дело № 2-2699/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре Рязановой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по организации наружного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском( уточненное исковое заявление от 28.09.2022) к Администрации города Челябинска, Администрации Ленинского района г. Челябинска о возложении обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу солидарно обеспечить выполнение работ по организации наружного освещения на следующих участках: . В обоснование иска указал, что в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Челябинску установлено отсутствие наружного освещения территории по указанным адресам. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на указанных участках улично-дорожной сети отсутствуют фонарные столбы и иные элементы, необходимые для организации наружного освещения. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Главе г. Челябинска внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что конкретные меры по устранению нарушений не приняты, нарушения фактически не устранены. Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, рост количества дорожно-транспортных происшествий, а также нарушает права граждан на безопасное передвижение по указанным проездам, пешеходным дорожкам в ночное время.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Челябинска Шипулина В.Н. поддержала требования в полном объеме, пояснила, что ответчику было вынесено представление. На текущую дату предписание не исполнено.
Представитель ответчика Администрации г.Челябинска и третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска по доверенности ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Челябинска по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, считает ненадлежащим ответчиком.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть дело.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим частичному удовлетворению в части возложения обязанности на администрацию г. Челябинска.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Челябинску установлено отсутствие наружного освещения на следующих участках: Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на указанных участках улично-дорожной сети отсутствуют фонарные столбы и иные элементы, необходимые для организации наружного освещения. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ Главе г. Челябинска внесено представление об устранении нарушений закона.
Из содержания п. 25 ч. 1 ст. 16 и п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года№ 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 47 п. 5 ст. 36 Устава города Челябинска следует, что к полномочиям администрации города Челябинска относятся: осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Челябинска. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципального образования.
Согласно п. 31 Правил благоустройства территории г. Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской думы от 22.12.2015 № 16/32 (далее - Правила благоустройства), улицы (в том числе пешеходные) и дороги являются объектами благоустройства. Согласно правилам, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы и дороги; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
В соответствии с пп. 6 п. 80 указанных Правил благоустройства работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают, в том числе, восстановление объектов наружного освещения, согласно п. 81 Правил благоустройства, работы по созданию объектов благоустройства включают мероприятия по созданию объектов наружного освещения и художественно-светового оформления города.
Пунктом 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
К вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно Правил благоустройства, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 процентов.
По информации Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 20.01.2022 № 037-01-05/555 сети наружного освещения на указанных участках отсутствуют. Из письма Главы г. Челябинска Из ответа заместителя Главы г. Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту от 22.03.2022 № 8-2565/22-0-1 на представление прокурора следует, что обустройство наружного освещения на участках внутриквартальных проездов и пешеходных тротуаров в Ленинском районе г. Челябинска, перечисленных в предписании, относится к компетенции администрации Ленинского района г. Челябинска.
Принимая во внимание отсутствие освещения, на администрацию г. Челябинска подлежит возложению обязанности выполнить работы по организации наружного освещения на указанных участках дорог. Такая обязанность, по мнению суда, должна быть возложена на администрацию г. Челябинска, а не на администрацию Ленинского района по следующим основаниям.
Из содержания пункта 19 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 3-5 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «город Челябинск», пункта 2 статьи 59 Правил благоустройства территории г. Челябинска № 16/32 следует, что к полномочиям администрации г. Челябинска относятся: благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений, объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства, а также осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Челябинской области от 18.12.2014 № 97-ЗО «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа органов самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» в полномочия администрации Ленинского района г. Челябинска не входит строительство, ремонт, содержание улично-дорожной сети и благоустройство дворовых территорий.
Принимая во внимание, что непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по указанным проездам в ночное время, суд полагает требования подлежащими удовлетворению частично, в части возложения обязанности на администрацию г. Челябинска. В части требований к администрации Ленинского района г. Челябинска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ленинского района г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Челябинска выполнить работы по организации наружного освещения на следующих участках: , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района г. Челябинска к администрации Ленинского района г. Челябинска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий П/П Л.В. Хабарова
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.
Судья: Л.В. Хабарова