ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-27(2019 от 04.02.2019 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-27(2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2019 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве гражданское дело по иску Каменских Александра Геннадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Лысьве Пермского края о включении в страховой стаж периода работы и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Каменских А.Г. обратился с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Лысьве Пермского края (далее ГУ УПФ РФ в г.Лысьве) о возложении обязанности включить в специальный стаж период его работы с 07.09.1988 по 24.04.1995 в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) в должности главного энергетика и произвести перерасчет пенсии.

Свои требования мотивировал тем, что в связи с достижением пенсионного возраста 19.09.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, однако при исчислении пенсионного обеспечения по старости, в его специальный стаж не включен период работы с 07.09.1988 по 24.04.1995? поскольку имеется разница в дате приема на работу и в основании назначения на должность в 8 месяцев. Это период, когда он проходил службу в органах внутренних дел в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) в должности главного энергетика. В период времени с 07.09.1988 по 15.05.1989 проходил аттестацию на офицерскую должность. 15.05.1989 издан приказ о назначении его на должность за № 23. Полагает, что факт его работы подтверждается записью в трудовой книжке и показаниями свидетелей. Просил включить в специальный стаж период его работы с 07.09.1988 по 24.04.1995 в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) в должности главного энергетика и возложить на ГУ УПФ РФ в г.Лысьве обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом вышеуказанного периода.

В судебном заседании истец Каменских А.Г. уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность по включению периода его работы с 07.09.1988 по 24.04.1995 в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) в должности главного энергетика в страховой стаж и перерасчете пенсии. Пояснил, что в настоящее время является получателем пенсии по старости по достижению возраста 60 лет. Специальный стаж не успел выработать и пошел на пенсию на общих основаниях. При назначении трудовой пенсии по старости, по результатам документальной проверки в его трудовой стаж не был включен период с 07.09.1988 по 24.04.1995 прохождения службы в органах внутренних дел в должности главного энергетика в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) Республики Узбекистан. В период времени с 07.09.1988 по 15.05.1989 он проходил аттестацию на офицерскую должность, затем приказом от 15.05.1989 принят на службу. Ответчиком отказано во включении в трудовой стаж этого периода, мотивировав тем, что этот период его работы документально не подтверждается. Считает данный отказ необоснованным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение, поскольку факт его работы подтверждается внесенными записями в трудовую книжку, а также показаниями свидетелей. Просит включить в страховой стаж период его работы в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ (зона строгого режима) в должности главного энергетика с 07.09.1988 по 24.04.1995 и возложить на ГУ УПФ РФ в г.Лысьве обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом вышеуказанного периода.

Представитель ответчика Зыкина О.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что при назначении пенсии в страховой стаж истца не включен период работы с 07.09.1988 по 24.04.1995 в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ республики Узбекистан, поскольку имеется разница в датах между поступлением на работу и приказом о назначении на службу примерно 8 месяцев и период работы не подтверждается документально. Кроме того, по Соглашению между Россией и Республикой Узбекистан в трудовой стаж может быть включен период лишь до 1991 года. На запрос о подтверждении стажа, ответ до настоящего времени не поступил. Просит в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 19.12.2016, с изм. от 05.12.2017) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерации и Республики Узбекистан, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п.п. 1, 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства; для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Из Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.94. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения стран СНГ от 13.03.92. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.92., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения стран СНГ от 13.03.92.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо также учитывать рекомендации, содержащиеся в распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.04. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР".

В соответствии с указанным распоряжением, которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 01.01.02. /после вступления в силу ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ"/ включать в подсчет трудового /страхового/ стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и /или/ иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование /п. 5 рекомендаций/.

Также согласно п. 5 рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда РФ признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13.03.92., но и после этой даты - до 01.01.02., а период работы с 01.01.02. может быть включен в стаж для назначения пенсии только при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 11, 37, 38 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что гражданин Российской Федерации Каменских А.Г. 19.09.2018 обратился в ГУ УПФ РФ в г.Лысьве с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. По результатам документальной проверки при подсчете страхового (общего трудового) стажа не включен период работы истца на территории Республики Узбекистан с 07.09.1988 по 24.04.1995 в Управлении исправительных дел МВД РУЗ (Узбекистан)? так как разница в дате при приеме и в основании в 8 месяцев (л.д.4).

Между тем, суд находит обоснованными требования истца о включении в его страховой стаж спорного периода работы.

