ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/18 от 19.02.2018 Слюдянского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Слюдянка

19 февраля 2018 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яматиной Е. Н., при секретаре Иевлевой Т.О.,

с участием ст. помощника прокурора Слюдянского района Борнякова О.Н., действующая по поручению Иркутского транспортного прокурора,

представителя ответчика администрации Слюдянского городского поселения ФИО1, действующего по доверенности,

представителя третьего лица ОАО «РЖД» Людвига В.И., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26/2018 по исковому заявлению Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах муниципального образования, к администрации Слюдянского городского поселения о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом, обязании принять объекты на учет бесхозяйных недвижимых вещей,

у с т а н о в и л :

В обоснование заявленных требований Иркутский транспортный прокурор указал, что Иркутской транспортной прокуратурой в июне 2017 года проведена проверка о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка с кадастровым № ***, по адресу: "АДРЕС", размещены нежилые здания -лодочные гаражи, которые являются бесхозяйными вещами.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", площадью 6942,00 кв.м., относится к категории земель - земли поселений, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии с информацией Службы архитектуры Иркутской области от "ДАТА"№ *** в соответствии с генеральным планом Слюдянского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Слюдянского муниципального образования от "ДАТА"№ ***, указанный земельный участок расположен в границах Слюдянского муниципального образования, в границах населенного пункта г. Слюдянка и попадает в две зоны рекреационного назначения: в зону, предназначенную для отдыха и туризма и зону естественного ландшафта.

При этом, земельный участок с кадастровым № *** предоставлен ОАО «РЖД» в лице Восточно-Сибирской железной дороги на праве аренды, о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись.

Согласно сведениям начальника Слюдянской дистанции пути -структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» от "ДАТА" балансодержателем земельного участка с кадастровым № *** является Слюдянская дистанция пути.

В ходе проведения выездной проверки полосы отвода ВСЖД, в том числе земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", установлено, что в границах указанного земельного участка расположены нежилые здания - лодочные гаражи, приблизительной площадью 158 кв.м., которые занимают часть земельного участка, порядка 1035 кв.м. При установлении расположения нежилых зданий в ходе проверки использован GPS навигатор, при помощи которого установлены 2 точки расположения нежилых зданий "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", расположенные вблизи "АДРЕС". В ходе проведения выездной проверки владельцев, пользователей гаражей не установлено. По данному факту помощником прокурора Зенковой А.Г. и главным инженером Слюдянской дистанции пути, являющегося представителем балансодержателя земельного участка, ФИО2, "ДАТА" составлен акт проверки (осмотра).

Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что "ДАТА" в адрес начальника ВСЖД ФИО3 поступила заявка А. о предоставлении в субаренду части земельного участка полосы отвода ВСЖД по адресу: "АДРЕС" для эксплуатации лодочных гаражей. К заявке А. не приложены свидетельства о регистрации его права либо иных документов, свидетельствующих о его праве владения и (или) пользования, на указанные нежилые здания - лодочные гаражи, расположенные в полосе отвода ВСЖД, по причине отсутствия законных прав на указанные нежилые объекты. Между тем, к заявке А. приложен ситуационный план земельного участка.

Согласно заключению государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель ФИО4 от "ДАТА" объекты – 2 гаража, площадью 77 кв.м. и 81 кв.м., располагаются в пределах границ земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС".

Согласно письму МТУ Росимущества по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от "ДАТА"№ *** в реестре федерального имущества объект недвижимого имущества - нежилое здание (лодочный гараж), расположенный по адресу: "АДРЕС", не значится.

По информации администрации Слюдянского городского поселения от "ДАТА"№ *** право собственности Слюдянского муниципального образования на указанное нежилое здание также не зарегистрировано.

В реестре муниципального имущества муниципального образования Слюдянский район указанное нежилое здание также не значится, что подтверждается письмом председателя КУМИ администрации муниципального района ФИО5 от "ДАТА"№ ***.

В соответствии с уведомлениями Росреестра по Иркутской области от "ДАТА", "ДАТА", "ДАТА" сведения о правопритязании, заявленных в судебном порядке требованиях, арестах на указанный объект в ЕГРН отсутствуют.

Таким образом, данные нежилые здания в настоящее время не имеют собственника, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйный объект недвижимости, не поставлены, заявления о постановке на такой учет администрацией Слюдянского городского поселения не направлялись. Бездействие администрации Слюдянского городского поселения, уполномоченного в силу закона обращаться в федеральный орган исполнительной власти, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, нарушает имущественные права муниципального образования, что согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору обратиться с настоящим исковым заявлением, в интересах муниципального образования.

