ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2013 от 28.01.2013 Шелопугинского районного суда (Забайкальский край)

  Дело № 2-26/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 28 января 2013 года с. Шелопугино

 Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе:

 председательствующего судьи Трифонова А.Г.,

 при секретаре Скажутиной Ю.Н.,

 с участием заявителя прокурора Шелопугинского района Иванова Р.А.,

 заинтересованного лица – представителя Совета муниципального района «Шелопугинский район» Асламовой Ю.В., действующей на основании доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шелопугинского района об оспаривании нормативного правового акта – Устава муниципального района «Шелопугинский район»,

 У с т а н о в и л:

 Прокурор Шелопугинского района обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ с вышеуказанным заявлением. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Шелопугинского района проведена проверка Устава муниципального района «Шелопугинский район», в ходе которой установлено, что пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава не соответствует пункту «г» статьи 71 Конституции РФ, статье 1 Гражданского кодекса РФ, поскольку необоснованно гарантирует право депутатов и главы муниципального района на безотлагательный прием по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий, должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

 Анализ указанной нормы Устава свидетельствует, что она предписывает обязанность для всех организаций, в том числе федеральных, на безотлагательный прием депутатов и главы муниципального района по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий.

 Однако, согласно пункта «г» статьи 71 Конституции РФ, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в исключительном ведении Российской Федерации.

 Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Гражданское законодательство на основании п. «о» ст. 71 Конституции РФ также находится в ведении Российской Федерации.

 Возлагая на федеральные структуры и юридические лица ряд обязанностей, пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава превышает полномочия органа местного

 самоуправления муниципального района, необоснованно вторгается в компетенцию государственных органов Российской Федерации.

 По выявленным нарушениям прокуратурой Шелопугинского района 28 ноября 2012 года на противоречащие федеральному законодательству нормы Устава муниципального района «Шелопугинский район» был принесен протест, который председателем Совета муниципального района «Шелопугинский район» был отклонен, оспариваемая норма из Устава не исключена. Просит признать не соответствующими действующему законодательству пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район», обязать Совет муниципального района «Шелопугинский район» привести Устав муниципального района «Шелопугинский район» в соответствие действующему законодательству. Обязать Главу муниципального района «Шелопугинский район» осуществить государственную регистрацию Устава муниципального района «Шелопугинский район» с внесенными изменениями и дополнениями.

 В судебном заседании прокурор Иванов Р.А. уточнил заявленные требовании и просит признать не соответствующими действующему законодательству указанные в заявлении положения Устава муниципального района «Шелопугинский район».

 От требований об обязывании Совета муниципального района «Шелопугинский район» привести Устав муниципального района «Шелопугинский район» в соответствие действующему законодательству, обязывании Главы муниципального района «Шелопугинский район» осуществить государственную регистрацию Устава муниципального района «Шелопугинский район» с внесенными изменениями и дополнениями отказался, в связи с необоснованным заявлением требований.

 Частичный отказ прокурора от требований принят судом, о чем вынесено определение от 28.01.2013 года.

 Представитель заинтересованного лица Совета муниципального района «Шелопугинский район» Асламова Ю.В., в судебном заседании уточненные требования прокурора признала.

 Выслушав прокурора Иванова Р.А., заинтересованное лицо Асламову Ю.В., исследовав письменные материалы дела и оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

 Как установлено судом, предметом проверки соответствия действующему федеральному законодательству в настоящем деле является Устав муниципального района «Шелопугинский район» Забайкальского края, принятый Решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 23.11.2011 года <№>, зарегистрированный Управлением Министерства Юстиции РФ по Забайкальскому краю (регистрационный номер <№> от 08.12.2011г.) с изменениями, зарегистрированными Управлением Министерства Юстиции РФ по Забайкальскому краю (регистрационный номер <№> от 25.07.2012г.), внесенными решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 05.06.2012 г. <№> и решением от 28.12.2012 года <№>.

 Таким образом, последние изменения в Устав внесены решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 28.12.2012 года <№>.

 При изучении Устава муниципального района «Шелопугинский район» усматривается, что пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район» гарантирует депутату, главе муниципального района «Шелопугинский район» право на безотлагательный прием по вопросам, связанным с осуществлением ими своих полномочий, должностными лицами местного самоуправления, должностными лицами организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

 Таким образом, использование в контексте оспариваемых положений Устава термина "организация" означает вмешательство в деятельность федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций и общественных объединений, порядок деятельности которых регламентируется федеральным законодательством.

 Данная норма Устава не соответствует требованиям правовой определенности, она распространяет своё действие не только на организации, подведомственные органам местного самоуправления, но и на все действующие на территории муниципального образования организации, в том числе, возлагая на руководителей этих организаций обязанности на приём депутата или главы в первоочередном порядке.

 В соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

 Также, в соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданское законодательство на основании пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации также находится в ведении Российской Федерации.

 Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район» противоречит пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации, поскольку установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в исключительном ведении Российской Федерации.

 Таким образом, требование прокурора правомерно и подлежит удовлетворению.

 По правилам части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Оспариваемый пункт 2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район» следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу как несоответствующий федеральному законодательству.

 Учитывая, что Устав муниципального района «Шелопугинский район» был принят и обнародован в установленном законом порядке и имел свое применение после его вступления в силу, суд полагает, что указанные выше положения статей Устава, противоречащие законодательству, не подлежат применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 При таких обстоятельствах, с учетом положений п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» имеются основания для признания пункта 2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район», принятого решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 23.11.2011 года <№> недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

 В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим или сообщение о таком решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

 С учетом того, что оспариваемый Устав был официально обнародован, настоящее решение также подлежит обнародованию после вступления решения в законную силу.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора   Шелопугинского района удовлетворить.

Признать недействующим пункт2 части 2 статьи 31.1 Устава муниципального района «Шелопугинский район»,   принятого Решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 23.11.2011 года <№>, зарегистрированный Управлением Министерства Юстиции РФ по Забайкальскому краю (регистрационный номер <№> от 08.12.2011г.) с изменениями, зарегистрированными Управлением Министерства Юстиции РФ по Забайкальскому краю (регистрационный номер <№> от 25.07.2012г.), внесенными решением Совета муниципального района «Шелопугинский район» от 05.06.2012 г. <№> и решением от 28.12.2012 года <№>, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 Обнародовать настоящее решение суда после его вступления в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца, со дня принятия его в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, либо апелляционного представления через Шелопугинский районный суд.

 Мотивированное решение наготовлено 12 февраля 2013 года.

 Председательствующий по делу

 судья А.Г.Трифонов

 Копия верна: Судья