ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2014 от 10.02.2014 Зонального районного суда (Алтайский край)

     Дело № 2-26/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10 февраля 2014 года                                                                 с. Зональное

 Зональный районный суд Алтайского края в составе

 судьи Фролова В.В.

 при секретаре Бояркиной Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зонального района в защиту неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Иткульский спиртзавод» о признании бездействия в части неорганизации обеспечения государственной охраной опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод» незаконным, возложении обязанности организации обеспечения государственной охраны опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод»

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Зонального района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Иткульский спиртзавод», в котором просил признать незаконным бездействие ОАО «Иткульский спиртзавод» в части неорганизации обеспечения государственной охраны опасных производственных объектов <...>: 1. Цех водочный; 2. Подготовительное отделение; 3. Участок транспортирования опасных веществ (а/м); 4. Участок хранения серной кислоты; 5. Цех спиртовой; 6. Станция газонаполнительная (углекислотная); 7. Котельная; 8. Цех транспортный; 9. Склад хранения спирта; 10. Участок транспортирования опасных веществ (ж/д), возложить на ОАО «Иткульский спиртзавод» обязанность организовать обеспечение государственной охраны вышеуказанных опасных производственных объектов и установить срок для совершения вышеуказанных действий.

 В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Зонального района проведена проверка исполнения законодательства об охране, промышленной безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности открытого акционерного общества «Иткульский спиртзавод» (также - ОАО «Иткульский спиртзавод»). В ходе проверки установлено, что предприятие внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство серии 22 № 000550757 от 28.05.2013 года, Уставом ОАО «Иткульский спиртзавод» определены виды деятельности, которыми являются: производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставка произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции и т.д. Согласно данным Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) ОАО «Иткульский спиртзавод» эксплуатирует 10-ть опасных производственных объектов: Цех водочный; Подготовительное отделение; Участок транспортирования опасных веществ (а/м); Участок хранения серной кислоты; Цех спиртовой; Станция газонаполнительная (углекислотная); Котельная; Цех транспортный; Склад хранения спирта; Участок транспортирования опасных веществ (ж/д).

 В технологических процессах по производству этилового спирта на данном предприятии в качестве опасного вещества на предварительной стадии получения этилового спирта используется серная кислота (окисляющее и токсичное химически опасное вещество), являющаяся подкислителем для сусла. Кроме того, конечный продукт производства - этиловый спирт (этанол), является опасным веществом, как горючая жидкость.

 Серная кислота - это сильная кислота, окислитель (окисляющее и токсичное химически опасное вещество). При попадании на тело может вызвать тяжелые химические ожоги кожи. Пары серной кислоты могут вызвать поражение слизистых оболочек и легких человека и животных. Предельная допустимая концентрация паров серной кислоты в воздухе составляет 1 мг/м. куб.

 Этиловый спирт (этанол) - горючая жидкость, воспламеняется от источника зажигания, искры. Концентрационные пределы воспламенения 3,28 - 18,95%, температура кипения этанола составляет 78,39 С. Предельная допустимая концентрация этанола в воздухе составляет 1 000 мг/м.куб.                     Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вёщества. Классификация и общие требования безопасности» по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на 4 класса опасности: 1класс - вещества чрезвычайно опасные, 2 класс - вещества высокоопасные, 3 класс - вещества умеренно опасные, 4 - класс вещества малоопасные,

 Таким образом, при технологическом процессе на ОАО «Иткульский спиртзавод» используются и хранятся химически опасные вещества, и следовательно, данное производство относится к объектам по хранению и переработке химически опасных веществ.

 В соответствии с Приложениями 1 и 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предприятие ОАО «Иткульский спиртзавод» относится к объектам, на которых производятся, используются и хранятся опасные вещества, представляющие опасность для человека и окружающей среды.

 Статьей 1 вышеуказанного Федерального закона определено понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов - как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (абзац 1); предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц (абзац 13).

 В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 1.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

 Частью 3 названной статьи закреплены виды услуг, разрешаемых предоставлять в целях охраны, к которым отнесены и услуги по охране объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении. При этом в силу ч. 1 ст. 11 Закона оказание данных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

 Частью 3 ст. 11 Закона закреплено положение о том, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Тем самым законодателем ограничена сфера деятельности частных охранных организаций. Правительство Российской Федерации наделено правом определения объектов, услуги по охране которых такие организации оказывать не могут.

 Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Среди прочих к указанным объектам отнесены объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ (пункт 13 приложения № 1).

 Кроме того, действующее Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 N 299 "О дополнении перечня объектов, подлежащих государственной охране" прямо предусматривает включение предприятий и организаций, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, в перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587.

 В нарушение вышеуказанных требований закона ответчик не обеспечивает государственную охрану своего производства. До настоящего времени данной организацией не заключен договор со специализированной организацией на охрану опасного производства. Безопасность территории предприятия и его производственных объектов обеспечивается собственной охраной.

 При этом на территории Алтайского края имеются специализированные организации, которые имеют возможность обеспечивать государственную охрану. Обеспечение государственной охраны химически опасных объектов возможно путем заключения договора на оказание охранных услуг.

 Кроме того, Федеральный закон № 35-Ф3 от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

 Целью противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

 Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, среди которых указан приоритет мер предупреждения терроризма.

 Основной задачей противодействия терроризму в соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 г.) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

 Указанные выше нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о государственной охране, и о противодействии терроризму являются существенными, так как затрагивают права и законные интересы значительного круга лиц, создают опасность для жизни и здоровья граждан, угрожают их безопасности. Сложившаяся обстановка может привести к возникновению аварий, иных чрезвычайных ситуаций с большими материальными последствиями и гибелью людей, следовательно, приведет к нарушению основных прав и свобод граждан, что является недопустимым.

 В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор указал, что действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

 В письменных возражениях ответчик просил иск оставить без удовлетворения, по следующим основаниям.

 ОАО «Иткульский спиртзавод» осуществляет производство и поставки спирта этилового из пищевого сырья, а также алкогольной продукции. В процессе производства ответчиком эксплуатируются опасные производственные объекты. Деятельность по эксплуатации опасных объектов регулируется Федеральным законом 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяющим основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленным, в первую очередь на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Согласно статье 2 Закона опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности, указанные в иске прокурора.

 Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

 При этом классы опасности опасных производственных объектов устанавливаютсяисходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте. Окисляющие вещества ( в частности, серная кислота), количество которых на объекте составляет более одной, но менее двадцати тонн, относятся к IV классу опасности, как опасные производственные объекты низкой опасности.

 При производстве спирта этилового из пищевого сырья ответчиком используется окисляющее химически опасное вещество - кислота серная - для подкисления сусла. Кислота серная хранится в специальной запираемой на замок емкости Доступ к кислоте имеет только старший технолог спиртового цеха, прошедший специальную подготовку. Годовой объем потребления серной кислоты - 12,5 тонн. Поскольку одновременно находящееся на объекте количество серной кислоты в емкости составляет не более 5-6 т, при этом постоянно уменьшаясь по мере использования в производстве, данному опасному объекту присвоен IV класс опасности (объект низкой опасности).Таким образом, по смыслу статьи 2 Закона для жизненно важных интересов личности и общества участок хранения серной кислоты представляет низкую опасность.

 В то же время в Федеральном законе №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не содержится требований об обеспечении государственной охраны опасных объектов.

 Все обязанности, возложенные на ответчика в связи с эксплуатацией опасных производственных объектов, выполняются надлежащим образом.

 В связи с изложенным, указание истца на нарушение ответчиком требований законодательства о промышленной безопасности не соответствует действительности, поскольку истцом не указано, в чем конкретно выражается нарушение указанного закона.

 В своих исковых требованиях прокурор ссылается на нарушение ответчиком требований Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в части необеспечения государственной охраной объектов, подлежащих государственной охране согласно перечню, утвержденному Правительством РФ. Указанные доводы необоснованны по следующим основаниям.