В связи с чем, с учетом уточнений, Иркутский транспортный прокурор просит признать объект недвижимого имущества - лодочный гараж, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", бесхозяйным;

признать объект недвижимого имущества - лодочный гараж, площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ",бесхозяйным;

обязать администрацию Слюдянского городского поселения в соответствии с требованиями п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от "ДАТА"№ ***, обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принять на учет бесхозяйных недвижимых объектов – лодочный гараж, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ",

и лодочный гараж, площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора "АДРЕС"Борнякова О.Н., действующая по поручению, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Слюдянского городского поселения –ФИО1. действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласился. Указал, что согласно принципу единства земельного участка, предоставленного в аренду ОАО «РЖД», и находящихся на нем спорных объектов недвижимости, лодочные гаражи являются собственностью РФ. Вместе с тем не отрицал, что спорные лодочные гаражи являются объектами капитального строительства, являются объектами недвижимости и расположены в границах Слюдянского городского поселения.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» ФИО6. действующий по доверенности, с исковыми требованиями прокурора согласился. Указал, что спорные лодочные гаражи в состав объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении за ФГУП МПС РФ «Восточно –Сибирская железная дорога» не входили, в уставный капитал ОАО «РЖД» не передавались. В перечне объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность не значатся, на балансе структурных подразделений ОАО «РЖД» не числятся. В связи с чем, считал требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, надлежаще о времени и месте судебного заседания извещено, не явились. Представитель по доверенности ФИО7 направила письменный отзыв, в котором указала, что в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальный орган, значится земельный участок с кадастровым № ***, находящийся в собственности РФ, предоставленный на праве аренды ОАО «РЖД».

Спорные лодочные гаражи, расположенные по адресу: "АДРЕС", в реестре федерального имущества не значатся.

В связи с чем, считала требования прокурора законными и обоснованными. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя Управления.

Третье лицо А. надлежаще о времени и месте судебного заседания извещен, не явился. Направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С исковыми требованиями прокурора согласен.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, изучив позицию иных третьих лиц, проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление, в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций по устранению выявленных в ходе таких осмотров нарушений относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее Порядок).

Согласно п. 1 указанного Порядка в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В пункте 2 Порядка указано, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (п. 3 Порядка).

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав (п. 8 Порядка).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 9 Порядка).

Судом из материалов дела установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что на территории земельного участка с кадастровым № ***, расположенного по адресу: "АДРЕС", предназначенного для использования полосы отвода ВСЖД- филиала ОАО, размещены нежилые здания -лодочные гаражи, площадью 77 кв. м. и 81 кв.м., которые являются бесхозяйными вещами.

Из сообщения ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» следует, что в ходе обследования объектов - двух лодочных гаражей, расположенных по адресу: "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, установлено, что объект является объектом недвижимого имущества –сооружением. Оба объекта недвижимости имеют единое значение, единый вид разрешенного использования.

Согласно системе координат МСК -38 лодочный гараж, площадью 77 кв.м., имеет координаты: "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ";

лодочный гараж, площадью 81 кв.м.: "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от "ДАТА".

Согласно выписке из ЕГРН от "ДАТА" и свидетельству о государственной регистрации права от "ДАТА" земельный участок с кадастровым № ***, расположенный по адресу: "АДРЕС", площадью 6942,00 кв.м., относится к категории земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии с информацией Службы архитектуры Иркутской области от "ДАТА"№ *** в соответствии с генеральным планом Слюдянского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Слюдянского муниципального образования от "ДАТА"№ ***, земельный участок с кадастровым № ***, расположен в границах Слюдянского муниципального образования, в границах населенного пункта г. Слюдянка и попадает в две зоны рекреационного назначения: в зону, предназначенную для отдыха и туризма и зону естественного ландшафта. Вместе с тем, подготовлен проект внесения изменений в генеральный план Слюдянского муниципального образования.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 пояснил, что изменения в генеральный план не вносились.

Указанный земельный участок с кадастровым № *** предоставлен по договору аренды № *** от "ДАТА" ОАО «РЖД», о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись.

Согласно сведениям начальника Слюдянской дистанции пути -структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» от "ДАТА" балансодержателем земельного участка с кадастровым № *** является Слюдянская дистанция пути.

Согласно заключению государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель ФИО4 от "ДАТА" в пределах границ земельного участка с кадастровым № ***, располагаются объекты недвижимости – 2 гаража, площадью 77 кв.м. и 81 кв.м., расположенные по адресу: "АДРЕС".

