Дело № 2-26/2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» марта 2016 года с. Лесное
Лесной районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойко В.В.,
с участием:
помощника прокурора Лесного района Тверской области Кудрявцевой Н.В.,
представителя ответчика ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» ФИО1,
представителя третьего лица отделения надзорной деятельности по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам ФИО2,
при секретаре судебного заседания Березиной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда, гражданское дело по иску прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности.
Мотивирует свои требования тем, что 27.01.2016 г. прокуратурой района совместно с начальником отделения ОНД по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района», расположенного по адресу: <...>, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в следующем. Проверкой установлено, что у дежурного персонала ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных газов. Пункт 9 предусматривает, что на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.При этом, п. 4 ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара, применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;применение первичных средств пожаротушения. В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. В нарушение данного пункта Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 при проведении проверки акты проверок работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации отсутствовали. Планы эвакуации расположенные в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» не соответствуют ГОСТР Р 12.2.143-2009. Согласно п. 3.11. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст) план эвакуации – это план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. Пункт 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 устанавливает, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов. Согласно п. 2 Приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. В таблице № 1 пункта 4.1. вышеуказанного Приказа приведены способы оповещения, в том числе для первого типа СОУЭ обязательный звуковой способ оповещения (сирена, тонированный сигнал и др.). Статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает, чтооповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию. В нарушение вышеуказанных норм в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствует. Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. В нарушение данных норм законодательства при проведении проверки акты проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» представлены не были. В ходе проведения проверки установлено, что в здании ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» имеются огнетушители, однако в нарушение п. 475 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» отсутствуют паспорта огнетушителей. Пункт 480 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» устанавливает, что огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5метра. Данные требования законодательства в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» не исполнены. В соответствии с п. 35 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Данные требования законодательства не выполнены на эвакуационном выходе первого этажа здания ГБУЗ «ЦРБ Лесного района». В соответствии с п. 1 ППРнастоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Просит суд обязать ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ГБУЗ «ЦРБ Лесного района», расположенном по адресу: <...>, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, а именно: обеспечить наличие у дежурного персонала ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; организовать не реже 1раза в квартал проведение проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации с оформлением соответствующих актов проверки; обеспечить наличие планов эвакуации соответствующих требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст);обеспечить наличие и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; организовать проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить наличие соответствующих паспортов на огнетушители; расположить огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5метра; обеспечить возможность свободного открывания эвакуационных выходов изнутри без ключа.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лесного района Тверской области Кудрявцева Н.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объёме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» ФИО1 исковые требования признал добровольно, в полном объёме и был согласен на вынесение судом решения по удовлетворению исковых требований, о чём представил суду письменное заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица отделения надзорной деятельности по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам ФИО2, просил суд исковые требования прокурора удовлетворить в полном объёме.
В судебное заседание представители третьих лиц Министерства здравоохранения Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, не явились, не сообщив о причинах своей не явки, возражений не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Указанную обязанность представители третьих лиц не выполнили, не известили суд о причинах своей неявки, доказательства, подтверждающие уважительность причин не представили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Прокуратурой Лесного района Тверской области совместно с начальником отделения ОНД по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам 27.01.2016 г. проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района», расп. по адресу: <...>, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
Согласно п. 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390, на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
При этом, п. 4 ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара, применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;применение первичных средств пожаротушения.
В нарушение вышеуказанных норм у дежурного персонала ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных газов.
В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Вопреки выше указанного пункта Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 при проведении проверки акты проверок работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации отсутствовали.
Планы эвакуации расположенные в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» не соответствуют ГОСТР Р 12.2.143-2009.Согласно п. 3.11. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст) план эвакуации – это план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.Пункт 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 устанавливает, что планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.Согласно п. 2 Приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)"система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.В таблице № 1 пункта 4.1. вышеуказанного Приказа приведены способы оповещения, в том числе для первого типа СОУЭ обязательный звуковой способ оповещения (сирена, тонированный сигнал и др.).Статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.В нарушение вышеуказанных норм законодательства в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствует.
Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В нарушение данных норм законодательства при проведении проверки акты проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» отсутствовали.
В ходе проведения проверки установлено, что в здании ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» имеются огнетушители, однако в нарушение п. 475 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» отсутствуют паспорта огнетушителей.
Кроме того пункт 480 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» устанавливает, что огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5метра.
Данные требования законодательства в ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» не исполнены.
В соответствии с п. 35 Правил противопожарного режима РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Вышеуказанные требования законодательства не выполнены на эвакуационном выходе первого этажа здания ГБУЗ «ЦРБ Лесного района».
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» ФИО1 признал иск добровольно, в полном объёме и не возражал против вынесения судом решения об удовлетворении исковых требований прокурора Лесного района Тверской области в полном объёме.
В соответствии со ст. 39, ч. 3 ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором Лесного района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности необходимо удовлетворить.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, суд исходя из конкретных обстоятельств дела, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Центральная районная больница Лесного района»-удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Центральная районная больница Лесного района» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Центральная районная больница Лесного района», расположенном по адресу: <...>, в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:
- обеспечить наличие у дежурного персонал ГБУЗ «ЦРБ Лесного района» средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения;
- организовать не реже 1раза в квартал проведение проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации с оформлением соответствующих актов проверки;
- обеспечить наличие планов эвакуации соответствующих требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст);
- обеспечить наличие и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- организовать проведение проверок работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
- обеспечить наличие соответствующих паспортов на огнетушители;
- расположить огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5метра;
- обеспечить возможность свободного открывания эвакуационных выходов изнутри без ключа.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лесной районный суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Бойко
Мотивированное решение составлено 25 марта 2016 года.
Дело № 2-26/2016 год