ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/19 от 27.03.2019 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2019-000026-38

Дело № 2-26/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 марта 2019 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Оленникова А.А.,

ответчика Чоп В.В.,

при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26/2019 по иску прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Чоп ФИО11 об аннулировании отметки в охотничьем билете,

Установил:

01.02.2019г. прокурор Эвенкийского района Красноярского края обратился в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Чоп ФИО12 об аннулировании отметки в охотничьем билете, мотивируя исковые требования следующим.

Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего охрану, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, при осуществлении полномочий по государственному контролю и надзору в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что 26.07.2011 года Чоп ФИО13 государственным инспектором Эвенкийского территориального отдела, службы по охране и контролю использования объектов животного мира и среды обитания Красноярского края ФИО14 выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором проставлена отметка «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» (далее - отметка).

Проставление таких отметок предусмотрено п. 11 приказа Минприроды Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» для категорий охотников, указанных в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).

Статьей 12 названного Закона № 209-ФЗ установлены различные виды охоты, в том числе, любительская и спортивная охота (п. 2 ст. 12), охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (п. 7 ст. 12).

Согласно п. 11 ст.1 и ст. 14 Закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота – это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

Из смысла ст. 19 Закона № 209-ФЗ следует, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В соответствии с Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, к традиционной хозяйственной деятельности относятся: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), переработка продукции животноводства, собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак), разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства, бортничество, пчеловодство, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции, земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений, заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений), добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Указанный перечень является исчерпывающим. В качестве традиционного вида деятельности в перечне любительская и спортивная охота не предусмотрена.

Согласно записей в трудовой книжке, Чоп В.В. он осуществлял следующую трудовую деятельность:

– с 04.04.2011 по 27.04.2012 трудовая деятельность в должности <данные изъяты> ЭМР Красноярского края;

- в период с апреля 2013 года по день обращения прокурора в суд - трудовую деятельность <данные изъяты>.

Таким образом, Чоп В.В. занимается охотой не в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, а любительской и спортивной охотой в целях личного потребления, охота для него не является единственной основой существования, следовательно, он не имеет право осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений). Поэтому, по мнению процессуального истца, соответствующая отметка в охотничьем билете Чоп В.В. подлежит аннулированию.

В связи с указанными выше доводами, прокурор Эвенкийского района просил суд: обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном Чоп ФИО15, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании 20.03.2019 г. помощник прокурора Эвенкийского района Оленников А.А., воспользовавшись положением, предусмотренным ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования, в части, касающейся ответчика Чоп В.В., и просил суд: признать Чоп В.В. утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений. Требование об обязании Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку в охотничьем билете Чоп В.В. оставил прежним.

Таким образом, помощник прокурора Оленников А.А. просил суд: удовлетворить исковые требования прокурора Эвенкийского района, с учетом внесенного в судебном заседании от 20.03.2019г. изменения в полном объеме.

Ответчик Чоп В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в полном объеме.

Суду Чоп В.В. сообщил, что в охотничьем билете серии <данные изъяты> ему законно была проставлена отметка «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», так как он на момент проставления отметки не осуществлял трудовую деятельность.

Для проставления указанной отметки Чоп В.В. было подано заявление в МСУ с. Ванавара, где было вынесено решение: проставить ему данную отметку. С данным решением он обратился в Службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, где ему должностным лицом на законных основаниях была проставлена эта отметка.

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направило, но заместителем министра ФИО1, действующим на основании Распоряжения Губернатора Красноярского края от 17.01.2019 № 12-рг., представлен в суд отзыв на иск от 01.03.2019 г. № 77-02551, из которого следует, что Министерство, не имеет возможности снять указанную отметку самостоятельно, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства.

В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Учитывая указанные выше нормы международного и гражданского процессуального права, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, при имеющийся явке и на основании представленных в материалы дела доказательств.

Выслушав в судебном заседании доводы помощника прокурора Эвенкийского района Оленникова А.А., ответчика Чоп В.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Эвенкийского района обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с защитой интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 года № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ), охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) одним из видов охоты является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

В силу статьи 19 Закона об охоте охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 (далее – Порядок), при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

Вышеуказанная отметка в охотничьем билете проставляется лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, осуществляющим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.

Исходя из вышеизложенного, следует, что отметка в охотничьем билете не может быть проставлена только лишь на основании документов, подтверждающих принадлежность лица к коренным малочисленным народам Севера (далее – КМНС), а также подтверждающих длительное постоянное время проживания лица в с. Ванавара Эвенкийского района Красноярского края, то есть на территории, которая относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

Лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, но проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, вышеуказанная отметка в охотничьем билете может быть проставлена лишь в случае, если ведение охоты является для них основой существования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КНМС, указанные перечни являются исчерпывающими и могут быть изменены только путем внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт или путем издания нового нормативно-правового акта.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет серию и номер, выдается органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона № 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца (далее - охотничий билет) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом Минприроды от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета».

Согласно п. 12 Порядка записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.

Таким уполномоченным органом на территории Красноярского края является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 18.08.2017 № 206-уг «О внесении изменения в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края» в структуру органов исполнительной власти Красноярского края включено министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Постановлением Правительства от 27.11.2017 № 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края. Согласно пп. 9 п.3.8 Положения в компетенцию министерства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов, входит выдача и аннулирования охотничьих билетов, регистрации охотничьих билетов в государственном охотхозяйственном реестре.

Как следует из обстоятельств дела, Чоп В.В. 26.07.2011г. службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края выдан охотничий билет серии <данные изъяты>, в котором на странице 3 имеется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов необходимом для удовлетворения личного потребления». Отметка проставлена уполномоченным должностным лицом ФИО16 (л.д.5-6).

Из объяснения Чоп В.В. от 22.01.2019г. на (л.д. 12-13), следует, что он решением органа местного самоуправления, какого именно не помнит, был включен в список лиц, которые могут получить штамп в охотничьем билете. В связи с чем, указанное решение было подано в госинспекцию, после чего ему был проставлен штамп госинспектором ФИО17 Штамп ему проставили в августе 2012 года.

Начиная с 2011 года, он ежегодно охотится в общедоступных угодьях, ежегодно примерно добывает животных, в том числе лося, уток, оленя, глухаря. С 2011 года за все время он добыл <данные изъяты> в год, в разные года количество добытых животных варьировалось, точное количество добытых животных сказать не может, потому что не помнит. Дополнительно приобретает лицензии на добычу животных, в охотничьем сезоне 2018-2019 года приобрел лицензии на добычу уток <данные изъяты>. Лицензию обычно не реализует в полном объеме, возвращает обратно.

Копией трудовой книжки Чоп В.В. подтверждается (л.д. 8-11):

-запись 13 от 04.04.2011 принят на должность <данные изъяты> ЭМР Красноярского края (Приказ № 118 от 04.04.2011).

- запись 14 от 27.04.2012 уволен на основании п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию (Приказ № 34-к от 16.04.2012).

- запись 15 от 26.04.2013 принят на должность <данные изъяты>Приказ № 204-4/с от 29.04.2013).

Таким образом, вышеуказанными доказательствами подтверждается, что для Чоп В.В. охота не является единственным источником существования, следовательно, на протяжении длительного периода времени Чоп В.В. имел право на проставление отметки в охотничьем билете предусмотренный п.11 Порядка, незаконно.

Поэтому, суд приходит к выводу о том, что указанная отметка, позволяющая осуществлять охоту свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления, проставлена в охотничьем билете серии <данные изъяты> выданном Чоп В.В. 26.07.2011г. незаконно, в связи с чем, иск прокуратуры Эвенкийского района подлежит удовлетворению, следует признать Чоп В.В. утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений, а так же обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления" в охотничьем билете серии <данные изъяты> выданном 26.07.2011 года Чоп ФИО18, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Прокурором заявлен иск неимущественного характера, который удовлетворен судом в полном объеме.

Следовательно, государственная пошлина в доход местного бюджета по правилам абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ должна быть взыскана с ответчика Чоп В.В. в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Чоп ФИО19 об аннулировании отметки в охотничьем билете – удовлетворить.

Признать Чоп ФИО20 утратившим право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления без каких-либо разрешений.

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку "охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления" в охотничьем билете серии <данные изъяты>, выданном 26.07.2011 года Чоп ФИО21, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Чоп ФИО22 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 15.04.2019 г.