В ходе камеральных Управлением Росреестра по Иркутской области координаты зданий (гаражей)- "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", расположенные вблизи "АДРЕС". Установлено, что вышеуказанные точки расположены в границах земельного участка с кадастровым № ***.

Согласно акту обследования земельного участка от "ДАТА" по адресу: "АДРЕС", администрацией Слюдянского городского поселения с участием заведующего отделом правового обеспечения администрации Слюдянского городского поселения ФИО1, ведущего специалиста отдела архитектуры, капитального строительства и земельных отношений ФИО8 проведено визуальное обследование данного земельного участка. В ходе обследования установлено, что на данном земельном участке расположены два отдельно стоящих гаража, являющихся недвижимым имуществом. По видимым признакам длительное время никем не используются.

По информации администрации Слюдянского городского поселения от "ДАТА" право собственности Слюдянского городского поселения на указанные гаражи не зарегистрировано.

В реестре муниципального имущества муниципального образования Слюдянский район указанные нежилые здания (лодочные гаражи) также не значатся, что подтверждается письмом председателя КУМИ администрации муниципального района ФИО5 от "ДАТА"№ ***.

Согласно письму МТУ Росимущества по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от "ДАТА"№ *** в реестре федерального имущества объект недвижимого имущества - нежилые здания (лодочные гаражи), расположенные по адресу: "АДРЕС", не значатся.

Из сообщения Службы управления имуществом филиала ОАО «РЖД»- ВСЖД от "ДАТА" лодочные гаражи в состав объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении за ФГУП МПС РФ «Восточно –Сибирская железная дорога» не входили, в уставный капитал ОАО «РЖД» не передавались. В перечне объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность не значатся, на балансе структурных подразделений ОАО «РЖД» не числятся.

Согласно предоставленным из Министерства имущественных отношений Иркутской области сведениям от "ДАТА", лодочный гараж, расположенный по адресу: "АДРЕС" в границах земельного участка с кадастровым № ***, в Реестре государственной собственности Иркутской области не учтен.

Из информации администрации муниципального образования Слюдянский район от "ДАТА" разрешения на строительство двух лодочных гаражей, расположенных в границах земельного участка с кадастровым № *** в период с 2003 по "ДАТА" не выдавалось.

Из представленных материалов следует, что А. подана заявка о предоставлении в субаренду части земельного участка полосы отвода ВСЖД по адресу: "АДРЕС", для эксплуатации лодочных гаражей.

Согласно выписке из ЕГРН на земельном участке с кадастровым № ***, нежилые здания, зарегистрированные в ЕГРН, отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что право собственности на спорные объекты в ЕГРН ни за кем не зарегистрировано, правомочия собственника никем не осуществляются, правопритязания на указанное имущество отсутствуют.

Поскольку судом достоверно установлено наличие двух бесхозяйных лодочных гаражей, являющихся объектами недвижимости, данные гаражи расположены в административных границах Слюдянского муниципального образования, а обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления, который в силу закона является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

При этом суд признает довод представителя ответчика о том, что правообладателем земельного участка, на котором находятся спорные объекты, Российская Федерация, предоставившая земельный участок в аренду ОАО «РЖД» для обслуживания железной дороги, обязана принять в собственность спорные объекты, несостоятельным, так как в перечне федеральной собственности спорные объекты отсутствуют.

При принятии на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного органом государственной регистрации прав осуществляются действия, аналогичные тем, которые осуществляются при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе вносятся записи в ЕГРН, при этом Порядок не содержит исключений из общего правила о необходимости осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости для целей постановки его на учет в качестве бесхозяйного. Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет подтверждает существование объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости является необходимой и для его принятия на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения – 1 месяц со дня вступления в решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Исковое заявление Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах муниципального образования, к администрации Слюдянского городского поселения о признании объекта недвижимости бесхозяйным имуществом, обязании принять объекты на учет бесхозяйных недвижимых вещей, удовлетворить.

Признать объект недвижимого имущества - лодочный гараж, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", бесхозяйным.

Признать объект недвижимого имущества - лодочный гараж, площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ",бесхозяйным.

Обязать администрацию Слюдянского городского поселения в соответствии с требованиями п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принять на учет бесхозяйных недвижимых объектов - лодочный гараж, площадью 77 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/ У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ",

и лодочный гараж, площадью 81 кв.м., расположенный по адресу: "АДРЕС", вблизи "АДРЕС", в границах земельного участка с кадастровым № ***, имеющий точку координат "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", определенной GPS навигатором, в границах точек координат по системе координат МСК-38 (Х(м)/У(м)): "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 26 февраля 2018 года.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.

Судья: