона N5! 116-ФЗ нефтепроводы, транспортирующие горючее вещество (газоводонефтяную эмульсию), являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N l16-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что эксплуатация зданий, строений, сооружений

и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В ст. 55 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Предусмотренная ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.

Из системного толкования положений, регулирующих деятельность по вводу в эксплуатацию объектов, следует, что соответствующие разрешения не требуются исключительно для линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов (постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N I16-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371, установлено, что регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).

В п. 6 и п. 7 Требований закреплено, что отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации.

При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Согласно п. 11 Требований по результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии· с признаками опасности наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование.

В соответствии с п. 14 Правил для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

Пунктом 27 Правил предусмотрены основания для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, в число которых входит изменения характеристик ОПО, внесение изменений (в том числе в параметры, количество и место эксплуатации) или исключение из него предприятий или их цехов, участков, площадок, наружных установок, зданий и сооружений, технических устройств, эксплуатация которых обуславливает признак опасности, внесение изменений состава опасного производственного объекта; внесение изменений состава технических устройств (замена оборудования или реконструкция, модернизация, исключение, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, изменение технологического процесса; изменение признаков или класса опасности опасного производственного объекта; изменение полного, типового наименования (именного кода) опасного производственного объекта.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,. снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты ТЭК обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Соблюдение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности данных объектов является обязанностью руководителей субъектов ТЭК.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2008 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании,

Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Салым Петролеум Девелопмент» требований законодательства при эксплуатации объектов нефтедобычи на территории ХМАО-Югры.

В деятельности Общества выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в эксплуатации опасных производственных объектов (трубопроводы, ОПО) в отсутствие соответствующего разрешения, своевременных регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, уведомления страховой компании об увеличении числа объектов, входящих в состав застрахованных в рамках страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на нем.

Общество осуществляет разработку месторождений углеводородного сырья на территории ХМАО-Югры в том числе на основании лицензии на добычу нефти и газа в пределах Верхнесалымского лицензионного участка от (дата), срок окончания пользования недрами (дата).

Для обеспечения работы 18 скважин куста 109, 1 О скважин куста 41, 14 скважин куста 42, 15 скважин куста 44 Верхнесалымского месторождения построены и используются объекты: «Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 109 - узел УН181»; «Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 41 - узел Ш43»; «Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 42 - Ш42»; «Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 44 - ШК44».

Указанные трубопроводы являются опасными производственными объектами, объектами капитального строительства.

Из представленной в рамках проведенной проверки информации и объяснений ответственных должностных лиц следует, что рассматриваемые трубопроводы будут входить в состав опасного производственного объекта «Система промысловых трубопроводов Верхнесалымского лицензионного участка», с присвоением 1 класса опасности.

Таким образом, ввод в эксплуатацию используемых Обществом трубопроводов возможен только при соблюдении требований градостроительного законодательства, которыми установлена обязанность по оформлению соответствующего разрешения.

Вместе с тем установлено, и не представлено доказательств обратного, что ООО «Салым Петролеум Девелопмент» получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов не обеспечено.

Из представленных материалов следует, что новые объекты, несмотря на фактическое начало использования с марта 2022 года по настоящее время не идентифицированы и в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствуют.

Учитывая, что опасный производственный объект эксплуатируется без соблюдения всех предъявляемых требований, Обществом не принят должный комплекс мер по противодействию несанкционированным действиям в производстве.

Трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество (газоводнефтяная эмульсия), располагаются на землях лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ N2-ст от 08.01.2002, нефть является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Факт эксплуатации нефтегазосборного трубопровода с нарушениями требований закона свидетельствует о необеспечении санитарной и пожарной безопасности в лесах и создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды.

Учитывая, что нарушения требований закона при эксплуатации трубопроводов могут повлечь техногенные события, вследствие которых возможны загрязнения лесов, создается угроза их пожарной безопасности, а также возгорания и причинения ущерба лесному фонду, на ответчика надлежит возложить обязанность получить разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, и обеспечить регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Салым Петролеум Девелопмент» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности, удовлетворить.

Возложить на ООО «Салым Петролеум Девелопмент» обязанность в срок не позднее 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить разрешения на ввод в эксплуатацию объектов:

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 109 - узел УН181» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 41 - узел Ш43» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 42 - Ш42»

Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 44 - ШК44»

Верхнесалымского лицензионного участка.

Возложить на ООО «Салым Петролеум Девелопмент» обязанность в срок не позднее 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить регистрацию трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов путем внесения изменений в содержащиеся в государственном реестре сведения в отношении объектов:

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 109 - узел УН181» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 41 - узел Ш43» Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 42 - Ш42»

Верхнесалымского лицензионного участка

«Нефтегазосборный трубопровод. Участок Куст скважин N 44 - ШК44»

Верхнесалымского лицензионного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Ю.В. Дудырева

Решение в мотивированной форме составлено 17 октября 2023 года