 Согласно ч. 3 ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Во исполнение положений закона Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих госохране. К данным объектам, в том числе, относятся объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ. ОАО «Иткульский спиртзавод» не является объектом по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ. Серная кислота нами не производится, не утилизируется и не уничтожается, а закупается по мере необходимости в ФКП «Бийский олеумный завод»: так, в течение 2013 года серная кислота закупалась дважды: в мае и в сентябре в незначительных объемах. Доставка кислоты осуществляется специально оборудованным транспортом с оформлением разрешительных документов на перевозку опасных грузов. Ссылка истца на включение в Перечень объектов, подлежащих госохране, предприятий, производящих спирт, несостоятельна, поскольку указанные изменения были внесены в Перечень объектов в 1997 году, когда все предприятия, производящие спирт этиловый, являлись государственными. В действующей редакции Перечня объектов, подлежащих госохране, утвержденной Постановлением Правительства № 886 от 02.11.2009 года, предприятия, производящие спирт, отсутствуют.

 Кроме того, согласно статье 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. То есть постановления Правительства РФ относятся к подзаконным актам и вследствие этого должны быть основаны на законе, соответствовать сути закона, но не устанавливать новые нормы и предписания по своему усмотрению.

 Применительно к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» Правительство РФ вправе включать в число объектов, подлежащих государственной охране, только те конкретные объекты, которые обязана охранять государственная охрана. Включение в перечень объектов, подлежащих государственной охране, объекты, которые в соответствии с законодательством не обязана охранять государственная охрана, изменяет её компетенцию, то есть фактически вносит изменение в закон. Однако подзаконный акт (в том числе постановления Правительства РФ) не может вносить изменения и дополнения в закон. В случае коллизии между нормой закона и подзаконного акта применяется норма закона. При включении того или иного объекта в перечень объектов, подлежащих государственной охране, необходимо определить, подлежит ли данный объект обязательной государственной охране или же она только вправе, наряду с другими субъектами охранной деятельности, взять его под охрану.

 В свою очередь, согласно ст.ст. 1,6 Федерального Закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

 Объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а именно: Президент РФ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации, (при этом федеральным государственным служащим и иным лицам, государственная охрана может быть предоставлена исключительно по решению Президента РФ).

 Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны: здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны;

 Таким образом, под объектами, подлежащими госохране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст. 6 ФЗ «О государственной охране»; а также объекты, являющиеся госсобственностью и находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии со ст. 8 ФЗ «О ведомственной охране».

 Право на охрану объектов иных форм собственности принадлежит в равной мере всем субъектам охранной деятельности, как государственной, так и негосударственной охраны. В указанных случаях право выбора субъекта охраны и заключения договора на охрану объекта принадлежит собственнику объекта (или законному владельцу).

 ОАО «Иткульский спиртзавод» не является объектом, подлежащим госохране. осуществляет охрану территории исходя из требований закона и экономической целесообразности.

 В соответствии со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Юридические лица обеспечивают выполнение требования к антитеррористической защищенности объектов в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

 Во исполнение требований закона о противодействии терроризму, закона о промышленной безопасности ответчиком принимаются все возможные меры по обеспечению безопасной эксплуатации опасных объектов, защищенности объектов в целях предотвращения аварий или иных чрезвычайных ситуаций, а именно: создана Служба по организации охраны и безопасности, которую возглавляет начальник службы, имеющий специальную подготовку и проходивший службу в органах внутренних дел в течение более 25 лет, в подчинении которого находится 13 охранников, вход на территорию через контрольно-пропускной пункт. Все объекты на территории завода оснащены охранно-пожарной сигнализацией и находятся под видеонаблюдением, техническое обслуживание систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации осуществляется специализированной организацией (ООО «Современные технологии») имеющей соответствующую лицензию на указанные виды деятельности. В целях предупреждения и ликвидации возможных аварийных разливов опасных веществ на опасных производственных объектах заключены договоры со специализированной организацией - аварийно-спасательным формированием (ООО «Сервис экологической безопасности»), имеющим право на проведение аварийно- спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Эксплуатация опасных объектов осуществляется на основании лицензии №ЭХ-63-000541 (X) от 22.11.2007 г. на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов, лицензии ВП-63-001018 (ЗКХ) от 20.10.2008 г. на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Все объекты зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается Свидетельством о регистрации А63-00436 от 12.10.2010 г., выданным Федеральной службой Ростехнадзора. Ежегодно заключаются договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Работники, имеющие допуск к опасным объектам, соответствуют квалификационным требованиям и проходят обязательную подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

