УИД 59RS0004-01-2018-006436-88
Дело №2-269/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Павловой Е.Н.,
с участием представителей истца – ФИО1, ФИО2,
представителя ответчиков – ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица департамента имущественных отношений администрации г.Перми – ФИО4, действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица ГКУ Пермского края социального обслуживания Пермского края «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Перми – ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Перми прокуратуры Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Прокурор Индустриального района г.Перми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми с учетом измененных (уточненных) в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований о возложении обязанности на администрацию г.Перми в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйного участка сети теплотрассы от ТК-6-7 до здания по <Адрес>; возложении обязанности на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный участок сети теплотрассы от ТК-6-7 до здания по <Адрес> (л.д.2-4, 148-149).
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Индустриального района г.Перми проведена проверка доводов обращения директора ГКУ ПК СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми по вопросу подготовки учреждения (филиал по <Адрес>) к отопительному периоду и по вопросу принятия бесхозяйной теплосети в муниципальную собственность. В соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, являющегося приложением к государственному (муниципальному) контракту №, заключенному между ПАО «Т Плюс» ГКУ ПК СОН СРЦН, границы эксплуатационной ответственности «Теплоснабжающей организации» устанавливаются: от наружной стены камеры ТК-6-7 до наружной стены здания по адресу: <Адрес>, при этом теплосеть протяженностью 106,3 метра от дороги <Адрес> до здания учреждения поименована как бесхозяйная и находится в неудовлетворительном состоянии. В соответствии с информацией ООО «ПСК» и ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» указанные организации правом владения и пользования сетями транзитных трубопроводов горячего водоснабжения по указанному адресу не обладают. Таким образом, функциональным и территориальным органом администрации г. Перми не исполнены функции, закрепленные законодательством РФ, а также муниципальными нормативно-правовыми актами, по постановке на учет транзитных тепловых сетей как бесхозяйного имущества и передачи его на обслуживание специализированной организации.
Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования с учетом уточнений.
Представитель ответчиков в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.41-44,112-113), из которых следует, что истцом не представлено доказательств отсутствия у спорного объекта собственника имущества, в то время как теплотрасса принадлежит ресурсоснабжающей организации в силу технических особенностей. Данная теплотрасса является цельным, самостоятельным объектом, который присоединяется к комплексу инженерных сетей, подающих соответствующий ресурс, находящемуся в собственности ПАО «Т Плюс». Теплотрасса от ТК-6-7 до здания по <Адрес> была построена ГКУ СОН СРЦН г. Пермь по проекту №-ТМ, утвержденному Пермскими тепловыми сетями, сдана в эксплуатацию 30.03.2009г., что подтверждается актом, подписанным представителем теплоснабжающей организации, заказчиком и представителем подрядной организации. Первоначальным актом разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности от 13.11.2010г. на момент создания теплотрассы были установлены четкие границы эксплуатационной ответственности, где граница между энергоснабжающей организацией и абонентом установлена: «по строительным конструкциям – наружная стена камеры ТК-6-7 по трубопроводам – ответный фланец отключения арматуры в ТК-6-7». Согласно схеме разграничения эксплуатационная ответственность за кчастком теплотрассы ТК-6-7 до здания по <Адрес> была закреплена за абонентом – ГКУ СОН СРЦН г. Пермь.
Представитель третьего лица – Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.45-49).
Представитель третьего лица ГКУ ПК СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми в судебном заседании просила удовлетоворить заявленные требования.
Третье лицо - ООО «Пермская сетевая компания», извещенное о рассмотрении дела надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Представитель третьего лица – ООО «Т Плюс», просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд письменные объяснения (л.д.93-95), согласно которым в силу действующего законодательства департамент имущественных отношений администрации г. Перми является органом, уполномоченным на принятие на учет бесхозяйной сети и определению организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание конкретной бесхозяйной инженерной сети.
Представитель третьего лица – администрации Индустриального района г. Перми, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд письменные объяснения по иску, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д.79-81).
Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края, извещенное о рассмотрении дела надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направило, ранее представило в суд письменные объяснения по иску (л.д. 74-75).
Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.2).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Т Плюс» (теплоснабжающая организация) и ГКУ ПК СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Перми (ГКУСО ПК СРЦН г. Перми) (потребитель) заключен государственный (муниципальный) контракт № (снабжение тепловой энергией в горячей воде) (л.д.5-9), предметом которого является обязанность теплоснабжающей организации подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим потреблений тепловой энергии (п.1.1).
Пунктом 2.2.1 предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение № к контракту).
Из представленного в материалы дела акта разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № к контракту) следует, что настоящим актом установлены границы ответственности за состояние и обслуживание тепловой сети к зданию по адресу: <Адрес>, источник энергоснабжения ТЭЦ №9, точка приема тепловой энергии: ТК-6-7, точка передачи тепловой энергии ТК-6-7, точка поставки тепловой энергии теплоснабжающей организации потребителю: точка А – наружная стена здания по <Адрес>, ГКУПК СОН СРЦН г. Перми (потребитель) несет ответственность за состояние, обслуживание и ремонт тепловых сетей в здании по <Адрес> (л.д. 10,11).
Таким образом, из представленного акта следует, что ГКУ ПК СОН СРЦН г. Перми несет ответственность за содержание, обслуживание и ремонт тепловых сетей, расположенных в здании учреждения, а именно от наружной стены здания (точка А) (л.д. 11). Доказательств того, что участок тепловых сетей от точки приема тепловой энергии: ТК-6-7 до наружной стены здания по <Адрес>, принадлежит ГКУПК СОН СРЦН г.Перми материалы дела не содержат.
Доводы представителя ответчиков, представителя Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о том, что спорный объект тепловых сетей принадлежит ГКУПК СОН СРЦН г.Перми, в том числе с учетом акта разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, судом откланяются как несостоятельные, так как установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей, однако, не может является безусловным подтверждением права собственности на соответствующие участки сетей. Таким образом, договор теплоснабжения определяет права и обязанности сторон лишь в части порядка поставки и оплаты тепловой энергии и не является основанием возникновения у его сторон прав на теплоэнергетическое имущество, в т.ч. бесхозяйное.
В силу п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (ч.6 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Директор ГКУ ПК СОН СРЦН г. Перми неоднократно обращалась в администрацию Индустриального района г.Перми, администрацию г.Перми с заявлениями об организации процедуры принятия спорной теплотрассы в муниципальную собственность (л.д. 13, 24, 25, 26, 27).
Администрацией Индустриального района г.Перми 27.02.2014г. ГКУ СОН СЦРН дан ответ о нецелесообразности проведения процедур принятия теплотрассы от ТК-6-7 до здания по <Адрес> муниципальную собственность как бесхозяйного имущества (л.д.14).
Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение администрации Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №№ признано незаконным, как несоответствующие положениям Гражданского кодекса РФ (л.д.15-18, 19-23).
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: сооружение теплотрассы, адрес: г. Пермь, сеть теплоснабжения от ТК-6-7 до здания по <Адрес> (л.д.96)
Согласно сведениям Территориального управления Росимущества в Пермском крае в реестре федерального имущества сведения о теплотрассе, расположенной по адресу: <Адрес>, от ТК-6-7 до здания по <Адрес>, отсутствуют (л.д.99).
Согласно сведениям Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края теплотрасса от ТК-6-7 до нежилого здания по <Адрес>, в реестре государственной собственности Пермского края отсутствует (л.д.98).
Согласно сведениям из реестра муниципального имущества г.Перми объект инженерной инфраструктуры – сеть теплоснабжения от ТК-6-7 существующей до здания по <Адрес> в реестре муниципального имущества города Перми не числится (л.д.57).
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931 установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, в конечном итоге, обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного - администрация муниципального образования «Город Пермь» обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом.
Исследовав представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оценив установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что сеть теплоснабжения от ТК-6-7 до наружной стены здания по <Адрес>, является бесхозяйной, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению здания СРЦН г.Перми, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.
При этом, суд не соглашается с доводами представителя ответчиков, представителя департамента имущественных отношений администрации г. Перми о том, что у прокурора отсутствовали полномочия для предъявления настоящего иска на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, которой предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае предъявление прокурором настоящего иска заявлено в рамках предоставленных ему гражданским процессуальным законодательством полномочий, в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ, круг лиц, в защиту интересов которых подан иск, не определен, поскольку в помещении, расположенном по адресу: <Адрес>, находится ГКУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Перми, которое создано для социальной, правовой защиты и реабилитации беспризорных несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает посещения указанного здания неопределенным кругом лиц, не только подопечных и сотрудников учреждения, но и гражданами, обращающимися с целью оказания помощи несовершеннолетним, опекунами и попечителями.
На основании вышеизложенного пордлежат удовлетворению исковые требования о возложении на администрацию города Перми обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества участка сети теплотрассы от ТК-6-7 до здания по адресу: <Адрес>; и о возложении обязанности на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми определить специализированную организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание (эксплуатацию) указанного бесхозяйного участка сети теплотрассы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию муниципального образования «Город Пермь» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества участка тепловой сети от ТК-6-7 до здания по адресу: <Адрес>.
Возложить на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми обязанность определить специализированную организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживание (эксплуатацию) бесхозяйного участка тепловой сети от ТК-6-7 до здания по адресу: <Адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>