Дело № 2-269/16
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 26 января 2016 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе судьи Зуевой Н.В. при секретаре Халиуловой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. Свои требования мотивировал тем, что Прокурорской проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России» выявлены грубые нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно п. 5.1.9, 5.2.9 «СП 59.13330.2012 Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная те секция СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2012) помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты. Вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Согласно п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. В то же время, установлено, что помещения почтовых отделений ФГУП «Почта России», расположенные по адресам: <адрес> находятся выше основного входа в здание. Лестницы, ведущие в помещения, в нарушение п. 5.1.9, 5.2.9, 5.2.15 СП 59.13330.2012 не дублируется пандусом, подъемной платформой или лифтом и поручнями. Тактильные схемы движения и полосы движения отсутствуют. Указанные недостатки не обеспечивают для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, а также срывают реализацию вышеназванной государственной программы «Доступная среда». С учетом изложенного, руководствуясь статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать УФПС Ульяновской области - Филиал ФГУП «Почта России» привести вход в почтовые отделения, расположенные по адресам: <адрес> в соответствие с п.п. 5.1.9, 5.2.9, 7.1.8 «СП 59.13330.2012 Свода правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 – 2001».
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Сотникова Л.А., действующая на основании поручения прокурора Ленинского района г. Ульяновска, на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области ФИО3 исковые требования не признала. Суду пояснила, что ФГУП "Почта России" является государственным унитарным предприятием, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Оно не вправе продавать принадлежащее ему па праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в установленный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. В помещении, расположенном по адресу <адрес> находится отделение почтовой связи Ульяновского почтамта УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП «Почта России». Вышеуказанное помещение передано в пользование ФГУП «Почта России» на основании договора аренды № от 05.06.2015. Собственником помещения является ОАО «УльяновскФармация», что подтверждается свидетельством № от 06.03.2009. Помещение, расположенное по адресу: <адрес> передано ФГУП «Почта России» на основании договора безвозмездного пользования имуществом № от 11.03.2014 Комитетом но управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска для размещения почтового отделения. В соответствии с п. 2.2 договора № от 05.06.2015 Арендодатель обязуется предоставить Арендатору нежилое помещение, предусмотренное настоящим договором, в состоянии, соответствующем условиям договора аренды, назначению арендованного помещения и его пригодности для коммерческой эксплуатации. Из пункта 2.4.1 договора безвозмездного пользования имуществом № от 27.03.2014 пользователь обязан пользоваться переданным имуществом исключительно в соответствии с его назначением, определенным договором. В связи с чем полагает, что обязательства по установке пандуса у входа в помещения, расположенные по адресу - <адрес> и <адрес> лежит па собственниках данных помещений. Также сообщает, что Приказом от 10.12.2015 №-и утвержден План мероприятий («дорожной карты») ФГУП «Почта России» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг почтовой связи, в соответствии с которым с 2016 года по 2020 год необходимо произвести оснащение объектом почтовой связи, обеспечивающих меры для соблюдения условий инвалидам для беспрепятственного доступа в отделения почтовой связи. Просит учесть, что планируется установление пандуса либо кнопки вызова, так как некоторые объекты недвижимости не имеют технической возможности для оборудования их пандусом.
Представители третьих лиц АО «УльяновскФармация», администрация г. Ульяновска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов (ООН, 13 декабря 2006 года), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места (п. "а").
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также соответствие их общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу положений Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
В соответствии с п. 5.1.9, 5.2.9 «СП 59.13330.2012 «Свода Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
Согласно п. 7.1.8 «Свода Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
Материалами дела установлено, что УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России", относящееся к объектам социальной инфраструктуры, осуществляет деятельность в помещениях, расположенных по адресам: <адрес> являющихся соответственно муниципальной собственностью и собственностью ОАО «УльяновскФармация», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права сер. № от 08.05.2013 и сер. № от 06.03.2009.
При этом нежилые помещения, площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес> переданы Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска в безвозмездное пользование УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России" для размещения почтового отделения на основании договора № от 11.03.2014.
Нежилые помещения, площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>, переданы ОАО «УльяновскФармация» в аренду УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП "Почта России" для размещения почтового отделения на основании договора № от 07.04.2015.
Отделения почтовой связи, размещенные по указанным адресам, являются объектами социальной инфраструктуры, в которых должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в них инвалидов.
В силу пункта 2 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ оператор связи, которым в целях указанного Федерального закона признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Пункт 2 статьи 46 Федерального закона "О связи" направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
В настоящее время помещения почтовых отделений ФГУП «Почта России», расположенные по адресам: <адрес><адрес> находятся выше основного входа в здание. Лестницы, ведущие в помещения, в нарушение п. 5.1.9, 5.2.9, 5.2.15 СП 59.13330.2012 не дублируются пандусом, подъемной платформой или лифтом и поручнями. Тактильные схемы движения и полосы движения в нарушение п. 7.1.8 СП 59.13330.2012 отсутствуют, что не обеспечивают для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, а также срывают реализацию вышеназванной государственной программы «Доступная среда».
Допущенные нарушения нормативов существенно затрудняют реализацию инвалидами и другими лицами, отнесенными к маломобильным группам, право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов обязанности привести вход в почтовые отделения, расположенные по адресам: <адрес> в соответствии с п.п. 5.1.9, 5.2.9, 7.1.8 «СП 59.13330.2012 Свода Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Отсутствие выделенного федерального финансирования на производство мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов, не может являться основанием к отказу прокурору в удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчика о том, что ФГУП "Почта России" не является собственником помещений, а соответственно на ответчика не могут быть возложены вышеуказанные обязанности, необоснован, поскольку именно ФГУП "Почта России" использует нежилые помещения по указанным адресам для оказания гражданам, в том числе инвалидам, услуг почтовой связи.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать помещения техническими приспособлениями для инвалидов, а также согласования с общественными объединениями инвалидов мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов ответчиком суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области привести вход в почтовые отделения, расположенные по адресам: <адрес> в соответствии с п.п. 5.1.9, 5.2.9, 7.1.8 «СП 59.13330.2012 Свода Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья: Н.В.Зуева