ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2021 от 31.03.2021 Некоузского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-26/2021

М.Р.31.03.2021г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Некоузский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю.,

при секретаре Моховой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Управлению социальной защиты населения и труда администрации Некоузского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в предоставлении регионального семейного капитала,

у с т а н о в и л:

ФИО7 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении единовременной денежной выплаты - регионального семейного капитала. В обоснование заявленных требований указала, что в связи с рождением в семье седьмого ребенка ФИО2 у нее возникло право на выплату по Закону Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» от 19 декабря 2008 г. № 65-з. В удовлетворении заявления о назначении регионального семейного капитала УСЗН и Т администрации Некоузского муниципального района Ярославской области 12 мая 2020 г. было отказано в связи с тем, что не вся семья зарегистрирована на территории Ярославской области. Истец полагает данный отказ необоснованным, в связи с чем обратилась в суд с иском.

ФИО7 иск поддержала и пояснила, что Законом ЯО от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» право на предоставление регионального семейного капитала связано не с регистрацией членов семьи на территории Ярославской области, а их постоянным либо преимущественным проживанием. Ее сын ФИО1 проживает совместно с ней и всей семьей по адресу: <адрес>. Тем не менее документы, подтверждающие данный факт, у нее в УСЗН и Т принять отказались до получения решения суда об установлении факта проживания. Обратившись к юристу по месту жительства она выяснила, что составление заявления в суд стоит 6000 руб. Данные расходы для нее непосильны.

Представители Управления социальной защиты населения и труда администрации Некоузского муниципального района Ярославской области (далее УСЗН и Т): начальник Управления ФИО8 и представитель по доверенности ФИО9 иск не признали. Пояснила, что основным условием получения регионального семейного капитала, право на который ФИО7 возникло 10 февраля 2020г., является постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения ребенка (третьего и последующего), на которого назначается региональный семейный капитал. Поскольку один из детей ФИО7, ФИО1, зарегистрирован по месту жительства на территории <адрес>, истцу разъяснена необходимость подтверждения проживания этого ребенка с ней в Ярославской области путем обращения в суд с заявлением об установлении факта совместного проживания. Тем не менее, никаких документов ФИО7 не представила, срок обращения с заявлением на получение региональной выплаты истек 21.01.2021г. При этом, УСЗН и Т в своей работе руководствуется Порядком назначения и выплаты регионального семейного капитала, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 02.09.2011г. № 20-11, а также утвержденным приказом этого же Департамента от 29.06.2012г. № 50-12 Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты семьям, имеющим детей, (регионального семейного капитала), которые содержат исчерпывающий перечень документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области. При обращении ФИО7 не были представлены документы, подтверждающие постоянное или преимущественное проживание на территории ЯО сына заявителя – ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При отсутствии указанного документа, орган соцзащиты населения обязан принять решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Департамент труда и социальной поддержки населения ЯО ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя, поддержав ранее представленный письменный отзыв с возражениями на иск по доводам, аналогичным УСЗН и Т.

Заслушав истца и представителей ответчика, изучив письменные материалы дела и исследовав представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона ЯО от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 16.12.2008), участниками социальных правоотношений являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области. Право на участие в социальных правоотношениях возникает у граждан не ранее первого месяца их постоянного или преимущественного пребывания на территории Ярославской области, если иное не установлено настоящим Кодексом.

На основании ч.2,6 и п.5 ч.7 ст. 77.1, Закона ЯО от 19.12.2008 N 65-з, региональный семейный капитал назначается на каждого третьего и последующего рожденного (усыновленного) ребенка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Заявление о выплате регионального семейного капитала подается в течение одного года после наступления полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Истечение установленного частью 6 настоящей статьи срока для обращения с заявлением о выплате регионального семейного капитала влечет утрату права на его получение.

Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-3 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по назначению и выплате денежных выплат в соответствии с законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» и Закона Ярославской области «О временных мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста в Ярославской области» в части назначения и выплаты пособий, в том числе в части назначения и выплаты единовременной выплаты семьям, имеющим детей (региональный семейный капитал).

Судом установлено, что истец ФИО7 является матерью: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; выдано удостоверение многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 10,11).

ФИО7 с 2013 года проживает со своей семьей по адресу: <адрес>.

29 апреля 2020г. ФИО7 обратилась в УСЗН и Т ФИО10 с заявлением на предоставление регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Управления социальной защиты населения и труда администрации Некоузского муниципального района Ярославской области от 12 мая 2020 г. № 15 в удовлетворении заявления было отказано на том основании, что не вся семья проживает на территории <адрес>: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. О содержании указанного решения ФИО7 направлено уведомление от той же даты.

Представителями ответчика не оспаривается, что отсутствие документа, подтверждающего регистрацию ФИО1 на территории <адрес>, явилось единственным основанием для отказа в предоставлении истцу регионального (семейного) капитала, а в остальном условия его получения отвечали требованиям Закона ЯО от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Не отрицали представители ответчика и тот факт, что ФИО1 постоянно проживает с семьей по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту временного пребывания, что подтверждается документально. Однако, принять у ФИО7 документы, не предусмотренные Порядком назначения и выплаты регионального семейного капитала и Административным регламентом, они не вправе.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 года (ст. 2).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1).

По смыслу названного Закона N 5242-1 посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений ст. 2 Закона N 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона N 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 2 июня 2011 г. N 11-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Право лиц, родивших второго и последующих детей связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом проживания этих лиц с детьми на территории Ярославской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>.

Истцом представлены документы, свидетельствующие о фактическом постоянном месте жительства по адресу: <адрес>. ее и всех ее детей, которые обучаются в МОУ <адрес>, справку МДОУ <адрес> о том, что в 2010-2011 году ФИО1 посещал это дошкольное учреждение, справка ГУЗ ЯО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. наблюдается в данном медучреждении.

По результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес>. общественной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (акт от 24.07.2020г.) установлено, что сын ФИО1 имеет временную регистрацию по указанному адресу, фактически всегда проживал и в настоящее время проживает с матерью, братьями и сестрой по месту временной регистрации. Все мальчики посещают <адрес> основную образовательную школу в <адрес>.

Суду представлены свидетельства о регистрации ФИО1 по месту временного пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. и с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. по адресу: <адрес> (л.д. 69,70).

При указанных обстоятельствах суд считает установленным и доказанным, что вся семья ФИО7 в полном составе постоянно проживает на территории Ярославской области с 26 июня 2013г.

По доводам УСЗН и Т и Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО суд учитывает, что организация предоставления регионального семейного капитала отнесена постановлением Правительства Ярославской области от 03.06.2011 № 417-п к перечню государственных услуг Ярославской области.

В соответствии с ч.1 ст.6 и ст.7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты семьям, имеющим детей (регионального семейного капитала) утвержден приказом департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 29.06.2012 № 50-12 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления единовременной выплаты семьям, имеющим детей (регионального семейного капитала)».

Порядок назначения и выплаты регионального семейного капитала утвержден приказом департамента от 02.09.2011 № 20-11 «Об утверждении порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала».

Для получения государственной услуги заявителю необходимо предоставить в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление о предоставлении регионального семейного капитала по форме, утвержденной Административным регламентом и документы, указанные в пункте 2.7 раздела 2 Порядка и подпункте 2.7.2.4 пункта 2.7.2 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента, подтверждающие постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области:

- выписка из паспорта гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области;

- свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемое органами регистрационного учета, и его копия - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

- справка о регистрации по месту жительства на территории Ярославской области, выдаваемая органами регистрационного учета, - в случае отсутствия штампа о регистрации по месту жительства в паспорте и (или) свидетельства о регистрации по месту жительства.

Вышеуказанный закрытый перечень документов, определенных Департаментом труда и социальной поддержки населения ЯО в Приказах от 02.09.2011 № 20-11 и от 29.06.2012 № 50-12 направлен на подтверждение исключительно регистрации по месту жительства в нарушение положений Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 и ст.ст. 19 и 77.1 Закона ЯО от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Данный закрытый перечень не позволил ФИО7 предоставить при обращении с заявлением о предоставлении регионального семейного капитала иные доказательства постоянного или преимущественного проживания на территории Ярославской области, по существу ограничивая ее право на получение социальной выплаты; Закон ЯО от 19.12.2008 № 65-з не предусматривает ограничений в предоставлении документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание, и уж тем более обязанности обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факта.

В свою очередь должностные лица УСЗН и Т при наличии у ФИО7 документов, подтверждающих проживание сына ФИО1 совместно с матерью и не оспаривая данное обстоятельство, были не вправе принять положительное решение по ее обращению исходя из обязательных для них положений вышеуказанных Приказов.

При этом, должностные лица УСЗН и Т действовали в полном соответствии со своими должностными обязанностями, поскольку в их компетенцию не входит оценка правомерности обязательных для них нормативно – правовых актов Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО.

Такое право имеет суд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 постановления от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании федерального закона в силу исключительных обстоятельств (ст. 55), которых на момент обращения ФИО7 с заявлением не имелось. Законом ЯО от 19.12.2008 N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (ст.ст. 19 и 77.1) право на предоставление регионального семейного капитала обусловлено постоянным либо преимущественным проживанием, а не исключительно регистрацией членов семьи на территории Ярославской области.

При указанных обстоятельствах, пункт 2.7 раздела 2 Порядка назначения и выплаты регионального семейного капитала» и подпункт 2.7.2.4 пункта 2.7.2 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента в части перечня документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области, не применяются судом при разрешении спора, а вынесенное на их основании решение УСЗН и Т № 15 от 12.05.2020г. не может быть признано законным.

Таким образом, требования ФИО7 подлежит удовлетворению.

Учитывая, что ФИО7 обратилась с заявлением о выдаче регионального (семейного) капитала в установленный законом срок, выплата должна быть ей произведена на основании этого заявления независимо от истечения срока на момент рассмотрения дела.

Поскольку ФИО7 предъявила иск, действуя в защиту законных интересах детей, будучи освобожденной от уплаты госпошлины на основании ст. 333.36 НК РФ, госпошлина в размере 300 руб. подлежит не взысканию с ответчика, а возврату истцу как излишне уплаченная.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения и труда администрации Некоузского муниципального района Ярославской области об отказе в предоставлении ФИО7 единовременной выплаты семьям, имеющим детей (регионального семейного капитала) от 12.05.2020г.

Признать право ФИО7 на получение единовременной выплаты семьям, имеющим детей (регионального семейного капитала) на основании ст. 77. (1) Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» с даты ее обращения, то есть с 29 апреля 2020г.

Обязать Управление социальной защиты населения и труда администрации Некоузского муниципального района Ярославской области назначить региональный семейный капитал по обращению ФИО7 от 29 апреля 2020г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд Ярославской области в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Пикунова