Дело № 2-269/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 15 января 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Горшковой Е.В.
с участием: представителя истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Правительству Хабаровского края об отмене приказа о дисциплинарном взыскании.
установил:
истец обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края об отмене приказа о дисциплинарном взыскании, указав в обоснование исковых требований, что проходил государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края. Распоряжением Врио Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ркд «О ФИО3.» к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных подпунктами 3.2.16,3.2.24, пункта 3.2 должностного регламента. Считает распоряжение №-ркд о применении дисциплинарного взыскания незаконным по следующим основаниям: в силу п. 10 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов (Постановление Губернатора Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ№) состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. На основании распоряжения главного управления ДД.ММ.ГГГГ№-р председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов главного управления была назначена заместитель начальника главного управления –начальник управления государственного жилищного надзора ФИО9 В связи с кадровыми изменениями в главном управлении, а также прекращением служебного контракта с ФИО9, в распоряжение об утверждении состава Комиссии внесены изменениям распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в соответствии с которым из состава комиссии исключены: заместитель начальника главного управления – начальник управления государственного жилищного надзора ФИО9, начальник отдела правовой работы ФИО10, заместитель начальника управления государственного жилищного надзора – начальника межрайонного отдела государственного жилищного надзора ФИО11 Представителем комиссии назначен начальник управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межрегионального значения ФИО12, заместитель начальника отдела работы ФИО13, начальник отдела декларирования управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции ФИО14 Данное распоряжение было принято с учетом того, что сотрудниками главного управления: заместителем начальника управления государственного жилищного надзора ФИО15, заместителем начальника отдела государственного контроля и лицензирования управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции ФИО18, начальником отдела правовой работы ФИО10, консультантом отдела правовой работы ФИО16 были поданы обращения с целью определения возможного конфликта интересов в связи с замещением должностей государственной гражданской службы. Согласно утвержденной структуре в главном управлении предусмотрены должности: заместитель начальника главного управления, заместитель главного управления - начальник управления государственного жилищного надзора, заместитель главного управления - начальник управления государственного технического надзора. Единственным действующим заместителем начальника главного управления являлся заместитель начальника главного управления - начальник управления государственного технического надзора ФИО17 Должности заместителя начальника главного управления и заместителя начальника главного управления - начальник управления государственного жилищного надзора на момент рассмотрения указанных обращений были вакантны. ФИО18 являлась супругой заместителя главного управления - начальника управления государственного технического надзора ФИО17 на дату издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р о внесении изменений в состав комиссии. Обращение с целью определения возможного конфликта интересов ФИО18 подано ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах было принято решение о соблюдении требований пункта 10 Положения № и назначении на должность председателя комиссии начальника управления экологического надзора, лицензионно - разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения ФИО12 В настоящее время, после рассмотрения обращений названных сотрудников с целью определения возможного конфликта интересов, установления фактов отсутствия признаков конфликта интересов, а также рассмотрения указанных обращений на заседании Комиссии, в состав Комиссии внесены изменения - председателем комиссии назначен заместитель начальника главного управления - начальник управления государственного технического надзора ФИО17 Считает, что служебная проверка в отношении него, назначенная на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-ркд, проведена формально опираясь на обвинительный характер служебной записки управления Губернатора и Правительства края по противодействию коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, в которой сделан вывод о нарушении требований подпункта "а" пункта 6 Положения №. Вместе с тем считает, что данный вывод сделан за пределами полномочий, органов исполнительной власти края. Распоряжение (приказ) - правой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. Распоряжение (приказ) является законным, если он принят надлежащим лицом в пределах его должностных обязанностей и в надлежащей форме. Признать правовой органа исполнительной власти несоответствующим требованиям закона, нормативно-правовым актам, дать оценку его законности и обоснованности могут только компетентные органы в рамках, возложенных на них полномочий, которыми являются суд или органы прокуратуры, имеющие право внести акт прокурорского реагирования или также обратиться в суд. Сам по себе факт назначения председателем комиссии начальника управления экологического надзора, лицензионно - разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения ФИО12 без учета требований пункта 10 Положения №, а также сложившихся обстоятельств, не свидетельствует о вменяемом ему нарушении. На основании изложенного считает, что при принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р им соблюдены требования Федерального закона № 273-ФЗ и Положения №. Данный правовой акт главного управления никем не оспорен и не признан незаконным ввиду несоответствия требованиям действующего законодательства. В соответствии с подпунктом 3.2.16 должностного регламента начальник главного управления обеспечивает проведение мероприятий по противодействию коррупции в пределах полномочий главного управления, осуществляет контроль за проведением указанных мероприятий. Подпунктом 3.2.24. должностного регламента предусмотрено, что начальник главного управления обеспечивает осуществление главным управлением иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края. При проведении служебной проверки и принятии решения о