 В судебном заседании прокурор Темасков Д.В. поддержал исковые требования по вышеуказанным основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что государственной охране подлежат все опасные производственные объекты, эксплуатируемые ОАО «Иткульский спиртзавод», независимо от объемов опасных веществ и препаратов, а также класса их опасности, поскольку это не оговаривается в действующем Постановлении Правительства РФ от 14.08.1992 года № 587. Кроме того, не имеет значение насколько эффективно на данном предприятии осуществляется ведомственная охрана, из действующего законодательства следует, что только государственная охрана может обеспечить надлежащую безопасность объектов и антитеррористическую защищенность. Какими-либо предпосылками о террористических угрозах на объектах ОАО «Иткульский спиртзавод» истец не располагает, но считает их потенциальными объектами террористических посягательств.

 Представители ответчика ОАО «Иткульский спиртзавод» - П., К. и Ш. исковые требования не признали, просили в иске отказать, по основаниям указанным в возражениях. Дополнительно пояснили, что в условиях резкого увеличения акциза на алкоголь и существенного снижения объемов производства, алкогольная отрасль находится в состоянии кризиса, в связи с чем нести дополнительные расходы по охране завода специализированной организацией, которые повлекут увеличение себестоимости продукции, не представляется возможным без прямого ущерба экономическим интересам предприятия со всеми вытекающими последствиями. Действующая ведомственная охрана предприятия соответствует всем требованиям законодательства, каких-либо нарушений в охране предприятия контролирующими государственными органами не выявлялось. В требованиях прокурора они усматривают навязывание предприятию незаконных и экономически не выгодных услуг по государственной охране на возмездной основе. Следуя логике иска и пояснений прокурора, любое промышленное производственное предприятие, эксплуатирующее опасные производственные объекты можно обязать заключать договоры по государственной охране, поскольку каждое использует опасные химические вещества, котлы высокого давления, горючие жидкости и т.д., что по сути своей абсурдно. Ни один из спиртопроизводящих заводов России такой охраной не оснащен.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, представителей, изучив материалы дела, и оценив совокупность доказательств, суд приходит к следующим выводам.

 Из материалов дела следует, что ответчик - ОАО «Иткульский спиртзавод» поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения МИФНС России № 1 по Алтайскому краю 26 августа 2002 года (л.д. 7).

 Из Устава ОАО «Иткульский спиртзавод» установлено, что организация является коммерческой, среди её основных видов деятельности - производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта, алкогольной продукции (л.д. 9-12).

 Производство, хранение и поставка произведенного этилового спирта на предприятии осуществляется на основании лицензии № 85 от 29 мая 2006, продленной до 28 мая 2016 года (л.д. 8).

 Согласно свидетельству о регистрации А 63-00436 от 03 декабря 2013 года ОАО «Иткульский спиртзавод» эксплуатирует следующие опасные объекты: 1) Склад хранения спирта (3 класс опасности); 2) Цех спиртовый (4 класс); 3) станция газонаполнительная (углекислотная) (4 класс); 4) котельная (4 класс); 5) Цех транспортный (4 класс); 6) Участок транспортирования опасных веществ (ж/д) 3 класс; 7) цех водочный (4 класс); 8) Участок транспортирования опасных веществ (а/м) 3 класс; 9) Участок хранения серной кислоты (4 класс); 10) Подготовительное отделение (4 класс).

 Правомочность эксплуатации ОАО «Иткульский спиртзавод» вышеуказанных химически опасных производственных объектов подтверждается соответствующими лицензиями (л.д. 113-137)

 Охрана предприятия осуществляется собственными силами и, согласно штатного расписания, представлена службой по организации охраны и безопасности, в числе которой имеется соответствующий начальник, а также начальник КПП, контролер на посту в администрации, 12 контролеров 1,2 и 3 категории.

 На территории ОАО «Иткульский спиртзавод» действует Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме. Все объекты на территории завода оснащены охранно-пожарной сигнализацией и находятся под видеонаблюдением, техническое обслуживание систем видеонаблюдения и пожарной сигнализации осуществляется специализированной организацией (ООО «Современные технологии») имеющей соответствующую лицензию на указанные виды деятельности.

