ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-269/18 от 19.09.2018 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-269/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Старая Полтавка 19 сентября 2018 года

Старополтавский районный суд в составе: председательствующего судьи Старополтавского района Волгоградской области Строгановой С.И.,

при секретаре судебного заседания Михайловой О.Е.,

с участием: помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области

Мелиховой А.А.,

представителя ответчика директора МП «Водоканал» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело № 2-269/2018 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан,

у с т а н о в и л:

прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан.

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указывает, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка по соблюдению МП «Водоканал» требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно частям 1, 4, 6 статьи 15 Закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В силу требований статьи 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон №757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Из статьи 3.1 Закона №757 следует, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

На основании статьи 4 Закона №757 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться визуальной и звуковой информацией, пандусами и поручнями при входах в здания.

Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» (далее по тексту - ГОСТ Р 52872-2012) дается определение доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет дается определение доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2, ГОСТ Р 52872-2012 при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:

- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);

- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения (п.4.2.2);

- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);

- надёжность: контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п.4.2.4).

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

Так, путем проведенного мониторинга сети интернет установлено, что МП «Водоканал» использует интернет - страницу: http://vodokanal-st.ru/ - для размещения информации о деятельности предприятия, которая является их официальным сайтом.

При этом, в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа, не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Таким образом, Интернет-сайт http://vodokanal-st.ru/ не соответствует ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.

В силу п.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Старополтавского района Мелихова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МП «Водоканал» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время нарушения исправлены, доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на сайте, обеспечен, просил снизить государственную пошлину до 300 рублей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст.15 Закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В силу требований ст.3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон №757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.

Из ст.3.1 Закона №757 следует, что органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» (далее по тексту - ГОСТ Р 52872-2012) дается определение доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2, ГОСТ Р 52872-2012 при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:

- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);

- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения (п.4.2.2);

- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);

- надёжность: контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п.4.2.4).

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

В судебном заседании установлено, что МП «Водоканал» использует интернет - страницу: http://vodokanal-st.ru/ - для размещения информации о деятельности предприятия, которая является их официальным сайтом.

При этом в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Таким образом, Интернет-сайт http://vodokanal-st.ru/ не соответствует ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Поскольку иск заявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также учитывая имущественное положение МП «Водоканал», суд считает, что государственную пошлину следует уменьшить и взыскать исходя из 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Водоканал» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан, удовлетворить.

Обязать МП «Водоканал» обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем приведения Интернет- сайта, размещенного по адресу: http://vodokanal-st.ru/ в соответствии с требованиями установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности инвалидов по зрению».

В связи с тем, что МП «Водоканал» исполнены предъявляемые исковые требования: об обеспечении доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на сайте в сети интернет, путем приведения интернет-сайта, размещенного по адресу: http://vodokanal-st.ru/ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», после подачи искового заявления в суд - решение исполнению не подлежит.

Государственную пошлину следует уменьшить и взыскать с МП «Водоканал» 300 рублей в бюджет Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца.

Судья: Строганова С.И.