Дело № 2-26 /2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зима 17 января 2013г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре судебного заседания Денеко Ю.В., с участием ст. помощника <адрес> межрайонного прокурора Гулийчук Н.В., представителя администрации <адрес> городского муниципального образования ФИО1 по доверенности № № от ***., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> городского муниципального образования о возложении обязанности на Администрацию <адрес> городского муниципального образования обустроить улицу <адрес> г.<адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.6 ГОСТ 52766 - 2007,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит: возложить обязанность на Администрацию <адрес> городского муниципального образования обустроить улицу <адрес> г.<адрес> ( от <адрес> до ул. <адрес>, от ул. <адрес> до ул. <адрес>) стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.6 ГОСТ 52766 - 2007 «Элементы обустройства и общие требования».
В обоснование иска указано, что <адрес> межрайонной прокуратурой проведены проверки по жалобе жителей улицы <адрес> г. <адрес> об отсутствии освещения на улице.
В ходе проведенной проверки установлено следующее.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного государственным инспектором ОГИБДД Межмуниципальпого отдела МВД России <адрес>С.. по жалобе жителей г.<адрес> от ***. в нарушение п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства и общие требования» на улице <адрес> г. <адрес> (от ул. <адрес> до ул. <адрес> от ул. <адрес> до ул. <адрес>) отсутствует стационарное электрическое освещение.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые но условиям обеспечения безопасностидвиженияпредельныезначенияпоказателей
эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
П. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что одним из требований к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц является наружное освещение.
Согласно п. 4.6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007) средствам улучшения условий видимости относится стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196 «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 вышеуказанного закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 8.11.2007г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 5 ст. 9 Устава. <адрес> городского муниципального образования дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа Зиминского городского муниципального образования
Таким образом, на органы местного самоуправления <адрес> городского муниципального образования возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на территории г.<адрес>.
Часть 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании ст. помощник <адрес> прокурора Гулийчук Н.В. полностью поддержала заявленные требования, приведя доводы, изложенные в заявлении. Просила установить срок для организации освещения до ***
Представитель администрации <адрес> городского муниципального образования специалист юрисконсульт ФИО1 требования <адрес> межрайонного прокурора не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Из предоставленных ответчиком письменных возражений следует, что на территории <адрес> городского МО принята и действует муниципальная программа «Наружное освещение г. зима на 2011- 2015 годы». Строительство линий наружного уличного освещения и освещение жилищного фонда осуществляется строго в соответствии с программой. Улица <адрес> в программу на 2011- 2015гг. не вошла в связи с отсутствием технических возможностей ее обустройства стационарным электрическим освещением, по причине отсутствия трансформаторной подстанции. По окончании действий и исполнения названной программы, ул. <адрес> будет включена в программу наружного освещения г. <адрес> на следующий период.
Свидетель С. государственный инспектор дорожного движения ГИБДД по г. <адрес> показал, что поддерживает требования <адрес> прокурора об освещении ул. <адрес> в г. <адрес>. Согласно п. 4.6 ГОСТа Р 50597- 93 автомобильные дороги и улицы должны быть оснащены стационарным электрическим освещением.
Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, также достаточность и взаимную связь доказательств их совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее ГОСТ Р 50597-93), установлен перечень и допустимые но условиям обеспечения безопасностидвиженияпредельныезначение показателейэксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
П. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что одним из требований к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц является наружное освещение.
Согласно п. 4.6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007) средствам улучшения условий видимости относится стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
На органы местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно обеспечить безопасность дорожного движения в силу ст. 6 п. 4 Федерального Закона от 10.12. 1995г. № 196 «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 8.11.2007г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании ст. 12 вышеуказанного ФЗ № 196 от 10.12. 1995г., предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 5 ст. 9 Устава. <адрес> городского муниципального образования дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа Зиминского городского МО.
В суд <адрес> прокурором представлены документы, свидетельствующие о недостатках в содержании дорог по г. <адрес>
Согласно жалобы, поданной в <адрес> межрайонную прокуратуру ***. имело место обращение жителей улицы <адрес> по поводу отсутствия освещения на данной улице, отмечено что улица не освещена несколько лет.
От И.О начальника МО МВд РФ <адрес>Д. поступила информация в прокуратуру по факту отсутствия стационарного электрического освещения ул. <адрес> на участке от улицы <адрес> до ул. <адрес> от ул. <адрес> и до ул. <адрес>
Как видно из акта выявленных недостатков, составленного инспектором ОГИБДД Мо МВд РФ <адрес>С. отсутствует стационарное э/освещение на участке улицы <адрес>, от улицы <адрес> до ул. <адрес> от ул. <адрес> и до ул. <адрес> в нарушение п. 4.6. 1 ГОСТ 52766 - 2007. элементы обустройства и общие требования.
Как следует из сообщения зам. главы Администрации <адрес> ГМО от ***., согласно утвержденной Администрацией ЗГМО муниципальной адресной программы «Наружное освещение г. <адрес> на 2011- 20-15гг» в первую очередь предусмотрено восстановление освещения центральных улиц города, освещение автобусных маршрутов, подъездов к детским учреждениям. Работы по восстановлению электроснабжения по ул. <адрес> в указанной программе не предусмотрены. Разрешение данного вопроса затруднено в связи с недостатком финансирования средств в местном бюджете.
В судебном заседании был установлен факт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений, отсутствие стационарного электрического освещения.
Доводы представителя администрации <адрес> городского муниципального образования о том, что администрацией принимаются возможные меры по решению проблемы освещения на территории муниципального образования, принята и действует муниципальная программа «Наружное освещение города <адрес> на 2011- 2015 г.г.»,строительство линий наружного уличного освещения проводится в соответствии с программой, улица <адрес> не вошла в данную программу по причине отсутствия трансформаторной подстанции, отсутствие в бюджете дотации на проведение освещения, являются необоснованными, они нарушают права и законные конституционные граждан., препятствуют реализации программы обеспечения безопасности дорожного движения в пределах городских улиц.
В судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие невозможность обустройства улицы <адрес> расположенной на территории города <адрес> стационарным электрическим освещением.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязательства в натуре.
На основании изложенного, возложение на администрацию <адрес> городского муниципального образования обязанности решить вопрос обустройства улицы <адрес> в интересах жителей города <адрес> может быть обеспечено судебным решением.
В силу ст. 27 п.4, 35 п.3 ФЗ «О прокуратуре Российской федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 206 ч.2 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 45, 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом ст. 1 ч. 4 ГПК РФ с администрации <адрес> городского муниципального образования в пользу бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
1. Возложить обязанность на администрацию <адрес> городского муниципального образования решить вопрос обустройства улицы <адрес> г.<адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.6 ГОСТ 52766 - 2007 «элементы обустройства и общие требования».в срок до ***.
Взыскать с администрации <адрес> районного муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения, через Зиминский городской суд.
Судья Соболева Т.А.