ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/15 от 09.04.2015 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Жарковский 09 апреля 2015 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным отказа в приеме к рассмотрению заявки на участие в электронных торгах по извещению от ДД.ММ.ГГГГ и обязании заключить договор купли-продажи здания детской библиотеки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1<данные изъяты>

<данные изъяты> обратился в суд с иском к комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным отказа в приеме к рассмотрению заявки на участие в электронных торгах по извещению от ДД.ММ.ГГГГ и обязании заключить договор купли-продажи здания детской библиотеки, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, размещённом по адресу: http://torgi.gov.ru Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям администрации Жарковского района Тверской области, было размещено извещение о продаже здания детской библиотеки со следующими характеристиками: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта <данные изъяты> площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер

Способ продажи — продажа без объявления цены.

Им была подана заявка на участие в торгах. Согласно информации, размещенной на странице извещения №, а также согласно протоколу заседания комиссии по проведению торгов от ДД.ММ.ГГГГ г., его заявка была единственной поданной.

Единогласным решением комиссии его заявка не была принята к рассмотрению по причине «необоснованно низкого предложения о цене приобретаемого муниципального имущества», в результате чего торги признаны несостоявшимися.

Указанное решение комиссии считал незаконным и необоснованным в силу того, что данное основание отказа не предусмотрено законом.

Порядок проведения продажи имущества без объявления цены посредством электронных торгов определён в разделе VI Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г.). Пунктом 112 указанного Положения предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме заявки претендента, среди которых названы:

а) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

б) представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены;

в) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такое основание как «необоснованно низкое предложение о цене» в указанный перечень не включено, что говорит о незаконности действий комиссии.

В силу п. 116 Положения покупателем имущества признаётся:

а) в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества - участник, представивший это предложение;

б) в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества - участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;

в) в случае если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество - участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.

Таким образом, его заявка была необоснованно отклонена комиссией по проведению торгов, что повлекло за собой существенное нарушение его прав и законных интересов в виде отказа в заключении договора купли-продажи.

Просил суд:

1. Признать незаконным отказ в приёме к рассмотрению заявки ФИО1 на участие в электронных торгах по извещению от ДД.ММ.ГГГГ года.

2. Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района в течение 15 рабочих дней подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи здания детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта - , площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, свою позицию по иску выразил суду письменно, указав, что Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает ряд последовательных процедур для продажи муниципального имущества - аукцион, продажа посредством публичного предложения. По информации продавца, аукцион, назначенный на ДД.ММ.ГГГГ, признан несостоявшимся, продажа посредством публичной продажи, назначенная на ДД.ММ.ГГГГ - признана несостоявшейся. Законодатель предусмотрел реализацию муниципального имущества в несколько этапов с целью получения максимальной прибыли от такой реализации. Самое ликвидное имущество реализуется на аукционе по цене, превышающей начальную цену. Следующая процедура предусматривает продажу имущества со снижением начальной цены, но законодатель предусматривает порог отсечения цены, тем самым обеспечивая минимально необходимую прибыль. При этом стоит учитывать, что как и сами действия по продаже имущества, так и его содержания государством заставляет органы власти нести постоянные расходы. Поэтому законом предусмотрено, что неликвидное имущество, на которое не нашлось покупателей, выставляется на продажу без объявления цены, то есть за любую предложенную цену. Стоит учитывать тот факт, что собственник имущества несет бремя содержания своего имущества, риск его гибели, а также отвечает за вред, причиненный его имуществом. Таким образом, можно сделать вывод, что органам власти выгодно продавать неликвидное имущество по любой цене.

Учитывая вышеизложенное, указанное решение комиссии считает незаконным и необоснованным в силу того, что данное основание отказа не предусмотрено законом. Просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки, а также стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Определение суда о рассмотрении дела в отсутствие истца занесено в протокол.

Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области ФИО2 в судебном заседании иск не признала и показала, что продажа без объявления цены здания детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта -, площадь 131 кв.м., с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер проводилась не в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 860 «Об организации и проведении государственного или муниципального имущества в электронной форме», а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены».

При проведении продажи без объявления цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок. Истцом заявка была направлена почтовым отправлением в адрес комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района, то есть Истец знал, что торги проводятся не в электронной форме. ДД.ММ.ГГГГ заявка поступила в Комитет, была рассмотрена на предмет соответствия требованиям установленным законодательством РФ, после чего была зарегистрирована в Журнале регистрации заявок на продажу муниципального имущества и земельных участков за № 1, таким образом, истцу не было отказано в приеме к рассмотрению заявки.

Подведение итогов продажи проводилось комиссией по проведению торгов. В ходе подведения итогов продажи, в соответствии с п. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены комиссией было рассмотрено предложение о цене приобретаемого имущества истца. Предложенная им цена о приобретении муниципального имущества составила <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В ходе обсуждения предложения о цене истца комиссией было принято решение не принимать к рассмотрению предложение о цене приобретаемого муниципального имущества ФИО1 в размере <данные изъяты> руб., как необоснованно низкое. Решение было принято единогласно. Протокол об итогах продажи составлен в соответствии с требованиями законодательства РФ, истцу было направлено уведомление об отказе в рассмотрении поданного им предложения о цене.

Просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Требования к приватизации государственного или муниципального имущества, осуществляемой способом продажи без объявления цены, установлены ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон № 178-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 24 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Данное требование носит императивный характер.

В соответствии с п. 5 ст. 24 Закона № 178-ФЗ подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Пунктом 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549, предусмотрено, что при продаже имущества без объявления цены покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение; при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

Согласно извещению о проведении торгов № , созданному ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области и размещенному на сайте http://torgi.gov.ru (информация о проведении торгов), организация - комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района проводит продажу без объявления цены имущество: здание детской библиотеки со следующими характеристиками: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта -А, площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявку на приобретение имущества без объявления цены (лот № 1): здания детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: Тверская обл., Жарковский район, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта - ., площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер , в которой обязался соблюдать требования, указанные в информационном сообщении об организации продажи имущества без объявления цены, опубликованном в официальном печатном издании, порядок продажи имущества без объявления цены, установленный Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549, которая была принята руководителем КУИ и ЗО ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована под № 1.

Согласно предложению о цене приобретаемого муниципального имущества без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заявил о своем намерении приобрести имущество - здание детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта - площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер , по цене <данные изъяты> руб.

Протоколом заседания комиссии о проведении торгов от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что комиссия решила:

- не принимать к рассмотрению предложение о цене приобретаемого муниципального имущества ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, как необоснованно низкое;

- продажу здания детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта - площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер признать несостоявшейся.

При разрешении настоящего спора суд руководствуется п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым предусмотрено, что при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Таким образом, решение Комиссии об отказе в принятии предложения о цене в связи с тем, что предложение о цене приобретения имущества как необоснованно низкое, является незаконным, поскольку противоречит п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Соответственно, поскольку Комиссия приняла решение о признании торгов несостоявшимися в связи с тем, что истцу было необоснованно отказано в принятии предложения о цене, то указанное решение Комиссии также является незаконным.

Поскольку истцом ФИО1 заявлено исковое требование о признании незаконным отказа в приёме к рассмотрению его заявки на участие в электронных торгах по извещению от ДД.ММ.ГГГГ года, проводимых в соответствии с Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г.)., а фактически решением Комиссии не принято к рассмотрению предложение о цене приобретаемого муниципального имущества в процессе продажи имущества без объявления цены в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», то суд находит данное требование ошибочным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Однако, несмотря на то, что решение Комиссии об отказе в принятии предложения о цене и признании торгов несостоявшимися, является незаконным, требование истца об обязании ответчика заключить договор купли-продажи на здание детской библиотеки удовлетворению не подлежит в силу следующего.

Продажа государственного или муниципального имущества возможна только способами, предусмотренными федеральным законом.

Положениями ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» такие способы приватизации муниципального имущества определены. Одним из них является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (п. 8 ч. 1 ст. 13). Приватизация государственного имущества способом продажи без объявления цены, подпадает под категорию торгов.

Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Однако, в данном случае торги фактически проведены не были, а у суда не имеется полномочий обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи муниципального имущества, заключение которого возможно только по результатам состоявшихся торгов.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика заключить договор купли-продажи на спорное недвижимое имущество, у суда также не имеется.

Анализируя в совокупности доводы сторон и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования ФИО1 необоснованны, доказательствами не подтверждены и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным отказа в приёме к рассмотрению его заявки на участие в электронных торгах по извещению от ДД.ММ.ГГГГ и обязании заключить договор купли-продажи здания детской библиотеки: нежилое, одноэтажное, адрес объекта: <адрес>, пгт Жарковский, <адрес>, кадастровый номер объекта - /А., площадь 131 кв.м. с земельным участком площадью 867 кв.м., кадастровый номер , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.П. Коршаков

1версия для печатиДело № 2-26/2015 ~ М-16/2015 (Решение)