ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2013 от 05.02.2013 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 февраля 2013 г. г. Наро-Фоминск

 Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В. при секретаре Самохине Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Наро-Фоминского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Наро-Фоминск Московской области, ОАО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Администрации г.п. Наро-Фоминск, в котором просит обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить пандус и поручни при входе в здание многоквартирного жилого дома <адрес>. Исковые требования обоснованы тем, что Наро-Фоминской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Наро-Фоминского муниципального района. Проверкой выявлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего социальную защиту инвалидов, допущенные Администрацией городского поселения Наро-Фоминск. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности объект недвижимого имущества многоквартирный жилой дом <адрес> на основании передаточного акта <адрес> от <данные изъяты> г. передан в муниципальную собственность городскому поселению Наро-Фоминск. Лестничный проем при входе в здание жилого дома не оснащен пандусом и поручнем для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов. Количество инвалидов, которые могут воспользоваться пандусом и поручнем не поддается учету, поскольку ими могут воспользоваться не только проживающие в многоквартирном доме инвалиды, но и другие инвалиды, количество которых постоянно меняется.

 Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.

 Представитель ответчика Администрации г.п. Наро-Фоминск в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, утверждая, что жилой дом давно эксплуатируется, поэтому, по мнению ответчика, пандус может быть установлен в период проведения планово-предупредительного ремонта дома. В текущем году жилой дом не включен в планы капитального и текущего ремонта. Доля муниципального жилья в жилом доме составляет <данные изъяты>%. Нельзя рассматривать пандус в отрыве от лестницы и от состава общего имущества. Плата за ремонт и содержание жилого дома вносится в ОАО «УК ЖКХ», поэтому, по мнению Администрации поселения, ОАО «УК ЖКХ» обязано нести ответственность за установку пандуса. В бюджете на текущий год предусмотрена статья на социальные нужды, но она совсем небольшая.

 Представитель ОАО «УК ЖКХ» в судебном заседании против удовлетворения исковых требований к ОАО «УК ЖКХ» возражал, пояснив, что ОАО «УК ЖКХ является ненадлежащим ответчиком. Законом обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам возложена на органы местного самоуправления. По утверждению представителя ОАО «УК ЖКХ», ничем не предусмотрено, что установка пандуса относится к капитальному ремонту.

 Представитель третьего лица Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты Московской области в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что требования к Администрации поселения правомерны, нигде в законодательстве нет того, что пандус относится к капитальному ремонту. По законодательству РФ орган местного самоуправления обязан обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание. Здание жилого дома принадлежит органу местного самоуправления, значит, орган местного самоуправления обязан выполнить возложенные на него обязанности за счет бюджета муниципального образования.

 Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования к Администрации г.п. Наро-Фоминск обоснованными и подлежащими удовлетворению, к ОАО «УК ЖКХ» - не подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

 В подтверждение того обстоятельства, что вход в здание жилого дома не оснащен пандусом и поручнем для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание представлен акт проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 12.10.2012 г. (л.д. 6). Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками.

 Администрация городского поселения Наро-Фоминск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского поселения Наро-Фоминск и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Московской области, согласно положению об Администрации городского поселения Наро-Фоминск, Уставу муниципального образования «Городское поселение Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района (л.д. 10-53).

 Жилой дом <адрес> включен в реестр муниципальной собственности городского поселения <данные изъяты>, согласно выписке из реестра (л.д. 9).

 По представленным представителем Администрации г.п. Наро-Фоминск данным, приватизированных жилых помещений в жилом доме №, муниципальных жилых помещений – <данные изъяты>.

 ДД.ММ.ГГГГ г. между Администрацией г.п. Наро-Фоминск, действующей от имени и в интересах муниципального образования городское поселение Наро-Фоминск, являющегося собственником муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах, и ОАО «Управляющая компания ЖКХ» заключен договор, согласно которому ОАО «УК ЖКХ» обязано в течение срока действия договора предоставлять собственникам и нанимателям коммунальные услуги и выполнять работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий проживания в помещениях многоквартирного дома самостоятельно либо путем привлечения третьих лиц, действуя от имени собственников и Администрации (нанимателей) и за их счет, а собственники и наниматели обязуются оплачивать работы и услуги путем внесения установленной договором платы на расчетный счет ОАО «УК ЖКХ» (л.д. 61-84).

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

 Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 Статьей 3 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ
"Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области"
установлено, что к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе,

 жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда.

 Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

 Согласно статье 4 указанного Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.

 В соответствии со ст. 5 названного закона, исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создают условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения в Московской области.

 Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу настоящего Закона.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам.

 Статьей 6 закона Московской области N 121/2009-ОЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 Таким образом, на основании указанных норм закона, обязанность по обеспечению оснащения специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения возложена на орган местного самоуправления, в собственности которого находится здание. В данном случае здание жилого дома находится в муниципальной собственности городского поселения Наро-Фоминск. Доводы представителя Администрации г.п. Наро-Фоминск о том, что большая часть квартир в жилом доме приватизирована и находится в собственности граждан, суд полагает несостоятельными, так как в порядке приватизации в собственность граждан переданы жилые помещения в жилом доме, однако, собственник здания жилого дома не изменился. На собственников жилых помещений в жилом доме не возложена законом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание жилого дома.

 Надлежащим ответчиком по данному иску является Администрация г.п. Наро-Фоминск.

 Запрета на оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения не в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов не установлено. Поэтому в целях обеспечения доступа инвалидов в здание жилого дома работы по оснащению пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание жилого дома могут быть проведены в любое время.

 Доказательств того, что работы по оснащению пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание жилого дома относятся к работам по текущему и капитальному ремонту не представлено. Поэтому то обстоятельство, что жилой дом не включен в план текущего и капитального ремонта не влияет на исполнение обязанности обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в здание. Ссылка на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, которыми установлено при проведении капитального ремонта лестниц предусматривать устройство пандусов, несостоятельна, поскольку основанием исковых требований является соблюдение норм законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения, а не жилищное законодательство.

 Исковые требования к Администрации г.п. Наро-Фоминск обоснованны и подлежат удовлетворению. В целях исполнимости судебного решения, учитывая необходимость привлечения для осуществления работ по оснащению входов пандусами и поручнями сторонней организации, суд полагает разумным установить срок для выполнения обязанности в течение трех месяцев.

 ОАО «УК ЖКХ», в соответствии с законом, не является лицом, ответственным за создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, выполняет работы по заданию собственников здания и жилых помещений на основании заключенного договора.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования удовлетворить.

 Обязать Администрацию городского поселения Наро-Фоминск Московской области установить пандус и поручни при входе в здание многоквартирного жилого дома <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

 В удовлетворении исковых требований прокурора к ОАО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

 Судья