Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Стрежевой Томской области 25 февраля 2021 г.
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Чукова Н.С.,
при секретаре Молчановой О.Н.,
без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулина М.В., Никулиной М.И к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о выдаче дубликатов ордеров разных сборов (МСО), взыскании штрафа, неустойки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Стрежевской городской суд Томской области с иском к ответчику Публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее ПАО «Аэрофлот») о выдаче дубликатов ордеров разных сборов (МСО), взыскании штрафа, неустойки, компенсации морального вреда, мотивировав требования следующим образом. 20.11.2019 истцами приобретены электронные авиабилеты № стоимостью 35 225 рублей на имя Никулина М.И. и № стоимостью 35 225 рублей на имя Никулиной М.В. по маршруту Нижневартовск-Москва-Милан-Москва-Нижневартовск, с датой вылета 08.08.2020, датой возвращения 31.08.2020. Стоимость билетов полностью оплачена истцами. Однако до даты вылета от ПАО «Аэрофлот» пришло уведомление об отмене полета по обоим авиабилетам. Ответчик предложил пассажирам, чьи рейсы были отменены в период пандемии COVID-19, оформить сертификат, номинал которого соответствует сумме оплаченной провозной платы. Оформить сертификат возможно не ранее 15.05.2020, использовать сертификат можно в течение 3 лет с даты рейса по первоначальному билету. 13.07.2020 в офисе продаж ПАО «Аэрофлот» истцам выданы два сертификата от 13.07.2020 № и № на сумму 35 775 рублей каждый. Однако данные сертификаты были утеряны истцами. На заявление истцов о выдаче дубликатов утерянных сертификатов, ответчик сообщил, что бумажные сертификаты не подлежат восстановлению. 25.07.2020 истцы обратились к ответчику с претензией. Поскольку сертификаты истцами не были использованы, срок обращения за выдачей сертификатов не прошел, следовательно, у ответчика отсутствуют основания для отказа в выдаче дубликатов сертификатов. В ответ на претензию ответчик отказал в выдаче дубликатов сертификатов, указывая, что ордер разных сборов (МСО) является документом строгой отчётности, требования которого не допускают восстановления. Вместе с тем, Федеральными авиационными правилами и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофолот» предусмотрен порядок действий перевозчика в случае утраты пассажиром авиабилета. Хотя авиабилет, как и ордер разных сборов (МСО) являются документами строгой отчётности, следовательно, у ответчика нет оснований отказывать в выдаче дубликатов ордера разных сборов (МСО) ссылаясь на документ строгой отчётности. Истцы ссылаясь на положения ст.ст. 6, 150, 151, 307, 310, 1099, 1100, 1101 ГК РФ, ст.ст. 100, 102 Воздушного кодекса РФ, ст.ст. 13, 15, 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 4, 69, 70 Федеральных авиационных правил (утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 просят суд обязать ПАО «Аэрофлот» выдать истцам дубликаты ордера разных сборов (МСО) (сертификаты № и № от 13.07.2020 на сумму 35 775 рублей каждый) в течении 5 дней с момент вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов штраф в размере 38 449 рублей 63 копейки, неустойку за период с 25.08.2020 по 23.09.2020 в сумме 31 124 рубля 25 копеек и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании истцы Никулин М.И., Никулина М.В. участия не принимали, в представленных дополнениях к исковому заявлению от 24.02.2021 просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Полагали, что положения Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (COVID-19) № 3 утверждённого Президиумом Верховного Суда 17.02.2021 не подлежат применению к возникшим правоотношениям. В настоящее время ПАО «Аэрофлот», выдав дубликаты сертификатов добровольно, фактически признал правомерность заявленных требований, признал техническую возможность выдачи дубликатов, следовательно, ответчик сразу имел возможность после направления претензии исполнить требования, в связи с чем ПАО «Аэрофлот» должно понести ответственность в виде уплаты неустойки, штрафа и морального вреда. Просят суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
ПАО «Аэрофлот», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ПАО «Аэрофлот» Аладышева Т.В. просила суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика по выдаче пассажирам дубликатов документов, подтверждающих возможность приема в счет оплаты будущих перевозок денежных средств за несостоявшуюся перевозку. В настоящее время отказа в принятии суммы оплаченной провозной платы истцов в счет оплаты услуг по воздушной перевозки не зафиксировано (л.д. 86-89).
В дополнении к возражениям представитель ПАО «Аэрофлот» указала, что, несмотря на отсутствие законодательной обязанности, ответчиком в рамках принципа клиенториентированности принято решение оформить взамен утерянных истцами бумажных сертификатов электронные ваучеры на соответствующие суммы (л.д. 110-114).
На основании ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования Никулина М.И., Никулиной М.В. не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2).
Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации (далее ВК РФ).
Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (п. 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (п. 2).
Пунктом 1 ст. 102 ВК РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В силу п. 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82) (далее ФАП) перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Согласно ст. 105 ВК РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта (п. 1).
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной (п. 2).
Билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, могут быть оформлены в электронной форме (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п. 3).
Для учета воздушных перевозок пассажиров перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом ведется реестр перевозочных документов (в том числе реестр электронных перевозочных документов) на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п. 6).
В соответствии с п. 69 ФАП если билет был объявлен пассажиром утраченным либо неправильно оформлен, либо поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза (п. 70 ФАП).
В силу п. 1 ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Согласно ст. 107.2 ВК РФ Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2).
Согласно Поручению Правительства РФ от 26.03.2020 «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции и ускорением темпов ее распространения в 170 странах мира, включая Российскую Федерацию, а также введением отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного авиасообщения: Росавиации поручено обеспечить прекращение с 00:00 27 марта 2020 года регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 107.2 ВК РФ постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее Положение).