применении к нему дисциплинарного взыскания не установлен факт нарушения подпункта 3.2.16 должностного регламента. В заключении о служебной проверке и в распоряжении №-ркд не указанно, в чем конкретно выразилось нарушение подпункта 3.2.24. должностного регламента. В силу статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок. Вместе с тем данные требования не учтены при применении к нему дисциплинарного взыскания. Кроме того, оспариваемое распоряжение не содержит времени, места и даты совершения дисциплинарного проступка и его обстоятельства. Отсутствуют в нем основания для применения дисциплинарного взыскания, не указано в чем выразились нарушения положений должностного регламента, которые не были выполнены, мотивы применения дисциплинарного взыскания, сведения о соразмерности нарушения избранной мере ответственности. С заключением служебной проверки, которое указано как основание к распоряжению №-ркд, истец был ознакомлен, вместе с тем копия данного заключения ему не была выдана. Учитывая, что оспариваемое распоряжение №-ркд не содержит в себе необходимую информацию о дисциплинарном проступке, заключение является его неотъемлемой частью. Непредставление ему копии документа и полной информации о вменяемом ему дисциплинарном проступке, нарушает требования части 6 статьи 58 Федерального закона № 79-ФЗ, в соответствии с которым копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Просит отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на истца Распоряжением Врио Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ркд «О ФИО3.», которым к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Истец в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещался судом своевременно, надлежащим образом.
Представитель истца, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что поскольку рядом сотрудников были поданы заявления о возможном конфликте интересов, должна была быть создана комиссия по рассмотрению таких заявлений. Председателем комиссии, согласно установленному положению может быть заместитель руководителя комитета, однако на тот момент единственным заместителем руководителя комитета являлся ФИО17, супругой которого также было подано заявление о возможном конфликте интересов, так как остальные должности заместителя руководителя были вакантны, на должность председателя комиссии был назначен ФИО12, являющийся начальником управления экологического надзора. Ни Указ Президента, ни принятое положение о комиссиях, не содержат прямого запрета назначения должностного лица органа субъекта, в связи с чем считает, что истец незаконно привлечен по основаниям о формировании ненадлежащего состава комиссии по разрешению конфликта интересов. Просила исковые требования удовлетворить, отменить дисциплинарное взыскание наложенное на истца, как незаконное.
Представитель ответчика в судебном заседании, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражение на исковое заявление, доводы которого поддержала. Просила в иске отказать.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв, суд приходит к следующему.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских служащих.
К государственным гражданским служащим предъявляются особые требования к личным, деловым качествам, на них возлагаются особые обязанности, обусловленные задачами и принципами организации и функционирования государственных органов.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
На основании части 1 статьи 57 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы.
Порядок применения дисциплинарного взыскания регламентирован ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме.
В соответствии с положениями частей 2, 3 указанной статьи перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Согласно частям 4, 5 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Законом предусмотрено, что гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
В силу части 2 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
В соответствии с частями 9, 10 ст. 59 указанного закона в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, истец ФИО3 занимал должность государственной гражданской службы руководителя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края, с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк внесены изменения в служебный контракт ФИО3 о прохождении государственной службы Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, изложив пункты третий, четвертый в следующей редакции: «3. Настоящий служебный контракт заключен на неопределенный срок. 4. Дата начала исполнения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ года». Внесены изменения также в пункте первом распоряжения Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рк «О ФИО3.», исключив слова «по срочному служебному контракту.
Согласно должностному регламенту начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее должностной регламент) утверждено Губернатором Хабаровского края ФИО19ДД.ММ.ГГГГ. Государственный гражданский служащий, замещающий должность Главного управления, непосредственно подчиняется заместителю Председателя Правительства края, либо лицу исполняющему его обязанности, также Губернатору края (п. 1.5). В своей повседневной служебной деятельности должен руководствоваться в том числе, ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», ФЗ от 27.07.2004 «79-ФЗ «О государственной гражданкой службе РФ», ФЗ от 25.12.2008, «273-ФЗ «О противодействии коррупции», Уставом Хабаровского края, Регламентом Правительства Хабаровского края, служебным распорядком Главного управления, положением о Главном управлении, инструкцией по делопроизводству в аппарате Губернатора и Правительства края, в Главном управлении, Указам Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих», кодексом этики им служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Хабаровского края, жилищным кодексом РФ, Водным кодексом РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ, земельным кодексом РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ, кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях от 24.06.2009 №256, ФЗ от 06.10.2003 г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 02.08.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,ФЗ от 27.07.2010 г № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 21.07.1997, №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 17.07.2009 №145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 24.06.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и иных нормативных правовых актов, принятых в развитие законов РФ, указов Президента РФ законов Хабаровского края и соответствующих направлениям деятельности Главного управления.
Согласно п. 5.1. Положения о главном управлении, утвержденном постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр начальник главного управления, назначается на должность и освобождается от должности Губернатором края в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами края.
В соответствии с п. 1.4. должностного регламента начальника главного управления, назначение и освобождение от должности начальника главного управления осуществляется Губернатором края в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № начальником управления Губернатора и правительства края по противодействию коррупции направлено уведомление Губернатору Хабаровского края о принятии решения о проведении проверки соблюдения требований к служебному поведению в отношении начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ врио Губернатора Хабаровского края ФИО20 начальником управления Губернатора и правительства Хабаровского края по противодействию коррупции подготовлен доклад о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействия коррупции ФИО3 Согласно доклада по результатам проверки предложено представить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, провести в отношении начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края ФИО3 служебную проверку в соответствии со статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ по факту издания распоряжения главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым в нарушение требований под.п. «а» п. 6 Положения о комиссиях, председателем комиссии назначено ненадлежащее должностное лицо – начальник управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения главного управления.
Распоряжением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№-ркд поручено провести служебную проверку в отношении ФИО3 по фактам, изложенным в докладе о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ№ управления Губернатора и Правительства края по противодействию коррупции.
Поводом для проведения проверки послужило, что ранее, согласно распоряжению ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов. В составе комиссии вошли: ФИО9 – начальник управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, председатель комиссии; ФИО21 – начальник отдела правовой работы главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, заместитель председателя комиссии; ФИО22 – консультант отдела государственной службы и кадров главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, секретарь комиссии; ФИО23 – заместитель начальника управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции – начальник отдела государственного контроля и лицензирования главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края; ФИО24 – начальник отдела государственной службы и кадров главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края; ФИО11 – заместитель начальника управления государственного жилищного надзора-начальника межрайонного отдела государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края; Представитель общественного совета – представитель Общественного совета, образованного при комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (по согласованию): представитель Общественного совета – представитель Общественного совета, образованного при комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (по согласованию); ФИО25 – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Менеджмента и предпринимательского права «Дальневосточного института-филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (по согласованию); ФИО26 – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Дальневосточного института управления-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (по согласованию).
На основании распоряжения главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов главного управления была назначена заместитель начальника главного управления – начальник управления государственного жилищного надзора ФИО9 В связи с кадровыми изменениями в главном управлении, а также прекращением служебного контракта с ФИО9, в распоряжение об утверждении состава Комиссии внесены изменениям распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в соответствии с которым из состава комиссии исключены: заместитель начальника главного управления – начальник управления государственного жилищного надзора ФИО9, начальник отдела правовой работы ФИО10, заместитель начальника управления государственного жилищного надзора – начальника межрайонного отдела государственного жилищного надзора ФИО11 Представителем комиссии назначен начальник управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межрегионального значения ФИО12, заместитель начальника отдела работы ФИО13, начальник отдела декларирования управления государственного контроля и лицензирования алкогольной продукции ФИО14
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р, распоряжения: от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р признаны утратившими силу распоряжения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Внесены изменения – председателем комиссии назначен заместитель начальника главного управления – начальник управления государственного технического надзора ФИО17
Согласно заключению по результатам служебной проверки в отношении начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ФИО3 комиссия пришла к выводу, что факт издания распоряжения №-р не соответствующего (в части) требованиям нормативных правовых актов, в частности подпункта «а» пункта 6 Положения, утвержденного постановлением Губернатора края №, свидетельствует о ненадлежащем исполнении начальником главного управления его должностных обязанностей, предусмотренных подпунктами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, пункта 3.2, абзацем 2 пункта 3.3. раздела 3 должностного регламента, и, руководствуясь ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации», предлагает проверку в отношении ФИО3 считать оконченной и применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ от Руководителя департамента по вопросам государственной службы и кадров Губернатора края ФИО27, ФИО3 предлагается предоставить письменное объяснение на имя Губернатора края по факту нарушения требования подпункта «а» пункта 5 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ вследствие издания распоряжения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Из сообщения ФИО3 в адрес Врио Губернатора Хабаровского края ФИО20 об издании распоряжения главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р с нарушением требований подпункта «а» п. 6 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданский служащих Хабаровского края и урегулированию конфликту утверждено постановлением Губернатора края от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что положенный в основу заключения служебной проверки доклад, сделан за пределами полномочий органов исполнительной власти края.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ должностного регламента начальник главного управления обеспечивает проведение мероприятий по противодействию коррупции в пределах полномочий главного управления, осуществляет контроль за проведением указанных мероприятий.
Подпунктом ДД.ММ.ГГГГ. должностного регламента предусмотрено, что начальник главного управления обеспечивает осуществление главным управлением иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
На основании второго абзаца пункта 3.3 должностного регламента гражданский служащий, замещающий должность начальника Главного управления обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, изложены в п. 2 заключения служебной проверки.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-/ркд за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пункта 3.2. абзацем вторым пункта 3.3. раздела 3 должностного регламента на основании чего ФИО3 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-/рк служебный контракт с ФИО3 расторгнут, и он уволен с государственной гражданской службы Хабаровского края по собственной инициативе.
Согласно пояснений, а также доводов изложенных в исковом заявлении состав комиссии по конфликту интересов был сформирован с учетом требований п. 10 Положения о комиссии по конфликту интересов, в связи с наличием вакантных должностей заместителей начальника главного управления, что не свидетельствует о нарушении законодательства и не влечен привлечения истца к дисциплинарной ответственности. ФИО18 является супругой заместителя главного управления – начальника управления государственного технического надзора ФИО17 на дату издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р о внесении изменений в состав комиссии. Обращение с целью определения возможного конфликта интересов ФИО18 подано ДД.ММ.ГГГГ заявление о рассмотрении возможного конфликта интересов. В связи с чем было принято решение о назначении на должность председателя комиссии начальника управления экологического надзора, лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля в области организации дорожного движения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения ФИО12
Согласно ч.1, ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или письменному заявлению гражданского служащего.
Согласно п. 4 ст. 59 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено «Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Данным Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов.
Комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы в государственном органе.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» Губернатором Хабаровского края 19.08.2010 Постановлением № 104 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п. 5 Положения от 19.08.2010 № 104 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Хабаровского края и урегулированию конфликта интересов» комиссия образуется нормативным правовым актом органа государственной власти края. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем органа государственной власти края из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в данном органе государственной власти края, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
Подпунктом «а» пункта 6 Положения в состав комиссии входят: а) заместитель руководителя органа государственной власти края (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы органа государственной власти края по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы органа государственной власти края, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений органа государственной власти края, определяемые его руководителем; б) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Таким образом, как и Указом Президента от 01.07.2010 № 821, так и Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.08.2010 № 104 определены четкие требования к составу комиссии и перечню должностей, которые должны включаться в состав комиссии. Включение в состав комиссии по конфликту интересов лиц, не относящихся к перечисленным категориям субъектов, не допускается законом. Между тем, главным управлением в нарушении п.п. «а» п. 6 Положения о комиссии по конфликту интересов сформирован состав комиссии с его председателем, не занимающим должность заместителя начальника главного управления.
Указание истца в исковом заявлении, что состав комиссии по конфликту интересов был сформирован с учетом требований п. 10 Положения о комиссиях, в связи с наличием вакантных должностей заместителей начальника главного управления, а также чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения, поскольку назначенный ранее председателем комиссии ФИО17 был исключен из состава по причине подачи заявления с целью определения возможного конфликта интересов работников управления его супругой ФИО18, не может служить основанием для включение в состав комиссии должностного лица, не являющегося заместителем руководителя государственного органа, поскольку не предусмотрено принятым законом.
Кроме того, суд учитывает, что из доклада о результатах проверки управления Губернатора и Правительства Хабаровского края по противодействию коррупции, следует, что уведомления, от гражданских служащих по поводу возможного конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, поступили начальнику управления еще в 2019 году, на тот момент должность заместителя руководителя начальника управления государственного жилищного надзора занимала ФИО9, которая была назначена председателем комиссии. Таким образом, Управление имело возможность в 2019 году рассмотреть вопрос по исключению конфликта интересов на заседании комиссии, а при необходимости сформировать новый состав комиссии.
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр утверждено «Положение о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края».
В соответствии с разделом 5 указанного Положения, начальник главного управления организует деятельность и осуществляет руководство главным управлением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление задач, осуществление им функций. Единоличное решает все кадровые вопросы. Утверждает в установленном порядке структуру и штатное расписание главного управления в соответствии с предельной штатной численностью, утвержденной Губернатором края.
В связи с чем, принимая на гражданскую службу края в главное управление лиц, в том числе на должность заместителя начальника главного управления, находящихся в родственных отношениях с другими гражданскими служащими главного управления, должен осознавать необходимость разрешения вопросов, предусмотренных Законом о коррупции.
Поскольку начальник главного управления организует деятельность и осуществляет руководство главным управлением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на главное управление задач, осуществление им функций. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численности состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (которым в данном случае является начальник главного управления). При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель. Действующий в рамках своих дискреционных полномочий, установил право работодателя на осуществление эффективной экономической деятельности и рационального управления, предполагаемого возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения.
Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
По результатам проведения служебной проверки установлено ненадлежащее исполнение ФИО3 возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся, в частности, в недостаточном принятии мер по оперативному решению проблем, возникших в работе главного управления.
К государственным гражданским служащим предъявляются особые требования к личным, деловым качествам, на них возлагаются особые обязанности, обусловленные задачами и принципами организации и функционирования государственных органов.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В тексте заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано, что распоряжением главного управления №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения председателем комиссии главного управления – начальника главного управления не соответствует требованиям Указа Президента РФ №, а также Постановления Губернатора Хабаровского края №, в результате издания распоряжения главного управления №-р не соответствующего указанным требованиям, заседание комиссии главного управления, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ проведено под председательством ненадлежащего должностного лица.
В связи с этим ФИО3, с учетом тяжести совершенного проступка, а также обстоятельств, при которых проступок был совершен, обоснованно был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, которое является наименее строгим видом дисциплинарных взысканий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Служебная проверка была проведена в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нарушений в принятом заключении комиссии судом не усматривается.
Доводы истца о том, что вывод, содержащийся в служебной записке управления Губернатора и Правительства Хабаровского края по противодействию коррупции от 24.07.2020 сделан за пределами полномочий органов исполнительной власти края судом отклоняется, поскольку являются ошибочными и основаны на неправильном применении норм права.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Выводы комиссии о привлечении истца к дисциплинарной ответственности сделаны с учетом обстоятельств, при которых был совершен дисциплинарный проступок его тяжестью, степенью вины ФИО3, в его совершении.
Доводы истца, о том, что при проведении служебной проверки комиссией не рассмотрены и не установлены: факт совершения проступка, вина, причины проступка, характер и размер вреда, также являются необоснованными, поскольку все перечисленные пункты были рассмотрены комиссией в полном объеме, сделаны соответствующие выводы, с руководителя затребовано объяснения, которые также были рассмотрены и его доводы учтены и приняты во внимание.
Заключение служебной проверки содержит правовое основание применения дисциплинарного взыскания, дату совершения дисциплинарного проступка, конкретные нарушения положений должностного регламента, причины и условия, способствовавшие совершению ФИО3 дисциплинарного проступка, факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, сведения о соразмерности совершенного дисциплинарного проступка избранной мере ответственности.
Отсутствия в распоряжении приведенных ФИО3 сведений, при наличии факта совершения им дисциплинарного проступка и соблюдения представителем нанимателя процедуры применения дисциплинарного взыскания, не может являться основанием для признания его незаконным.
Помимо осуществления функций по организации и обеспечению деятельности главного управления, на истца как руководителя законом и должностным регламентом возложена ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В силу разъяснений п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 23.04.2015 № 779-0, правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, соверщает от имени организации юридически значимые действия (статья 273 Трудового кодекса РФ; пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса РФ).
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации (постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П).
Таким образом, выбранный представителем нанимателя вид дисциплинарного взыскания в виде замечания соразмерен допущенному истцом ненадлежащему исполнению должностных обязанностей, возложенных на него как на руководителя органа исполнительной власти.
Иные доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании являются несостоятельными, необоснованными в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Правительству Хабаровского края об отмене приказа о дисциплинарном взыскании от ДД.ММ.ГГГГ№ отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированно решение составлено 22.01.2021.
Судья Л.П. Мальцева
Копия верна
Судья:_____________________
(Л.П. Мальцева)
Секретарь судебного заседания
_______________(Горшкова Е.В.)
«____»_____________2021 г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-007414-85
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в дело № 2-269/2021 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска