Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2020 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,
при помощнике судьи Фёдоровой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области Ярославцевой А.В., действующей на основании поручения прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области от 27.11.2019,
представителей ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.11.2019 № 52, ФИО2, действующего на основании доверенности от 27.11.2019 № 53,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26/2020 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным с момента заключения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования с иском к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным, снятии с регистрационного учета по месту жительства. В обоснование требований указал, что при заключении с Озорниным А.В. договора социального найма от 01.10.2016 № 26/7 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего муниципальному образованию Иркутской области «Казачинско-Ленский район», Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области нарушены требования жилищного законодательства. Озорнин А.В. малоимущим не признавался, на учет в качестве нуждающегося в жилье не поставлен. Распоряжение о заключении с Озорниным А.В. договора социального найма Главой поселения не издавалось, договор социального найма не содержит информации о номере, дате соответствующего распоряжения. Заключение договора социального найма нарушает права Кунерминского муниципального образования, неопределенного круга лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих на территории Кунерминского городского поселения. Оно также может повлечь незаконное расходование бюджетных средств Кунерминского муниципального образования в рамках реализации муниципальной программы переселения граждан. В этой связи договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7, заключенный Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Озорниным А.В., подлежит признанию недействительным со снятием последнего с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
09.12.2019 прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования, уточнив исковые требования, просил признать договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7, заключенный между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Озорниным А.В. в отношении квартиры № по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения. В обоснование указал, что Администрацией поселения указанный договор социального найма жилого помещения заключен с нарушением требований жилищного законодательства, поскольку решения о постановке Озорнина А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не принимались. Оснований для перезаключения договора социального найма, о чем имеется распоряжение Главы поселения от 01.10.2016 № 8 «О перезаключении договоров социального найма с гражданами, проживающими на территории Кунерминского городского поселения», у Администрации не имелось ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, принимая во внимание, что Администрацией, помимо оспариваемого договора, иные договоры социального найма, заключенные с Озорниным А.В., не представлены. Прокурору о незаконном заключении договора социального найма стало известно 05.03.2019 во время проведения проверки деятельности Администрации. В этой связи срок для обращения в суд с иском не пропущен. Передача жилого помещения по договору социального найма Озорнину А.В. нарушает права Кунерминского городского поселения, поскольку может повлечь отчуждение муниципального имущества, незаконное расходование бюджетных средств в рамках реализации на территории Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области программы по переселению граждан. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2009 года по причине списания дома № в <адрес> в связи со 100% износа, исключения его из муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в 2013 году. Таким образом, договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7 следует признать недействительным с момента заключения (подписания сторонами).
28.02.2020 прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области изменено основание иска.
В обоснование необходимости признания в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» договора социального найма от 01.10.2016 № 26/7, заключенного между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Озорниным А.В. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения прокурор указал, что на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 22.11.2017 № 4 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района (ссудодатель) передал Кунерминскому муниципальному образованию (ссудополучатель) в безвозмездное пользование, в том числе многоквартирный дом №, расположенный по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный дом является собственностью муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Пунктом 2.3.10 договора от 22.11.2017 № 4 (также договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.06.2006 № 41) предусмотрено, что ссудополучатель обязуется не сдавать объект недвижимости, как в целом, так и частично в аренду или пользование без письменного разрешения ссудодателя. Вместе с тем, договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7 Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области заключен с Озорниным А.В. без получения письменного разрешения КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района, то есть не управомоченным на это лицом. Заключением договора социального найма нарушены права муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», неопределенного круга лиц, принимая во внимание, что на территории района отсутствует маневренный жилой фонд. В этой связи договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит признанию недействительным с момента заключения.
Поскольку в представленном суду заявлении от 18.03.2020 прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области требование о признании договора социального найма от 01.10.2016 № 26/7, заключенного между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Озорниным А.В. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поддержано по уточненному 28.02.2020 основанию, гражданское дело подлежит разрешению по существу с учетом данной позиции процессуального истца.
Определением суда от 15.01.2019 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, Кунерминского муниципального образования в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Определением о дополнительной подготовке дела к судебному разбирательству от 28.02.2020 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Администрация Казачинско-Ленского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Ярославцева А.В., действующая на основании поручения, требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным с момента заключения поддержала с учетом его уточнения 28.02.2020. Просила признать договор социального найма от 01.10.2016 № 26/7, заключенный Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Озорниным А.В. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным, поскольку он заключен без письменного разрешения собственника имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Данная сделка противоречит закону, как следствие, является ничтожной.
Представители ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным с момента заключения полагали необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
По мнению стороны ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район» не является собственником жилищного фонда, расположенного на территории поселения. Данный фонд не относится к маневренному фонду. В этой связи прокурор не вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район». Кроме того, предмет спора отсутствует. Администрация поселения имела право заключить договор социального найма жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда в пределах поселения. Прокурором пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о признании договора социального найма жилого помещения недействительным.
По состоянию на 22.11.2017, когда заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4, жилищный фонд поселения был признан аварийным. Имущество использовалось Администрацией поселения по прямому назначению в соответствии с уставной деятельностью.
Ответчик Озорнин А.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца (как уточнено прокурором в ходе судебного разбирательства) Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Разрешение требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области представитель третьего лица оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В представленном суду отзыве на исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области указал на следующее. В 2019 году Кунерминское муниципальное образование признано участником государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 – 2024 годы. В Программу включена подпрограмма «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2019 - 2024 годы. Министерством как ответственным исполнителем Программы с Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета от 29.04.2019 № 25614153-1-2019-001. По результатам исполнения Соглашения Администрацией в Министерство представлена отчетность, из которой следует, что за счет средств Субсидий осуществлено переселение Озорнина А.В. из аварийного жилого помещения, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали по адресу: <адрес>, занимаемого им на основании договора социального найма.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Разрешение требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области мэр Казачинско-Ленского муниципального района ФИО3 оставил на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.01.2006 на момент возникновения спорных правоотношений) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 2 статьи 212 указанного Кодекса имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселения, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2 указанной нормы закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ (в редакции от 02.02.2006) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 1 статьи 690 ГК РФ предусмотрено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 06.07.2016) по договору социального найма жилого помещения одна стороны – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании договора № 41 безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.06.2006 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» передал, муниципальное образование Кунерминское городское поселение приняло в безвозмездное пользование для использования в соответствии с уставной деятельностью муниципальное имущество Кунерминского поселения согласно Перечню (пункт 1.1).
Имущество, расположенное на территории Поселения по адресу: <адрес>, внесено в Перечень передаваемого имущества поселению, утвержденный решением Думы района от 27.12.2005 № 159.
Срок действия Договора устанавливается с 01.06.2006 по 31.12.2006 (пункт 1.3 Договора).
Договор считается пролонгированным на один год, если за месяц до окончания его действия ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении (пункт 7.3 Договора).
По условиям Договора от 01.06.2006 № 41 Ссудополучатель обязался использовать имущество исключительно по прямому назначению, указанному в п. 1.1 настоящего Договора, в соответствии с российским законодательством (пункт 2.3.1); не сдавать Объект недвижимости, как в целом, так и частично в аренду или пользование без письменного разрешения Ссудодателя (пункт 2.3.10).
В Перечень передаваемого муниципального имущества включен 2-хэтажный 8-миквартирный брусовой жилой дом № по <адрес> (приложение № 1 к Договору).
Прием-передача муниципального имущества по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.06.2006 № 41 осуществлены 01.06.2006, о чем имеется акт (приложение № 2 к Договору).
Решением районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 27.12.2005 № 159 утвержден Перечень муниципального имущества МО «Казачинско-Ленский район», подлежащего передаче в собственность поселений Казачинско-Ленского района.
В Перечень по п. Кунерма включен жилой фонд общей площадью 4291,9 кв. м (за исключением служебных квартир администрации).
Решением Думы Кунерминского городского поселения Иркутской области от 30.12.2005 № 33 утвержден перечень муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», подлежащего передаче в собственность Кунерминского городского поселения.
В перечень включен жилой фонд общей площадью 4291,9 кв. м (за исключением служебных квартир администрации).
Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.05.2012 муниципальное образование Кунерминское городское поселение передало в безвозмездное временное пользование Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Кунерма» муниципальное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе 2-хэтажный 8-миквартирный брусовой жилой дом № по <адрес>.Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что безвозмездное пользование муниципальным имуществом осуществляется в течение трех лет с момента его принятия Ссудополучателем.
Как усматривается из акта к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.05.2012, муниципальное имущество принято Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Кунерма» от муниципального образования Кунерминское городское поселение 21.05.2012.
Как усматривается из договора № 4 безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 22.11.2017, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района передал, Кунерминское муниципальное образование (городское поселение) приняло в безвозмездное пользование муниципальное имущество, в том числе жилой 8-квартирный жилой дом по адресу: <адрес> для использования в соответствии с уставной деятельностью Кунерминского муниципального образования (городского поселения).
Срок действия договора устанавливается с 22.11.2017 на период до принятия нормативного акта Иркутской области о разграничении имущества.
Решением районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 утвержден Перечень объектов жилья Федерального Государственного унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации, подлежащих передаче в муниципальную собственность МО «Казачинско-Ленский район».
В указанный Перечень включен 8-миквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
По информации председателя КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО4 от 27.02.2020 жилые дома, в том числе дом №, расположенные в <адрес>, включены в реестр муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района с 2004 года на основании акта приема-передачи в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области жилых домов и коммунально-бытовых объектов от 28.06.2004, акта технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Письменных разрешений на заключение договоров социального найма между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и гражданами Комитет не представлял.
Согласно акту окончательного приема–передачи в муниципальную собственность Казачинско-Ленского района Иркутской области жилых домов и коммунально-бытовых объектов от 28.06.2004 Северобайкальская дистанция гражданских сооружений и водоснабжения ФГУП «ВСЖД» передала с баланса, Комитет по управлению муниципальным имуществом Казачинско-Ленского района Иркутской области принял на баланс жилой фонд в количестве 7 домов пос. Кунерма, общая площадь 4613,2 кв. м.
Как усматривается из акта технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства, подписанного передающей и принимающей сторонами, передаче, в том числе подлежит объект по адресу: <адрес>, 1982 год постройки.
Как следует из выписки из Реестра муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 21.11.2019, 8-миквартирный жилой дом № с местоположением: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1982, реестровый номер муниципального имущества <данные изъяты>, дата присвоения РНМИ не указана, относится к муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Как усматривается из выписки из Реестра муниципальной собственности Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области от 18.12.2019, жилое помещение с местоположением: <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв. м, год ввода в эксплуатацию 1981, имеет реестровый номер муниципального имущества 37, дата присвоения РНМИ не указана.
Согласно уведомлению филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 07.06.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом № по адресу: <адрес>.
Согласно заявлению в адрес директора МУП ЖКХ «Кунерма» ФИО2 от 21.11.2014 Озорнин А.В. просит заключить с ним договор социального найма жилья, он не имеет жилья в п. Кунерма, куда приехал на постоянное место жительства.
Как следует из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Администрации Кунерминского городского поселения от 01.12.2014, Озорнин А.В. признан нуждающимся в жилом помещении в целях постановки на учет, предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
МУП ЖКХ «Кунерма» предписано заключить с Озорниным А.В. договор социального найма, предоставить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Распоряжением Главы Кунерминского муниципального образования от 01.10.2016 № 8 для приведения договоров социального найма в соответствие подлежат перезаключению договоры социального найма с гражданами, проживающими на территории Кунерминского городского поселения, в том числе с Озорниным А.В. (<адрес>).
На основании договора социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 26/7 Администрацией Кунерминского городского поселения в лице Главы ФИО5, действующей на основании Устава Кунерминского муниципального образования, Озорнину А.В., проживающему по адресу: <адрес>, предоставлено изолированное жилое помещение, общая площадь 66 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Как усматривается из соглашения от 16.09.2019, Администрация Кунерминского городского поселения в лице Главы поселения ФИО5 и Озорнин А.В. решили расторгнуть договор социального найма жилого помещения от 01.10.2016 № 26/7 в отношении квартиры № по адресу: <адрес>.
Согласно акту сдачи жилого посещения от 16.09.2019 наниматель Озорнин А.В. сдал квартиру №, общая площадь <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>.
Техническое состояние жилого помещения – непригодное для проживания.
Как следует из ответа начальника Миграционного пункта ОП МО МВД России «Усть-Кутский» ФИО6 от 18.11.2019, Озорнин А.В. состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> со 02.12.2014 по 18.11.2019.
Жилое помещение предоставлено муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Кунерма» на основании договора социального найма от 01.12.2014 № 37.
Согласно перечню жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, расположенных в зоне БАМа, на 2019 год, составленному Главой Кунерминского городского поселения ФИО5, по Кунерминскому муниципальному образованию включена квартира № по адресу: <адрес>, муниципальная собственность, общая площадь <данные изъяты> кв. м, количество комнат 3, количество проживающих 1.
Как усматривается из пофамильного списка граждан, переселенных из непригодного для проживания жилищного фонда в зоне БАМа по Кунерминскому городскому поселению, по состоянию на 01.01.2020, составленного Главой Кунерминского городского поселения ФИО5, Озорнин А.В. из аварийного жилого помещения по адресу: <адрес> переселен в жилое помещение по адресу: <адрес>.
По информации врио главы администрации Казачинско-Ленского муниципального района ФИО7 от 13.03.2020 в муниципальном жилищном фонде жилые помещения маневренного фонда отсутствуют.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным с момента заключения подлежащим оставлению без удовлетворения.
При этом суд исходит из положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обсуждая довод представителей ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области о пропуске прокурором срока обращения в суд с иском о признании договора социального найма недействительным с момента заключения (часть 1 статьи 219 КАС РФ), находя его необоснованным, суд исходит из следующего.
Исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области поступило в суд 27.09.2019, изменено основание иска 28.02.2020.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающей трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В ходе судебного разбирательства прокурор высказался о том, что срок обращения в суд с иском процессуальным истцом не пропущен, поскольку о заключении договора социального найма между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Озорниным А.В. прокурору стало известно в марте 2019 года во время проведения проверки деятельности Администрации поселения.
Не соглашаясь с данной позицией, между тем, не усматривая оснований для вывода о пропуске прокурором срока обращения в суд с иском, суд исходит из статуса прокурора Казачинско-Ленского Иркутской области в данном деле, который является процессуальным истцом.
По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, если такое право предоставлено законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Исходя из представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что о совершении Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области действий в отношении дома № по <адрес> исполнительно-распорядительному органу муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» - Администрации Казачинско-Ленского муниципального района стало известно после обращения 04.06.2019 Главы поселения ФИО5 в финансовое управление Администрации с просьбой о переносе ассигнований в связи с необходимостью в средствах на софинансирование программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области» на 2019 – 2024 годы.
Информация об указанной программе переселения является общедоступной.
Как следствие этого, срок для обращения в суд с иском о признании договора социального найма недействительным прокурором Казачинско-Ленского района Иркутской области не пропущен.
При таких обстоятельствах, требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области подлежит разрешению по существу в полном объеме.
По мнению процессуального истца, договор социального найма, заключенный Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области с Озорниным А.В., недействителен (ничтожная сделка) с момента заключения, так как стороной договора (наймодатель) является не управомоченное на это лицо. Администрацией поселения в силу договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом письменное разрешение на заключение договора от собственника этого имущества – муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» не получено.
Заключением договора нарушены права неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», принимая во внимание, что на территории района отсутствует маневренный фонд.
Обсуждая доводы процессуального истца, суд не может сделать вывод об их обоснованности в силу следующего.
В подтверждение того юридически значимого обстоятельства, что муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район» является собственником многоквартирного дома № по <адрес>, стороной истца представлена копия решения районной Думы муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» от 26.05.2004 № 21 об утверждении перечня объектов жилья ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога», подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район».
Председателем КУМИ администрации Казачинско-Ленского муниципального района в подтверждение наличия права муниципальной собственности в отношении дома № по <адрес> указано на акт окончательного приема-передачи в муниципальную собственность, в том числе жилых домов в р.п. Кунерма, от 28.06.2004, акт технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства; включение на этом основании в 2004 году многоквартирного дома в реестр муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района.
Администрация Казачинско-Ленского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района оставили разрешение требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области на усмотрение суда.
Представители ответчика Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области высказались в ходе судебного разбирательства об отсутствии у муниципального района «Казачинско-Ленский район» права собственности в отношении многоквартирного дома № в <адрес>.
Вместе с тем, как следует из решения районной Думы от 26.05.2004, передача объектов жилья подлежала осуществлению на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов жилья федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной собственности и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Положением об определении пообъектного состава федеральной собственности и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности предусмотрен следующий механизм.
Для передачи объектов в муниципальную собственность района соответствующий Комитет по управлению имуществом района разрабатывает перечень объектов по форме. Совет народных депутатов района утверждает указанный перечень.
Утвержденный и оформленный в указанном порядке перечень объектов представляется в соответствующий комитет по управлению имуществом области. Комитет после регистрации перечня объектов осуществляет проверку его соответствия требованиям, установленным приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1.
Объекты, соответствующие требованиям, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района с момента принятия решения о его передаче Советом народных депутатов области или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не принято.
В случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность района, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в него изменений в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, из совокупности представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом № в <адрес> внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» с нарушением установленной законом процедуры.
Между тем, факт включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (абзац 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у материального истца (абзац 3 пункта 36 указанного Постановления).
Поскольку иные доказательства, подтверждающие возникновение у муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» права муниципальной собственности в отношении многоквартирного дома № в <адрес> этом доме, в частности, суду не представлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области о признании договора социального найма, заключенного между Администрацией Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и Озорниным А.В., недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
требование прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» к Администрации Кунерминского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, Озорнину А.В. о признании договора социального найма недействительным с момента заключения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 23 марта 2020 г.