ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-26/2022 от 02.02.2022 Чесменского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-26/2022 (2-307/2021)

УИД 74RS0044-01-2021-000606-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» февраля 2022 г. с. Чесма

Чесменский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Шульгина К.В.,

при секретаре Думенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чесменского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области, Муниципальному унитарному предприятию Чесменского района «Многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности устранить нарушение законодательства, препятствующего получению паспорта готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чесменского района Челябинской области, обратился в суд с иском, с учетом уточненных исковых требований, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области, Муниципальному унитарному предприятию Чесменского района «Многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «МП ЖКХ») о возложении обязанности по устранению нарушений, изложенных в акте Ростехнадзора -МО от 19.10.2021 и Перечне к нему, препятствующих получению паспорта готовности муниципального образования «Чесменский муниципальный район» к отопительному периоду 2021-2022 годов, в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обеспечить проведение режимно-наладочных испытаний котлов в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- обеспечить проведение ревизии водоподготовительного оборудования и его наладку в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- утвердить план подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- составить отчет о выполнении планового графика ремонта источника тепловой энергии и тепловых сетей в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- определить критерии надежности теплоснабжения, установленные техническими регламентами в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- обеспечить проведение проверки знаний в комиссии Ростехнадзора ответственными работниками МУП «МП ЖКХ» за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Прокурор обосновал требования тем, что МУП «МП ЖКХ» использует на праве хозяйственного ведения котельные для поставки теплоэнергии на объекты социального назначения, расположенные в п.Цвиллинга и с.Чесма Чесменского района. В ходе проверки соблюдения действующего законодательства о теплоснабжении при подготовке муниципального образования Чесменский муниципальный район к отопительному периоду 2021-2022 годов, были выявлены недостатки в облуживании и эксплуатации котельных. Указанные недостатки отражены в акте проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021-2022 годов от ДД.ММ.ГГГГ-МО, составленном Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Несмотря на меры прокурорского реагирования, недостатки не устранены и препятствуют получению паспорта готовности муниципального образования «Чесменский муниципальный район Челябинской области» к отопительному периоду 2021-2022 годов.

В судебном заседании помощник прокурора Борисенков Д.А. поддержал уточненные исковые требования.

Представители ответчиков: администрации Чесменского муниципального района Челябинской области Ерахтина Н.А., МУП «МП ЖКХ» Шарафеева Э.Д. уточненные исковые требования признали в полном объеме.

Представители третьих лиц: Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Управления инженерного обеспечения и строительства администрации Чесменского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, по существу исковых требований возражений не представили.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из содержания п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 1, 4 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон «О теплоснабжении») следует, что органы местного самоуправления муниципального района на территории сельского поселения осуществляют полномочия по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и выполнению требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, а также теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с пунктами 2, 5-9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 (далее Правила) проверка готовности муниципальных образований к отопительному сезону осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).

При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.

Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

Согласно п.13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

Порядок технической эксплуатации котельных должен осуществляться с соблюдением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 (далее Правила технической эксплуатации).

Пунктом 1.1. Правил технической эксплуатации определено, что Правила устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок - производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 2.4.2 Правил технической эксплуатации допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.

Из приведенных правовых норм следует, что обязанность по получению паспорта к готовности к отопительному сезону возложена на органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, а техническая эксплуатация котельных должна осуществляться с соблюдением Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «МП ЖКХ» является владельцем на праве хозяйственного ведения газовых котельных, расположенных на территории поселка Цвиллинга и села Чесма Чесменского муниципального района Челябинской области и поставщиком тепловой энергии потребителям указанных населенных пунктов (л.д. 40-54).

В период с 15.10.2021 по 19.10.2021 Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена проверка готовности к отопительному сезону 2021–2022 г.г. муниципальных образований Чесменского муниципального района Челябинской области.

В ходе проверки были установлены следующие нарушения: не проведены режимно-наладочных испытания котлов в котельных; не проведена ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка в котельных; не утвержден план подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в котельных; не составлен отчет о выполнении планового графика ремонта источника тепловой энергии и тепловых сетей в котельных; не определены критерии надежности теплоснабжения, установленные техническими регламентами в котельных; не проведена проверка знаний в комиссии Ростехнадзора ответственными работниками за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Указанные нарушения отражены в акте проверки готовности к отопительному сезону 2021–2022 г.г. от ДД.ММ.ГГГГ-МО (л.д.11-37).

В ходе проверки прокуратурой Чесменского района соблюдения действующего законодательства о теплоснабжении при подготовке муниципального образования Чесменский муниципальный район к отопительному периоду 2021-2022 г.г. было установлено, что нарушения, указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ-МО не устранены, в связи с чем в адрес администрации Чесменского муниципального района направлено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.38-39).

Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, нарушения до настоящего времени не устранены и препятствуют получению паспорта готовности муниципального образования «Чесменский муниципальный район Челябинской области» к отопительному периоду 2021-2022 годов.

В судебном заседании представители ответчиков исковые требования признали в полном объеме.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает признание иска ответчиками.

Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, суд удовлетворяет заявленные истцом требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Чесменского района Челябинской области удовлетворить.

Принять признание иска ответчиками.

Возложить на ответчиков администрацию Чесменского муниципального района Челябинской области, Муниципальное унитарное предприятие Чесменского района «Многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства» обязанность по устранению нарушений, изложенных в акте Ростехнадзора -МО от ДД.ММ.ГГГГ и Перечне к нему, препятствующих получению паспорта готовности муниципального образования «Чесменский муниципальный район» к отопительному периоду 2021-2022 годов, в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обеспечить проведение режимно-наладочных испытаний котлов в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- обеспечить проведение ревизии водоподготовительного оборудования и его наладку в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- утвердить план подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- составить отчет о выполнении планового графика ремонта источника тепловой энергии и тепловых сетей в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- определить критерии надежности теплоснабжения, установленные техническими регламентами в котельных МУП «МП ЖКХ»;

- обеспечить проведение проверки знаний в комиссии Ростехнадзора ответственными работниками МУП «МП ЖКХ» за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.

Председательствующий: К.В. Шульгин

Мотивированное решение составлено 08.02.2022.

<данные изъяты>

Судья К.В. Шульгинё