 В целях предупреждения и ликвидации возможных аварийных разливов опасных веществ на опасных производственных объектах заключены договоры со специализированной организацией - аварийно-спасательным формированием (ООО «Сервис экологической безопасности»), имеющим право на проведение аварийно- спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Эксплуатация опасных объектов осуществляется на основании лицензии №ЭХ-63-000541 (X) от 22.11.2007 г. на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов, лицензии ВП-63-001018 (ЗКХ) от 20.10.2008 г. на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Все объекты зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается Свидетельством о регистрации А63-00436 от 12.10.2010 г., выданным Федеральной службой Ростехнадзора. Ежегодно заключаются договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Работники, имеющие допуск к опасным объектам, соответствуют квалификационным требованиям и проходят обязательную подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

 Согласно заключения Ростехнадзора от 13.01.2014 года, организация охраны ОАО «Иткульский спиртзавод» и защищенности опасных производственных объектов от возможных террористических проявлений осуществляется сотрудниками собственной службы охраны предприятия, работающей в круглосуточном режиме. Для недопущения проникновения на опасные объекты посторонних лиц имеется пост КПП, организован пропускной режим. Территория ОАО «Иткульский спиртзавод» имеет сплошное ограждение высотой 2 метра (бетонное основание, дерево, металлический профлист), по верху которого проложена колючая проволока. Предусмотрено видеонаблюдение за территорией предприятия и внутри цехов, освещение в темное время суток, пожарно-охраннная сигнализация внутри каждого цеха и телефонная связь со всеми службами Зонального района (л.д.145) Из дополнения к отзыву от 27.01.2014 года следует, что нарушений в области охраны и защищенности опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод» от возможных террористических проявлений специалистами Сибирского управления Ростехнадзора при плановых и внеплановых проверках не выявлялось.(л.д. 162)

 Предназначение государственной охраны, основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью урегулирован Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране".

 Согласно статье 1 указанного Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом; охраняемыми объектами являются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

 Согласно статье 5 указанного Федерального закона государственную охрану осуществляют органы государственной охраны, а в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

 Согласно абзацу 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1997 N 299           "О дополнении перечня объектов, подлежащих государственной охране" с 04 апреля 1997 года предприятия и организации, производящие спирт этиловый из всех видов сырья, к которым отнесен ответчик - ОАО «Иткульский спиртзавод», включены в указанный Перечень объектов подлежащих государственной охране.

 Однако, согласно данного Постановления Правительства РФ в редакции от 02 ноября 2009 года № 886, предприятия и организации, производящие спирт этиловый из всех видов сырья исключены из указанного перечня объектов подлежащих государственной охране.

 Анализируя Перечень объектов, подлежащих государственной охране, указанных в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года со всеми его дополнительными редакциями, суд отмечает, что в период с 14 марта 1997 года ( даты, когда спиртзаводы были включены в Перечень) и по 2 ноября 2009 года (когда спиртзаводы из Перечня были исключены), наряду с предприятиями и организациями, производящими спирт этиловый из всех видов сырья, в указанном Перечне значились объекты микробиологической и фармацевтической промышленности, а также объекты по хранению и переработке наркотических и токсичных веществ, сильнодействующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов, которые в ныне действующей редакции Перечня нашли свое отражение в пункте 13. Уже одно это обстоятельство дает основания полагать, что предприятия и организации производящие спирт этиловый, не могут относиться к отдельно выделенным в Перечне объектам микробиологической промышленности….,объектам по производству хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей, на которые ссылается истец, как на законные основания для обеспечения на ОАО «Иткульский спиртзавод» государственной охраны.

 Что касается доводов истца о том, что на территории ОАО «Иткульский спиртзавод» находится опасный производственный объект именуемый Участком хранения серной кислоты, которая может относиться к химически опасным веществам, вследствие чего необходима государственная охрана объекта, то в данном случае суд соглашается с возражениями ответчика, согласно которых ОАО «Иткульский спиртзавод» опасное химическое вещество - серную кислоту, не производит, не перерабатывает, не уничтожает и не утилизирует. Хранение химически опасного вещества в незначительном количестве для производственных нужд отнесено к самому низкому 4 классу опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации ОПО ОАО «Иткульский спиртзавод» (л.д.103). По мнению суда предприятие хранящие опасные химические вещества, отнесенные в виду малого количества к низкому классу опасности, на которых отсутствуют все другие циклы, связанные с оборотом ОХВ, не могут подпадать под категорию требующих обязательной государственной охраны. В противном случае, под государственную охрану в обязательном порядке необходимо будет перевести все подсобные помещения объектов предпринимательской деятельности, где могут храниться различные кислоты, бензин, бытовой газ, ртуть и т.д., а это заправочные станции, СТО, гаражи, аптеки, магазины и т.д., что в прямом смысле является абсурдом.

 С учетом изложенного суд, не усматривает в действиях ОАО «Иткульский спиртзавод» нарушений вышеуказанных Законов РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и «О государственной охране», а также принятого во исполнение указанных законов Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 Указанный Федеральный закон среди основных задач промышленной безопасности определяет на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 Статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно статье 9 этого Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

 - соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

 - соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

 - обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

 - иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 - уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

 - обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

 - допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

 - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

 - иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

 - организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

 - создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

 - обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

 - обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

 - предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

 - обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

 - разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

 - заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

 - выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

 - приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

 - осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

 - принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

 - анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

 - своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

 - принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

 - вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

 - представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

 Данным Федеральным законом установлены общие обязанности организаций эксплуатирующих опасный производственный объект, среди которых обозначена обязанность- предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. При этом, каких - либо требований о государственной охране опасных производственных объектов данный закон не содержит, в связи с чем суд также не усматривает в действиях ответчика нарушений данного Закона РФ.

 Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, среди которых - приоритет мер предупреждения терроризма.

 Основной задачей противодействия терроризму в соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

 Согласно проводимых Ростехнадзором плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности на ОАО «Иткульский спиртзавод» каких-либо нарушений по охране и защищенности опасных производственных объектов сотрудниками службы охраны не выявлено (л.д. 162). Иных доказательств нарушения антитеррористической защищенности опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод» истцом также не представлено.

 Между тем, в соответствие со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

 Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что предприятие ОАО «Иткульский спиртзавод» относится к потенциальному объекту террористических посягательств, информацией о наличии такой угрозы истец также не располагает, в связи с чем его доводы о наличии такой угрозы в будущем ничем не обоснованы и носят декларативный характер.             Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления нарушенного права или признания права. Устранение не возникших нарушений не предусмотрено Законом.

 С учетом изложенного, суд не усматривает со стороны ответчика нарушений Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

 Вместе с этим, суд обращает внимание на то, каким образом истец подыскивает законные основания для обоснования своих требований. Так, первоначально обращаясь к ответчику с представлением об устранении нарушений законодательства в сфере государственной охраны и противодействия терроризму от 12.09.2013 года прокурор утверждает, что ОАО «Иткульский спиртзавод» относится к объектам микробиологической промышленности, который не может оставаться без государственной охраны, так как это создает условия для осуществления террористических проявлений на территории предприятия (л.д. 72) Получив ответ с возражениями о неправомерном отнесении спиртзаводов к объектам микробиологической промышленности и об отсутствии нарушений законодательства по противодействию террористическим проявлениям (л.д. 69), прокурор обратился с иском, в котором в качестве законных оснований сослался на то, что спиртзаводы прямо отнесены Постановлением Правительства к объектам подлежащим государственной охране, а кроме того, так как они используют в своем производственном цикле серную кислоту - они же отнесены к объектам по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ, что требует их государственной охраны, в том числе в целях антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

 Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что требования истца, направленные на понуждение ответчика к заключению соответствующего договора государственной охраны, нарушают равенство участников гражданских правоотношений, неприкосновенность их собственности, принцип свободы договора и приводят к произвольному вмешательству с использованием государственных мер принуждения в частные дела, создают проблемы на рынке охранных услуг, способствуя их монополизации и в конечном итоге нарушают основные начала гражданского законодательства. По перечисленным причинам суд считает, что такие требования являются необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Зонального района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Иткульский спиртзавод» о признании бездействия в части неорганизации обеспечения государственной охраной опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод» незаконным, возложении обязанности организации обеспечения государственной охраны опасных производственных объектов ОАО «Иткульский спиртзавод» - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2014 года.

 Судья                                                                                           В.В. Фролов