Дело №2-26/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Суджа 27 января 2016 года
Суджанский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Селихова И.В.,
при секретаре Петиной О.Е.,
с участием помощника прокурора Суджанского района Курской области Лукъянцевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры МКУК «<данные изъяты> СДК»,
у с т а н о в и л :
Прокурор Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры МКУК «<данные изъяты> СДК», мотивируя тем, что прокуратурой Суджанского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки соблюдения прав инвалидов, в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры выявлены нарушения требований закона в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в МКУК «<данные изъяты> СДК». Ссылаясь на ст.22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которой установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 закона Курской области «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» от 18.03.2008 № 6-ЗКО к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся объекты культуры и культурно-зрелищные здания и сооружения (театры, библиотеки, музеи и т.д.), культовые здания. В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 закона Курской области «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» от 18.03.2008 № 6-ЗКО объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания. В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 устава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ к вопросам местного значения муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета. Согласно уставу МКУК «<данные изъяты> СДК» учреждение является муниципальным, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>. Обязанность по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - вышеуказанному учреждению культуры возложена законом, как на учреждение культуры, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, обеспечивает финансирование учреждения. В нарушение указанных требований законодательства РФ администрация муниципального образования <данные изъяты> сельсовет» <адрес> и МКУК «<данные изъяты> СДК» не обеспечили беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - учреждению культуры. Так, согласно акту проверки в МКУК «<данные изъяты> СДК», составленному помощником прокурора <адрес> Лукьянцевой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при входе в центральное здание МКУК «<данные изъяты> СДК», расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют поручни и пандус, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, а также иных маломобильных групп населения. Вместе с тем, техническая возможность для оборудования входа в здание МКУК «<данные изъяты> СДК» имеется (широкое крыльцо, широкая входная дверь, большая площадка перед крыльцом). Таким образом, ненадлежащее соблюдение МКУК «<данные изъяты> СДК» требований законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в деятельности в части беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - зданию учреждения культуры МКУК «<данные изъяты> СДК» нарушает права и законные интересы инвалидов" и иных маломобильных групп населения в указанной части. Просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> выполнить требования к организации беспрепятственного доступа инвалидов в МКУК «<данные изъяты> СДК», а именно: установить надлежащие средства подъёма для инвалидов и маломобильных групп населения на наружную лестницу входа в здание (поручни, надлежащим образом обустроенный пандус) в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Суджанского района Курской области Лукьянцева М.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила возложить обязанность на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Суджанского района Курской области выполнить требования к организации беспрепятственного доступа инвалидов в МКУК «<данные изъяты> СДК», а именно: установить надлежащие средства подъёма для инвалидов и маломобильных групп населения на наружную лестницу входа в здание (поручни, надлежащим образом обустроенный пандус) в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащем образом, в представленном в судебное заседание заявлении указал, что иск признают и обязуются исполнить, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица МКУК «<данные изъяты> СДК», о месте и времени судебного заседания извещен надлежащем образом, в представленном в судебное заседание заявлении, просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Требования по приспособлению объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для доступа к ним инвалидов на территории Курской области определены Законом Курской области от 18.03.2008 г. N 6-ЗКО "Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области", в силу п. 3 ч. 1 ст. 1 которого к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся объекты культуры и культурно-зрелищные здания и сооружения (театры, библиотеки, музеи и т.д.), культовые здания.
Согласно п.7 ч.1 ст.2 закона Курской области «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» от 18.03.2008 № 6-ЗКО объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Таким образом, из вышеприведенных положений Федерального закона и Закона Курской области следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены объекты культуры и культурно-зрелищные здания и сооружения (театры, библиотеки, музеи и т.д.), культовые здания, к которым относится и здание МКУК «<данные изъяты> СДК», расположенное по адресу: <адрес>; вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании, согласно акту проверки в МКУК «<данные изъяты> СДК», составленному помощником прокурора <адрес> Лукьянцевой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при входе в центральное здание МКУК «<данные изъяты> СДК», расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют поручни и пандус, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов, а также иных маломобильных групп населения. Вместе с тем, техническая возможность для оборудования входа в здание МКУК «<данные изъяты> ЦСДК» имеется (широкое крыльцо, широкая входная дверь, большая площадка перед крыльцом).
Как следует из п.1.3 устава МКУК «<данные изъяты> СДК» учредителем и собственником Казенного учреждения является администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес>. Полномочия собственника Казенного учреждения осуществляет Администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес>.
П.1.12 устава МКУК «<данные изъяты> СДК» финансовое обеспечение деятельности Казенного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы.
Как указано выше, в силу федерального законодательства и законодательства <адрес> уполномоченные субъекты обязаны создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а обязанность по организации беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - вышеуказанному учреждению культуры возложена законом, как на учреждение культуры, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь учредителем и собственником Казенного учреждения, обеспечивает финансирование учреждения.
Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего искового заявления в суде МКУК «<данные изъяты> СДК» был организован беспрепятственный доступ инвалидов в МКУК «<данные изъяты> СДК», а именно: установлены надлежащие средства подъёма для инвалидов и маломобильных групп населения на наружную лестницу входа в здание (поручни, надлежащим образом обустроенный пандус), не представлено.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Как усматривается из материалов дела, признание ответчиком -представителем администрации МО «<данные изъяты> сельсовет», исковых требований прокурора не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры МКУК «<данные изъяты> СДК» ответчиком не выполнены, суд первой инстанции приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> выполнить требования к организации беспрепятственного доступа инвалидов в МКУК «<данные изъяты> СДК», а именно: установить надлежащие средства подъёма для инвалидов и маломобильных групп населения на наружную лестницу входа в здание (поручни, надлежащим образом обустроенный пандус) в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры МКУК «<данные изъяты> ЦСДК»- удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Суджанского района Курской области выполнить требования к организации беспрепятственного доступа инвалидов в МКУК «<данные изъяты> ЦСДК», а именно: установить надлежащие средства подъёма для инвалидов и маломобильных групп населения на наружную лестницу входа в здание (поручни, надлежащим образом обустроенный пандус) в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Суджанский районный суд.
Судья И.В. Селихов