Из трудовой книжки истца следует, что 07.09.1988 приказом № 51 от 07.09.1988 он назначен и.о. главного энергетика в учреждение УЯ 64/6 ОИТУ УВД Ташоблисполкома. Кроме этого, имеется запись о том, что в период с 07.09.1988 по 24.04.1995 истец проходил службу в органах внутренних дел УИД МВД РУЗ, срок службы составляет 11 лет, 08 месяцев, 28 дней, указаны дата и номер приказов: приказ о назначении УИД № 23 л/с от 15.05.1989 и приказ об увольнении УИД № 11 л/с от 24.045, имеется подпись инспектора отдела кадров, печать УИД МВД РУЗ (л.д. 5-6).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в спорный период времени истец действительно проходил службу в органах внутренних дел УИД МВД РУЗ, о чем свидетельствует трудовая книжка истца.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162) (ред. от 19.10.1990), действующей на спорный период работы истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.

Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Кроме трудовой книжки истца, в судебном заседании исследовались представленные им документы: справка о заработке для исчисления пенсии за 1994-1995г.р., с указанием заработка с помесячной расшифровкой и денежный аттестат № 28 от 13.10.1995 о размере и видах денежного довольствия, которые подтверждают факт осуществления истцом трудовой деятельности в Республике Узбекистан, в УЯ 64/6 ОИТУ в спорный период (л.д.48-49).

Также в подтверждение доводов истца в судебном заседании были допрошены свидетели Свидетель №1 и Свидетель №2

Так, свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснила, что состоит с браке с истцом с 1982 года. В период времени с 1988 по 1995 годы они с супругом проживали в Республике Узбекистан. Она работала в «Электрохимпроме» г.Чирчик. Истец работал главным энергетиком в исправительном учреждении строгого режима УЯ 64/6 ОИТУ. Он был аттестован и постоянно находился на работе. При поступлении на службу в это учреждение истец сразу был принят на постоянной основе, но некоторое время проходил подготовку, аттестацию. При несении службы ему выдавали денежное довольствие, военные пайки.

Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснила, что двоюродной сестрой супруги истца. Она (Свидетель №2) родилась в г.Чирчик Республики Узбекистан и проживала там до 2003г. Истец с супругой приехали жить к ней в г.Чирчик Республики Узбекистан сразу после свадьбы. Сначала истец устроился во вневедомственную охрану. В 1988 году он перешел работать в Исправительное учреждение, носил форменное обмундирование. Проработал в исправительном учреждении по 1995 год.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Действительно, в трудовой книжке истца имеется разница в датах между поступлением на работу и приказом о назначении примерно 8 месяцев, однако из пояснений истца и свидетелей следует, что при поступлении на работу в спорный период он проходил аттестацию на офицерскую должность. При этом, в период прохождения испытательного срока с 07.09.1988 по 15.05.1989 истец работал полный рабочий день и выполнял ту же работу.

В соответствии со статьей 1 Постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Статьей 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Анализ этих норм права показывает, что испытательный срок, в период которого лицо назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания, засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе пенсии выслуге лети и пенсии по старости.

Проанализировав вышеуказанные нормы права и совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о документальном подтверждении страхового стажа работы истца за спорный период, так как представленные в ГУ УПФ РФ в г.Лысьве документы выданы уполномоченными органами. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства и свидетельствующих о подложности доказательств, представленных истцом, ответчиком в суд не представлено. Поэтому оснований не доверять сведениям, содержащимся в указанных документах и трудовой книжке, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что спорный период работы не подлежат включению в страховой стаж, так как сведения о периоде работы не подтверждены документально, суд считает необоснованными.

В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, прилагаемых к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Спорный период работы истца с 07 сентября 1988 года по 24 апреля 1995 года не требует подтверждения справкой компетентного органа, поскольку он был до 01 января 2002 г.

Довод представителя ответчика о том, что на запрос ГУ УПФ РФ по г. Лысьве, направленный в компетентный орган Республики Узбекистан до настоящего времени не получен ответ не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», п. 6 раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий основным документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка. Иные документы необходимы в случае отсутствия трудовой книжки, либо когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.

Истцом при обращении за назначением пенсии, представлена трудовая книжка, содержащая точные сведения о работе, в том числе и в спорный период времени.

При изложенных обстоятельствах, требования истца о включении спорного периода работы в страховой стаж подлежат удовлетворению.

Поскольку размер пенсии по старости рассчитывается, в том числе, с учетом общего (страхового) стажа, то требование истца о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Каменских Александра Геннадьевича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Лысьве Пермского края включить в страховой стаж Каменских Александру Геннадьевичу период его работы с 07.09.1988 по 24.04.1995 в учреждении УЯ 64/6 ОИТУ УИД МВД Республики Узбекистан, а также произвести перерасчет и начислить пенсию с учетом вышеуказанного периода.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись).

Верно.Судья: