ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-269/19 от 27.06.2019 Назрановского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года <адрес>

Назрановский районный судРеспублики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к ФИО1 о возмещении имущественного ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратился в суд с иском о взыскании с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» денежных средств в счет возмещения материального ущерба, причиненного государству преступными действиями ответчика в размере 3 240 000 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явился, однако направил заявление о рассмотрении дела без его участия, требования изложенные в иске поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 исковые требования не признали и просили суд отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица казенного учреждения «Войсковая часть 3718» - ФИО7 и ФИО8 требования истца поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> РИ – ФИО9, пояснил, что считает нецелесообразным его участие по указанному делу, поскольку данная категория дел рассматривается без участия прокурора.

Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1, являясь участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма), путем сокрытия факта совершения сделок по отчуждению имущества, принадлежащего на праве собственности члену его семьи, а именно матери, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ получил государственный жилищный сертификат серии УВ на сумму социальной выплаты 3 240 000,00 рублей на состав семьи 6 человек. В декабре 2011 года сумма социальной выплаты была перечислена на банковский счет ФИО1, открытый в отделении Сбербанка Дополнительный офис <адрес>, и в дальнейшем на оплату приобретенного ФИО1 жилого помещения на территории <адрес>.

По данному факту в отношении ФИО1 было возбужденно уголовное дело, по результатам рассмотрения которого был вынесен и вступил в законную силу приговор Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленный без изменений апелляционным определением Верховного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ (копии прилагаются). ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Приговором установлено, что незаконными действиями ФИО1 государству в лице Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России) причинен материальный ущерб в размере 3 240 000,00 рублей. В 2009 году мать ФИО1, ФИО2, которая включена им в состав семьи для получения социальной выплат, произвела отчуждение жилых помещений площадью 59,3 кв. м. и 56,9 кв. м., находившихся у нее на праве собственности, и на дату получения ФИО1 государственного жилищного сертификата не прошло 5 лет со дня совершения сделок. Государственный жилищный сертификат бланк серии УВ 675844 ФИО1 получен 17.08.2011г.

В соответствии с п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, (далее - Правила), действовавших на момент выдачи и реализации государственного жилищного сертификата бланк серии УВ 675844, в случае отчуждения гражданином и(или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих им на праве собственности или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Скрыв факт совершения вышеуказанных сделок, ФИО1 незаконно получил социальную выплату на сумму 3 240 000, 00 рублей, поскольку для расчета размера социальной выплаты ФИО1, общая площадь жилых помещений, подлежащих вычету (116.2 кв. м.), больше норматива общей площади жилого помещения на состав семьи 6 человек (18 кв. м. х 6 = 108 кв. м.).

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Незаконно полученные ФИО1 средства социальной выплаты являлись средствами федерального бюджета, предусмотренными на реализацию подпрограммы, и подлежат возврату в федеральный бюджет как неосновательное обогащение.

Государственным заказчиком подпрограммы в период получения и реализации ФИО1 государственного жилищного сертификата бланк серии УВ 675844 являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма, в рамках которой ФИО1 был получен государственный жилищный сертификат бланк серии УВ 675844, интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - государственная программа). В состав государственной программы включено основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ответственным исполнителем которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, суд находит исковые требования Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании с ФИО1 причиненного им материального ущерба обоснованными, и с учетом вышеизложенного удовлетворяет их в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к ФИО1 о возмещении имущественного ущерба удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в счет возмещения причиненного материального ущерба 3 240 000 (три миллиона двести сорок тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Ингушетия.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья А.Б. Ярыжев