В соответствии с п. 1 Положения оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01 февраля 2020 года по международным перевозкам с Китайском Народной Республикой, с 18 марта 2020 года – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01 мая 2020 года.
В случаях, указанных в п. 1 Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пп. "б" п. 3)
В случаях, указанных в пп. "б" п. 3 Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика (п. 5).
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен п. 10 настоящего Положения.
Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в п. 5 Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.
Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.
Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления (п. 7).
Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 8).
По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ, если договор не соответствует п. 1 настоящего Положения либо уведомление подано по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 9).
Денежные средства, указанные в п. 6 Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (п. 10).
Таким образом, из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что правила о принятии перевозчиком суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в течение 3 лет с даты отправления рейса, а также о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, подлежат применению на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе воздушных перевозок, при этом само по себе отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира.
В ходе судебного заседания установлено и следует из материалов дела, что 20.11.2019 истцами через сайт ПАО «Аэрофлот» приобретены авиабилеты № и № по маршруту Нижневартовск-Москва-Милан-Москва-Нижневартовск (рейсы SU1647-SU2612 08.08.2020 и SU 2613-SU 1646 31.08.2020) по тарифу «NCL» экономического класса, стоимостью 35 225 рублей каждый, и полетная страховка на сумму 550 рублей каждая, что подтверждается маршрутными квитанциями электронного билета на имя истцов (л.д. 22-27).
Судом установлено, что в связи с введением ограничений на осуществление пассажирских перевозок в целях сдерживания распространения коронавирусной инфекции. прекращено регулярное авиасообщение с 27.03.2020, в связи с чем ответчиком отменены все международные рейсы, запланированный полет истцов не состоялся.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой рейсов SU 2612 08.08.2020 и SU2613 31.08.2020 Москва-Милан-Москва, пассажиры автоматически перебронированы на другие рейсы по тому же маршруту без переоформления авиабилетов, при этом истцы извещены об отмене рейсов по контактному телефону, указанному при оформлении билетов (л.д. 91).
13.07.2020 представительством ПАО «Аэрофлот» в г. Нижневартовске бронирование было аннулировано, за неиспользованные авиабилеты № и № с полетной страховкой на имя истцов оформлены ваучеры для оплаты перевозки и услуг (ордеры разных сборов (МСО)) № и № на сумму 35 775 рублей каждый (л.д. 85). Факт получения указанных ваучеров 13.07.2020 истцами не оспаривался (л.д. 3).
В этот же день 13.07.2020 истец Никулин М.И. обратился к ответчику через форму обратной связи на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в сети «Интернет» и сообщил об утере полученных ваучеров. 15.07.2020 на электронную почту истца от ответчика поступил ответ на обращение с разъяснением, что в случае утери бумажный именной сертификат не подлежит восстановлению (л.д. 36-38).
25.07.2020 истец Никулин М.И. обратился к ответчику с претензией, в которой ссылаясь на утерю сертификатов № и № требовал выдачи дубликатов утерянных документов (л.д. 18-19).
В ответ на претензию ответчик сообщил истцу, что специальный именной сертификат (МСО) как ордер разных сборов является документом строгой отчётности, требования которого не допускают восстановления. Также в ответе было разъяснено, что денежные средства, не использованные для оплаты услуг по воздушной перевозке, подлежат возврату по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете (л.д. 28, 90).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 12 ГПК РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий
При этом суд отмечает, что целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора. Кроме того, судебной защите в силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Разрешая требование истцов в части возложения на ответчика обязанности выдать дубликаты ордеров разных сборов (МСО) (сертификаты № и №), суд исходит из того, что истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств утраты подлинников указанных документов. Кроме того, указание истцами в претензии от 25.07.2020 (л.д. 18-19) корректных номеров сертификатов (л.д. 85), которые, как следует из доводов искового заявления, были утеряны еще 13.07.2020, вызывает у суда сомнения относительно их действительной утраты.
При этом само по себе утверждение истцов об отсутствии у них сертификатов не может являться безусловным основанием для вывода о нарушении их прав как потребителей, а также для возложения на ответчика обязанности выдачи дубликатов сертификатов, поскольку такая обязанность не предусмотрена ни действующим законодательством, ни правилами перевозчика.
Также суд полагает необходимым отметить, что из системного толкования приведенных положений Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82), постановления Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 на перевозчика возложена обязанность принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке либо вернуть провозную плату, которая может быть исполнена на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе воздушных перевозок, при этом наличие или отсутствие у пассажира оформленного в соответствии с внутренними правилами перевозчика сертификата (ваучера, ордера и т.п.) не влияют на исполнение перевозчиком своих обязанностей по возвращению пассажиру провозной платы при отказе от исполнения договора воздушной перевозки.
Вместе с тем, истцы не обращались к перевозчику с требованием о принятии в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в п. 5 Положения (утв. постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991), сумм оплаченной провозной платы.
Решение ответчика об оформлении электронных ваучеров взамен утерянных истцами бумажных сертификатов (л.д. 111-115) не могут повлиять на выводы суда исходя из установленных обстоятельств в настоящем деле.
Поскольку судом не установлено нарушения прав потребителей со стороны ПАО «Аэрофлот» при отказе в выдаче дубликатов сертификатов № и №, также отсутствуют основания для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никулина М.В., Никулиной М.И к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот-российские авиалинии» о выдаче дубликатов ордеров разных сборов (МСО), взыскании штрафа, неустойки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Н.С.Чуков
Верно. Судья: _____________________ Н.С.Чуков
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.